ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4563/2022 от 24.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 33-4563/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

2-287/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Родькина Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2022 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

ФИО1

судей:

ФИО2, ФИО3

при секретаре:

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" к ФИО5, третье лицо: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о взыскании денежных средств, по апелляционное жалобе Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2022 года

УСТАНОВИЛА:

ГКУ РК «Центр занятости населения», с учетом уточнения заявленных требований, предъявил к ФИО5 иск о взыскании суммы неосновательного обогащения - рублей, полученной ответчиком в виде пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1,94).

Определениями Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым (в порядке правопреемства), директор ГКУ РК» Центр занятости населения» (л.д. 43, 48, 63).

Решением суда Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2022 года в удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ГКУ РК « Центр занятости населения» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в автоматическом режиме в электронном виде с использованием информационно-аналитической системы на Общероссийском информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» поступают сведения из Пенсионного фонда РФ о трудовой деятельности застрахованного лица. Сведения о том, что ответчик работал в июле 2020 года поступили в Центр из трриториальных органов Пенсионного фонда РФ только 20.01.2021года. В связи с этим, выводы суда первой инстанции о том, что Центром не предоставлены доказательства ежемесячного направления запросов в Пенсионный фонд в целях выявления факта осуществления ответчиком трудовой деятельности, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Также необоснованы выводы суда о недоказанности истцом недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице. При каждой перерегистрации ответчику на Портале указывался комментарий о необходимости извещения Центра о фактах трудоустройства, открытия индивидуального предпринимательства. Однако, за период нахождения на учете в качестве безработного ФИО5 не сообщал о заключении им договоров о возмездном оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым скрывая факт принадлежности к категории занятого населения в понимании статьи 2 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1. При разрешении спора судом неверно применены нормы материального права – ст. 1109 ГК РФ. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ответчик относился к категории занятого населения, он подлежал снятию с учета, а неправомерно полученное ответчиком пособие по безработице должно быть возвращено в доход Центра.

Оценив имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, принятые судом апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 327.1, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, исследовав материалы личного дела получателя государственных услуг ФИО5, выслушав пояснения ответчика и представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно Статья 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Согласно статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

3. Безработными не могут быть признаны граждане, среди прочего: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случаях: длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

Согласно части третьей указанной выше статьи, выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц, в том числе в случаях нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2020 г. N 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также-Временные правила), которые устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Этим постановлением (п. 2) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения и об организации дистанционного режима работы или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 17 (1) Временных правил пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Согласно пункта 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом, согласно п 6 Временных правил, работодатель по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

Пунктом 17 Временных правил, в редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 634, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

С 1 сентября 2020 г. центры занятости населения направляют запросы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными до вступления в силу настоящих Временных правил.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ признан безработным и с указанной даты ему назначено пособие по безработице в соответствии с п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 33 Закона РФ от 19 апреля 1991года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д. 12) В соответствии с приказом ГКУ РК «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ выплата ФИО5 пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия обманным путем (пункт 2 статьи 35 ЗРФ №1032-1).

Обосновывая исковые требования, ГКУ РК «ЦЗН» указал, что в рамках межведомственного электронного взаимодействия территориальным отделением были получены сведения от Пенсионного фонда Российской федерации, согласно которым ФИО5 в период получения пособия по безработице осуществлял трудовую деятельность с получением соответствующего дохода.

В частности установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между » и ФИО5 заключен договор о возмездном оказании услуг водителя по перевозке продукции автомобилем заказчика; срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; стоимость услуги – рублей. Аналогичный по виду и содержанию договор заключен между теми же сторонами ДД.ММ.ГГГГ; срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; стоимость услуги рублей. ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами заключен договор о возмездном оказании услуг водителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость перевозки продукции по договору составляет рублей (л.д. 101-116).

В ходе рассмотрения дела ФИО5 пояснил, что не сообщал ГКУ РК «ЦЗН» о заключенных договорах и полученном доходе, поскольку не расценивал эти обстоятельства как устройство на работу, выполнял отдельные поручения в интересах в период отсутствия основного работника. Трудовые отношения между ним и указанным предприятием невозникали; получил незначительный доход за оказание разовых услуг по перевозке грузов и не осознавал необходимость извещения об этом Центра занятости, так как не получал постоянный доход от осуществления трудовой деятельности.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

ГКУ РК «ЦЗН» предоставил суду сведения регистрационной карты о том, что в соответствии с п. 17, 17(1) Временных правил ежемесячно приводилась перерегистрация ФИО5 в качестве безработного (л.д. 37-38).

ГКУ РК «ЦЗН» ДД.ММ.ГГГГ направил в ПФР запрос о сведениях относительно осуществления ФИО5 трудовой деятельности; в этот же день был получен ответ посредством электронной почты о том, что в июле, августе, ноябре 2020года ФИО5 получал доход от работодателя (л.д. 19). Из сопроводительного письма УПФРФ в Симферопольском районе от 25 мая 2021года также усматривается, что межведомственный запрос ГКУ РК «Центр занятости населения» в Симферопольском районе был направлен в ПФР ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). Аналогичные сведения изложены ГКУ РК «Центр занятости населения» в письменных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Из оригиналов личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения следует, что ДД.ММ.ГГГГ из ПФР сервис «сведения о факте осуществления трудовой деятельности» получены сведения о том, что в июле, августе и ноябре 2020 года ФИО5 работал. Из пояснительной записки ведущего инспектора отдела ПСУ ТО ГКУ «Центр занятости населения» в Симферопольском районе ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ на Портале «Работа в России» автоматически поступила информация об осуществлении трудовой деятельности ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (то есть спустя два месяца) был направлен запрос за исх. в органы ПФР о предоставлении сведений о трудовой деятельности в отношении ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (то есть через два месяца после первого запроса) в органы ПФР был направлен повторный запрос. ДД.ММ.ГГГГ Центром получен ответ от территориальных органов ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий факт трудоустройства ФИО5

В связи с тем, что из скриншота о сведениях о трудовой деятельности застрахованного лица, приложенного истцом к апелляционной жалобе, не представляется возможным установить обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому спору и имеющие существенное значение для правильного его разрешения, запросом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было предложено предоставить суду документы, подтверждающие выполнение Центром своей обязанности при каждом случае перерегистрации ФИО5 получать сведения из органов ПФР относительно осуществления трудовой деятельности либо иной оплачиваемой деятельности.

Доказательства, достоверно подтверждающие получение Центром в автоматическом режиме, либо путем получения ответов на запросы, сведений из ПФР о трудоустройстве ответчика, суду не предоставлены. Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, вопреки положениям пункта 17, 17(1) Временных правил, ГКУ РК «Центр занятости населения» при осуществлении перерегистрации ФИО5 в качестве безработного не осуществило надлежащих и достаточных мер по проверке сведений о его трудоустройстве. Между тем, данная перерегистрация проводится с целью осуществления контроля за наличием (сохранением) условий выплаты пособия, поскольку целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы.

Кроме того, из пояснительной записки инспектора отдела ПСУ, а также запросов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, находящихся в личном деле ФИО5 следует, что после получения Центром информации о трудоустройстве ответчика (ДД.ММ.ГГГГ), соответствующие запросы в ПФР были сделаны с значительной задержкой во времени.

Таким образом, выплата пособия производилась не вследствие недобросовестных сведений ФИО5, направленных на получение пособия обманным путем, а в результате ненадлежащего выполнения Центром возложенных функций.

Ссылка ответчика на то, что ответчик уведомлялся о необходимости извещения Центра о работе по трудовому договору, либо выполнении иной оплачиваемой работы, выполнении работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в подтверждение чего предоставлены скриншоты (приложены к апелляционной жалобе), не может быть принята во внимание. В комментарии от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Центр занятости населения» указал ФИО5, что (буквально) «для подтверждения факта отсутствия трудоустройства …просьба позвонить инспектору; в случае трудоустройства необходимо предоставить приказ о принятии на работу"; в комментарии Центра от ДД.ММ.ГГГГ указано что «для подтверждения факта отсутствия трудоустройства …просьба оповестить инспектора о факте отсутствия трудоустройства …открытии индивидуального предпринимательства; если трудоустроились, …открыли индивидуальное предпринимательство – прислать подтверждающие документы; в комментариях Центра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указывалось о необходимости известить инспектора о факте трудоустройства, открытии индивидуального предпринимательства, самозанятости (л.д.141, 142).

Договоры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между ФИО5 и поименованы как «договоры о возмездном оказании услуг водителя»; предметом указанных договоров является - оказание услуг по перевозке продукции автомобилем заказчика. В условиях договоров не содержится указание о том, что данные договоры являются трудовыми. В трудовую книжку ФИО5 записи о периодах работы в соответствии с данными договорами не вносились.

Учитывая, что в комментариях к извещениям о перерегистрации, Центром указывалось лишь об обязанности получателя пособия по безработице известить Центр о факте трудоустройства, занятия индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости, принимая во внимание возложение на истца бремени доказывания недобросовестности ответчика, и отсутствие каких либо доказательств о разъяснении ФИО5, не имеющего юридического образования, обязанности сообщать не только о факте трудоустройства, но и получения дохода от иных видов деятельности (по разовым гражданско – правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг), следует согласиться с доводами ответчика о том, что он не совершал обманных действий с целью незаконного получения пособия по безработице; поскольку он не был трудоустроен (не писал заявление о приеме на работу и работодателем не оформлялся приказ о его приеме на работу), а лишь несколько дней предоставлял услугу в интересах хозяйственного общества, не являющейся осуществлением трудовой функции на постоянной или временной основе, то и не полагал необходимым сообщать об этом факте (не являющемся фактом трудоустройства или ведения индивидуального предпринимательства) ГКУ РК «ЦЗН».

Согласно ст. 35 Закона РФ , выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, среди прочего, в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Согласно пункта 19 Временных правил, в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Поскольку истцом не доказан факт недобросовестности ответчика при приобретении статуса безработного и получения пособия, и совершение им обманных действий с целью неправомерного получения пособия, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска о взыскании суммы неосновательного обогащения.

Таким образом, на основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: