ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4623/20 от 14.09.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-4623/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 14 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе

председательствующего Заплоховой И.Е.,

судей Алексеевой Е.Д., Матвеевой Н.Л.

при помощнике судьи Шатане М.С.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Лодейнопольский муниципальный район» Ленинградской области на решение по делу № 2-125/2020 Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 мая 2020 года, которым частично удовлетворены исковые требования Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Лодейнопольская детская художественная школа № 5», Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Комитету финансов Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Отделу по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании установить мнемосхему, обеспечить финансирование,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Заплоховой И.Е., объяснения прокурора Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Лодейнопольский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Лодейнопольский городской суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Лодейнопольская детская художественная школа № 5» Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Комитету финансов Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Отделу по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании в соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей и обустроить направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов в МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5», в результате которой установлено, что при входе в здание школы нарушение п. 8.1.6 Свода правил СНиП 35-01-2001 отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема. Обязанность по обеспечению финансирования МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5» на выполнение работ по обеспечению условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание возложена на администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Бездействие ответчиков нарушает гарантированные законодательством права указанных лиц, в том числе несовершеннолетних.

Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 мая 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На МКОУДО «Лодейнопольская детская художественная школа № 5» возложена обязанность установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей и обустроить направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность обеспечить финансирование МКОУДО «Лодейнопольская детская художественная школа № 5» на выполнение указанных видов работ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В иске Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету финансов Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Отделу по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить финансирование Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Лодейнопольская детская художественная школа № 5» на выполнение указанных видов работ отказано.

В связи с несогласием с постановленным решением суда администрацией муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области представлена апелляционная жалоба, в соответствии с которой ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы ответчик указал, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете для осуществления деятельности МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5», является Отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В судебном заседании прокурор просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб по правилам статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).

В силу приведенных процессуальных норм судебная коллегия рассматривает настоящее дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, а также проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив дело, выслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 7, 38, 43 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Детство находится под охраной государства.

Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу п.п. 3, 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих целей языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 3 статьи 79 названного Закона предусмотрено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту 4 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом организаций их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года, возлагает на государства-участники обязанность принимать меры по обеспечению физической доступности образовательных учреждений.

В соответствии с названной Конвенцией разработан Свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2016), утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года за № 798/пр, введенный в действие с 15 мая 2017 года, предусматривающий технические требования к оборудованию входа зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями.

Согласно п. 8.1.6 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2016) при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна быть размещена с правой стороны по ходу движения на удаления от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лодейнопольской городской прокуратурой 8 ноября 2019 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов в МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5».

По итогам проверки было установлено, что в нарушение требований СП СНиП 35-01-2001 при входе в здание МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5» отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом надзорной проверки от 8 ноября 2019 года и ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования к школе и администрации об обязании установить мнемосхему и обеспечить финансирование, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий лицам с ограниченными возможностями, в том числе несовершеннолетним, для беспрепятственного доступа к учреждениям дополнительного образования, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы, основанные на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5» является Отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.

Эти же доводы были проверены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Положениями ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст. 125 ГК РФ).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Уставом МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5» установлено, что собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Полномочия Учредителя осуществляет Администрация муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Функции Учредителя осуществляет Отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (п.п.1.3 Устава).

Согласно пунктам 3.11, 3.12 положения об Отделе по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, утвержденному решением совета депутатов Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 24 декабря 2013 года № 379, к полномочиям Отдела относится, в том числе, участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказа муниципального района на выполнение работ и оказание услуг, связанных с деятельностью сферы культуры, молодежной политики и спорта в пределах своей компетенции; осуществление прав главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов местного бюджета.

Таким образом, Отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области выступает главным распорядителем бюджетных средств в отношении МКОУ ДО «Лодейнопольская ДХШ № 5» только в части формирования, размещения и контроля за исполнением муниципального заказа муниципального района на выполнение работ и оказание услуг, связанных с деятельностью сферы культуры, молодежной политики и спорта. У Отдела отсутствуют полномочия по планированию, финансированию и распоряжению бюджетными средствами по оборудованию здания школы с целью его доступности для лиц с ограниченными возможностями. Поэтому апелляционная жалоба Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области подлежит отклонению.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Лодейнопольский муниципальный район» Ленинградской области– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Алексеенок Н.М.