Ботлихский районный суд РД
Судья Саидов Д.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. по делу N 33-4740, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Шихгереева Х.И.
судей – Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.
при секретаре – Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации СП «сельсовет Чанковский» Алиева И.П. на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 25 октября 2013 года по делу по заявлению прокурора Ботлихского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения муниципального образования «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД, выразившихся в уклонении от исполнения полномочий по принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения и обязании ее принять меры по их разработке и принятию,
установила:
Прокурор Ботлихского района РД в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения муниципального образования «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД, выразившихся в уклонении от исполнения полномочий по принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения и обязании ее принять меры по их разработке и принятию. В обосновании своих требований он сослался на следующее: Прокуратурой Ботлихского района РД по заданию прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения земельного законодательства, законности распоряжения земельными участками органами местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что администрацией СП «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД не утвержден генеральный план поселения, не приняты нормативные правовые акты, регулирующие правила землепользования и застройки.
В ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки поселений относятся к полномочиям органам местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
В ст.ст.9, 18, 23, 24 Градостроительного кодекса РФ указано, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования муниципальных образований являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализаций таких решений. К ним относятся генеральные планы поселений. Решение о подготовке проекта генерального плана, а так же решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Представительный орган местного самоуправления поселения, с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана.
Статья 31 Градостроительного кодекса РФ определяет порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и предусматривает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения либо к различным частям территорий поселения (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав, и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте сельского поселения (при наличии официального сайта сельского поселения) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения так же может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, предоставленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативно правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и предоставляет указанный проект главе местной администрации. Глава местной администрации в течении десяти дней после предоставления ему проекта правил землепользования и застройки должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Состав и порядок деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 32 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что правила землепользования и застройки утверждаются представительными органами местного самоуправления. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».
Отсутствие денежных средств в бюджете поселения на разработку генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения не освобождает органы местного самоуправления поселения от обязанности по принятию указанных выше документов, возложенной на органы местного самоуправления Федеральным законом.
Бездействие администрации СП «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД по разработке и принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков и получение разрешения от органов местного самоуправления для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах сельского поселения.
Решением Ботлихского районного суда от 25 октября 2013 года заявление прокурора Ботлихского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено, судом постановлено: «Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - сельского поселения «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД, выразившегося в уклонении от исполнения полномочий по принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - сельского поселения «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД принять меры по их разработке и принятию».
На указанное решение главой администрации СП «сельсовет Чанковский» Ботлихского района Алиевым И.П. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Алиев И.П. указывает, что бездействия, выразившиеся в уклонении от исполнения полномочий по принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования, были вызваны отсутствием в бюджете денежных средств выделенных для исполнения полномочий по принятию генерального плана поселения, правил застройки и землепользования
Помощником прокурора Ботлихского района Азизовым А.О. на жалобу главы администрации СП «сельсовет Чанковский» поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы.
В своих возражениях помощник прокурора приводит доводы и основания, изложенные в поданном прокурором района заявлении, при этом указывает, что отсутствие денежных средств в бюджете поселения на разработку генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения не освобождает органы местного самоуправления поселения от обязанности по принятию указанных в заявлении документов, возложенной на органы местного самоуправления Федеральным законом.
В силу изложенного просит отклонить апелляционную жалобу главы СП «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Глава администрации «село Чанковский» Ботлихского района Алиев И.П., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, своего представителя в суд не направил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Багамаева А.М., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей по подготовке и принятию соответствующих актов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образов, заявление прокурором Ботлихского района РД подано в целях предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения «сельсовет Чанковский»), в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право утверждать генеральные планы поселения, правила землепользования и застройки, утверждать подготовленную на основе генеральных планов поселения документацию по планировке территории, выдачи разрешений на строительство.
В соответствии с требованиями ст.2, 4, 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.8, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Из материалов дела следует и судом установлено, что администрацией СП «сельсовет Чанковский» Ботлихского района РД на момент вынесения решения не подготовлен и не направлен на утверждение в соответствующий представительный орган проект генерального плана поселения, правил застройки и землепользования.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая установленную действующим законодательством процедуру подготовки генеральных планов поселений, правил застройки и землепользования, судебная коллегия считает, что суд обосновано удовлетворил заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «сельсовет Чанковский» Ботлихского района, выразившееся в непринятии мер к разработке генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения и обязании администрации сельского поселения «сельсовет Чанковский» принять меры по разработке и принятию генерального плана сельского поселения, правил застройки и землепользования.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на выполнение предусмотренных законом требований, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ботлихского районного суда РД от 25 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации СП «сельсовет Чанковский» Алиева И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи