РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-4519
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей О.В. Герасимовой, Е.П.Иском
при секретаре А.С. Солоха
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2015 года дело по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах государства о признании незаконными действий Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края и возложению обязанности по совершению действий, вытекающих из его полномочий, по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 09 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Блудова И.А., председателя Хабаровского краевого союза садоводов ФИО2, представителей Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края ФИО3, ФИО4, КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска» ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах государства с заявлением о признании незаконными действий Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края по передаче КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска» доверенностью от 11.09.2013г. №, полномочий на представление интересов Комитета по реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на содействие занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, в Хабаровском крае, предоставлении Хабаровскому краевому союзу садоводов субсидии на заработную плату и материально-техническое обеспечение временной занятости, и возложению обязанности по принятию мер к взысканию средств указанной субсидии. В обоснование требований указал, что в результате проверки исполнения бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета, выделенных бюджету Хабаровского края в соответствии с пп. «ж» п.З Указа Президента РФ от 31.08.2013г. №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, ЕАО» на цели содействия занятости граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения, установлены нарушения в деятельности должностных лиц комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края, допущенные последним при предоставлении субсидий работодателям-участникам мероприятий по организации временной занятости пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан. Указывает, что Комитет, являющийся органом исполнительной власти Хабаровского края, одновременно является главным распорядителем бюджетных средств (далее ГРБС). Бюджетные полномочия осуществляются им самостоятельно, осуществление таких полномочий организациями и учреждениями, не являющимися исходя из их статуса органами государственной власти, является незаконным. КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска» в силу положений ст.ст.6,161,162 Бюджетного кодекса, Устава, является получателем бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств - Комитета. КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска», являясь казенным учреждением, не входящим в структуру органов исполнительной власти Хабаровского края, утвержденной распоряжением Губернатора края от 18.02.2011г. №89-р, не вправе осуществлять бюджетные полномочия ГРБС. Вместе с тем, Комитетом в лице её председателя ФИО1, замещающей должность в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 0305.2011г. №, доверенностью от 11.09.2013г. № КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска» уполномочено на представление Комитета по реализации Программы, в том числе на предоставление работодателям в рамках указанных соглашений субсидии на заработную плату, на материально-техническое обеспечение временной занятости. Реализуя переданные в соответствии с доверенностью полномочия, Центр заключил в 2013г. с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 43 договора на организацию временной занятости пострадавших от крупномасштабного населения граждан. Работодателям предоставлена субсидия на общую сумму <данные изъяты>, в том числе Хабаровскому краевому союзу садоводов на организацию 14-рабочих мест, в размере <данные изъяты> Полагает, что действия Комитета по передаче Центру определенных доверенностью полномочий, которые должны осуществляться исключительно ГРБС, являются незаконными, что влечет признание незаконными действий Центра по заключению договоров, а также перечислению работодателям средств субсидии. Кроме того, в ходе проверки установлено, что отчеты Союза о выполнении договорных обязательств, представленные в Центр, содержат недостоверные сведения. По постановлению прокурора края, 16.06.2014г. по указанным обстоятельствам в отношении должностных лиц Союза возбуждено уголовное дело по <данные изъяты>. В связи с допущенными нарушениями бюджетного законодательства, бюджету Хабаровского края причинен ущерб в размере незаконного предоставленных Союзу субсидий.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 09 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований прокурору Хабаровского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края считает решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права. Переданные Комитетом доверенностью полномочия являются исключительными полномочиями ГРБС, и в силу положений бюджетного законодательства исполняются только указанными органами и не подлежат передаче организациям, не осуществляющим в силу закона полномочия ГРБС. Кроме того, п.п.3.1, 3.7 -3.9, 3.12 Порядка осуществление полномочий по предоставлению работодателям в рамках соглашений субсидий на заработную плату возложено на Комитет, как на ГРБС, возможность передачи данных полномочий, в том числе посредством доверенности не предусмотрено. Считает, что вывод суда об отсутствии нарушений при передаче Комитетом Центру занятости полномочий главного распорядителя бюджетных средств основан на его произвольном толковании. Негативные последствия, выразившиеся в неправомерном предоставлении Союзу средств субсидии, которые не были использованы на цели, соответствующие условиям их получения, и незаконно израсходованы Союзом, не устранены.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Хабаровска» ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 № 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, имени Лазо, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно, Указа Президента РФ от 31.08.2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительства Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации было предписано обеспечить предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие занятости граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения, в срок до 15.10.2013.
Правительством Хабаровского края, в условиях введения чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края, 10.09.2013г. утверждена Программа дополнительных мероприятий по содействию занятости пострадавших в результате крупномасштабного наводнения граждан и работников организаций в Хабаровском крае №269-пр, согласно которой ответственным исполнителем программы является Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, участником программы - КГКУ «Центры занятости населения Хабаровского края».
Комитет по труду и занятости населения Хабаровского края, согласно п. 1.1. Положения о комитете, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2011г. №147-пр, является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами РФ и края к полномочиям органов исполнительной власти в области содействия занятости населения. Комитет входит в структуру органов исполнительной власти края и осуществляет свою деятельность непосредственно и через краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения Хабаровского края и иные подведомственные краевые государственные учреждения во взаимодействии с федеральными и краевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 1.3). Комитет является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета согласно нормативным правовым актам края (п. 1.7). Комитет возглавляет председатель, которые действует без доверенности от его имени.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Хабаровского края проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета, выделенных бюджету Хабаровского края в соответствии с пп. «ж» п.З Указа Президента РФ от 31.08.2013г. №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» на цели содействия занятости граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения, по результатам которой Губернатору, Председателю Правительства Хабаровского края внесено Представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, согласно которому доверенностью от 11.09.2013г. № полномочия Комитета, в том числе по предоставлению субсидии работодателям-участникам Программы, в нарушение ст.6, п.4 ст.154, п.1 ст.158 БК РФ, абз.1 разд.8 Программы, п.3.1. Порядка переданы КГКУ «Центр социальной занятости населения г.Хабаровска», что в свою очередь повлекло негативные последствия, выразившиеся в неправомерном представлении Союзу садоводов средств субсидии, которые не были использованы на цели, соответствующие условиям их получения, и незаконно израсходованы Союзом.
Как следует из материалов дела, Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, в лице председателя комитета ФИО1, 10.09.2013 г. выдал доверенность, зарегистрированную за № от 11.09.2013г., которой уполномочил КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска» представлять интересы комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края по реализации Программы дополнительных мероприятий по содействию занятости пострадавших в результате крупномасштабного наводнения граждан и работников организаций в Хабаровском крае, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 10.09.2013г. №269-пр. Указанной доверенностью определены действия, которые Комитет уполномочил осуществлять КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска».
Судом установлено, что доверенность Комитета от 10.09.2013г., оформлена и выдана председателем Комитета в рамках предоставленных ему полномочий по должности, что следует из Положения о комитете. При этом, выдача и оформление доверенности не содержит властного волеизъявления лица, которое может повлечь нарушение прав и свобод для конкретных граждан и организаций, или создавать препятствия к их осуществлению.
В силу части 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом - другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
По смыслу указанной нормы права, лицо, которому выдается доверенность, действует на основании доверенности не от собственного имени, а от имени лица, выдавшего ему доверенность.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
На основании части 3 статьи 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Соответственно, права и обязанности по договору, заключенному одним лицом на основании доверенности от имени другого лица, возникают непосредственно у лица, выдавшего доверенность. Таким образом, на основании доверенности лицу для представительства перед третьими лицами могут быть переданы только полномочия на преставление интересов и осуществление определенных юридических действий от имени лица, выдавшего доверенность, без возникновения прав и обязанностей у представителя. Непосредственно, сами полномочия, которыми наделено лицо, выдающее доверенность, не передаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обосновано исходил из вышеприведенных норм права и пришел к обоснованному выводу о том, что выданной Комитетом доверенностью от 10.09.2013 г. КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска» бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств не передавались. Доверенность выдана Комитетом в пределах полномочий, предоставленных законом, в целях выполнения мероприятий Программы № 269-пр, участнику указанной программы.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении на Комитет обязанности по принятию мер к взысканию субсидии, предоставленной Хабаровскому краевому союзу садоводов в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежат, поскольку КГКУ «Центр занятости населения г.Хабаровска» действуя на основании выданной ему Комитетом доверенности от 11.09.2013 г., заключил от имени Комитета с Хабаровским краевым союзом садоводов договор № от 30.10.2013 г. на организацию временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях подвергшихся наводнению. Соответственно, права и обязанности по указанному договору возникли не у Центра занятости населения, а у Комитета и Хабаровского краевого союза садоводов. Механизм возврата перечисленной работодателю субсидии на временную занятость в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных Порядком, и (или) необоснованного получения субсидий в результате предоставления недостоверных сведений, указанных в заявке, а также нецелевого использования субсидии, установлен пунктами 3.7 - 3.9, 3.14 Порядка. Такие основания прокурором в заявлении не приведены. Факт возбуждения в отношении должностных лиц Хабаровского Краевого союза садоводов уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>, сам по себе, при отсутствии обвинительного приговора, таковым не является.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в апелляционном представлении повторяют правовую позицию прокурора, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и иную оценку доказательств, которые судом первой инстанции исследованы в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, в связи с чем не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 09 апреля 2015 года по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах государства о признании незаконными действий Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края и возложению обязанности по совершению действий, вытекающих из его полномочий оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.В. Герасимова
Е.П. Иском