ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4785/2021 от 20.07.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 2(1)-1370/2020

№ 33-4785/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 20 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н,

судей Зудерман Е.П, Сенякина И.И,

при секретаре Козырецком В.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ФИО1 о признании договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 ноября 2020 года и дополнительное решение от 26 февраля 2021,

установила:

Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с вышеназванным иском, указав, что прокурором при осуществлении надзора за соблюдением земельного и лесного законодательства выявлен факт незаконного распоряжения земельным участком лесного фонда. Установлено, что 06 февраля 2018 года в администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области поступило заявление ФИО1 с просьбой предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., находящегося по адресу: (адрес), кадастровый квартал , для завершения строительства объекта незавершенного строительства – гостевого домика на две пары, площадью застройки *** кв.м., степенью готовности 5%, принадлежащего ему на праве собственности. 06.02.2018 года администрацией МО Бузулукский район с ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, площадью 71500 кв. м. на период с 06.02.2018 года по 31.12.2018 года. Однако администрация МО Бузулукский район не обладала полномочиями по распоряжению данным земельным участком, о чем должностным лицам администрации района было достоверно известно из решений Бузулукского районного суда от 29.12.2017 года по гражданскому делу №2(1)-106/14, от 29.01.2018 года по гражданскому делу №2(1)-401/2018, а также апелляционного определения Оренбургского областного суда от 15.01.2015 года. 02.03.2011 года отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Бузулукский район выдано разрешение на строительство 6 объектов ООО «Туристическая база «Сказка» на земельном участке с кадастровым номером , срок его действия до 02.08.2011 года. На земельном участке с кадастровым номером , согласно выписке из ЕГРН, имеется гостевой домик площадью *** кв. м., степень готовности 5%, собственником, которого является ФИО1, объект зарегистрирован и поставлен на учет 24.05.2011 года, о чем сделана соответствующая запись. В ходе проверки установлено, что на земельном участке ведутся строительные работы, при этом разрешение на строительство нового объекта отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Бузулукский район не выдавалось, а ранее выданное не продлевалось. Ранее вступившими в законную силу решениями суда установлено, что данный земельный участок относится к категории земель лесного фонда. Использование ФИО1 земель лесного фонда является неправомерным, нарушает права собственника – Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, негативно влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан, ограничивает им доступ на указанный участок.

Уточнив иск, прокурор просит суд признать недействительным и расторгнуть договор аренды от 06.02.2018 года, заключенный между администрацией МО Бузулукский район и ФИО1, по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером . Применить последствия недействительности сделки – договора от 06.02.2018 года, обязать ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , в собственность Российской Федерации. Аннулировать в ЕГРН запись о регистрации договора аренды от 06.02.2018 года земельного участка с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала . Признать недействительной запись в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала . Внести изменения в запись ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , Управлением Росреестра по (адрес), а именно, изменить категорию учета на земли лесного фонда. Снять с государственного кадастрового учета объект незавершенного строительства – гостевой домик площадью *** кв.м., степенью готовности 5%, собственником которого является ФИО1. Обязать ФИО1 в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером от незаконно возведенных объектов незавершенного строительство – объектов капитального строительства, а именно конюшня на 3 дневника с навесом, общей площадью *** кв.м., материал стен - деревянный брус, фундамент - ленточный бетонный, глубиной более 30 см под конюшней по точкам 1-2-3-6-1. Объект капитального строительства- «дом рыболова», с характеристиками: общая площадью *** кв.м., количество этажей - 2, в том числе цокольный этаж, 1 этаж - бревенчатый сруб, цокольный этаж - бетонные перегородки с бетонными несущими стенами, фундамент ленточный, железобетонные плиты, пол цокольного этажа - бетонный по грунту, перекрытие между этажами – бетонное, перекрытие первого этажа деревянное, высота цокольного этажа 3, 5 м., высота первого этажа от пола до перекрытия 3 м., покрытие профилированный лист по деревянной обрешетке, на деревянных балках, площадь здания по внешнему контуру *** кв.м., площадь застройки здания *** кв.м, по линии фундамента,-степень готовности здания не более 60%. Обязать ФИО1 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , площадь. 71500 кв.м., (адрес), в центральной части кадастрового квартала ,утвердить проект рекультивации в федеральном органе по надзору в сфере природопользования, произвести мероприятия по рекультивации, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после проведения мероприятий по рекультивации подготовить акт о рекультивации земель, который предоставить в федеральный орган по надзору в сфере природопользования.

Определением суда от 12.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен ФИО2.

Определением суда от 06.11.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Администрация МО Колтубановский поссовет.

Определением суда от 27.11.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ГКУ «Бузулукское лесничество» и Федеральное агентство Лесного хозяйства («Рослесхоз»).

Протокольным определением суда от 15.01.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО Туристическая база "Сказка", ФИО3, ФИО4.

Протокольным определением суда от 04.03.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Определением суда от 11 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство экономического развития РФ.

Определением суда от 26.08.2020г. заменено третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на правопреемника Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в связи с реорганизацией в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор Белоусов С.А. поддержал заявленные исковые требования и просит их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности в интересах администрации МО Бузулукский район, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо - ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФИО2 по ордеру адвокат Степаненко С.В. в судебном заседании просил удовлетворить иск.

Третье лицо- администрации МО Колтубановский поссовет Бузулукского района в судебное заедание своего представителя не направила, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.

Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в отзыве, что п.Заповедный расположен на территории земель лесного фонда, не переведенных в земли особо охраняемых природных территорий. Поселок включен в границы образованного Борового участкового лесничества ГКУ «Бузулукское лесничество». В силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом. Проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда не согласовывался в данной части ни с Минстроем России, ни с Рослесхозом, поскольку обоснование Генерального плана в текстовой форме информации о включении в границы населенного пункта участков лесного фонда не содержало. При подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую. Полагает не подлежащими применению положения законодательства о приоритете сведений ЕГРН над иными сведениями, в том числе, содержащимися в государственном лесном реестре. Иное положение способствовало бы легализации прав в отсутствие волеизъявления собственника в лице РФ вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона. Ответчик воспользовался таким правом. Согласно решению Бузулукского районного суда от 29.10.2018 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Бузулукский район, ТУ Росимущества в Оренбургской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером суд пришел к выводу о том, что земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений. В связи с этим положения части 5 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ не распространяются на данную ситуацию, ФИО1 не вправе требовать в судебном порядке признания его прав на земельный участок с учетом правил ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Не обладая полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , 06.02.2018 между администрацией МО Бузулукский район и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка. В связи с этим считают требования Бузулукского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третьи лица – Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

Третьи лица - ООО Туристическая база «Сказка», ГКУ «Бузулукское лесничество», ФИО4, ФИО3 извещены по правилам ст.161.1 Гражданского кодекса РФ, ст.113 ГПК РФ, направленные извещения по адресам их регистрации и месте жительства возвращены за истечением срока хранения.

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 сентября 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд признал недействительным договор аренды от 06.02.2018 года, заключенный между администрацией МО Бузулукский район и ФИО1 по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 56:08:0207001:115.

Применил последствия недействительности сделки – договора от 06.02.2018 года.

Обязал ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , в собственность Российской Федерации.

Взыскал с администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в пользу ФИО1 93 419,82 рублей.

Исключил из ЕГРН запись о регистрации договора аренды от 06.02.2018 года земельного участка с кадастровым номером .

Снял с государственного кадастрового учета объект незавершенного строительства гостевой домик, площадью *** кв.м., степенью готовности 5%, собственником которого является ФИО1

Обязал ФИО1 в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером от незаконно возведенных объектов незавершенного строительства – объектов капитального строительства, а именно конюшня на 3 дневника с навесом, общей площадью *** кв.м., материал стен - деревянный брус, фундамент - ленточный бетонный, глубиной более 30 см.; «дом рыболова», с характеристиками: общая площадью *** кв.м., количество этажей - 2, в том числе цокольный этаж, 1 этаж - бревенчатый сруб, цокольный этаж - бетонные перегородки с бетонными несущими стенами, фундамент ленточный, железобетонные плиты, пол цокольного этажа - бетонный по грунту, перекрытие между этажами – бетонное, перекрытие первого этажа деревянное, высота цокольного этажа 3, 5 м., высота первого этажа от пола до перекрытия 3 м., покрытие профилированный лист по деревянной обрешетке, на деревянных балках, площадь здания по внешнему контуру *** кв.м., площадь застройки здания *** кв.м. по линии фундамента, степень готовности здания не более 60 %.

Обязал ФИО1 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположение (адрес), в Центральной части кадастрового квартала , в соответствии с которым осуществить его рекультивацию в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Указано, что решение суда является основанием для внесения изменений в записи ЕГРН о земельном участке, с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , - собственность Российской Федерации.

Аппелляционным определением Оренбургского областного суда 17 декабря 2019 года решение оставлено без изменения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 мая 2020 решение Бузулукского районного суда от 19 сентября 2019 и апелляционное определение судебной коллегии Оренбургского областного суда от 17 декабря 2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.

Решением Бузулукского районного суда от 06 ноября 2020 исковые требования исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ФИО1 удовлетворено частично.

Признан недействительным договор аренды от 06.02.2018 года, заключенный между администрацией МО Бузулукский район и ФИО1, по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером .

Применены последствия недействительности сделки – договора от 06.02.2018 года.

На ФИО1 возложена обязанность возвратить земельный участок с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , в собственность Российской Федерации.

С администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в пользу ФИО1 взысканы 93419,82 рублей

Исключена из ЕГРН запись о регистрации договора аренды от 06.02.2018 года земельного участка с кадастровым номером .

Снят с государственного кадастрового учета объект незавершенного строительства гостевой домик, площадью *** кв.м., степенью готовности 5%, собственником которого является ФИО1.

На ФИО1 возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 56:08:0207001:115 от незаконно возведенных объектов незавершенного строительства – объектов капитального строительства, а именно конюшня на 3 дневника с навесом, общей площадью *** кв.м., материал стен - деревянный брус, фундамент - ленточный бетонный, глубиной более 30 см.; «дом рыболова», с характеристиками: общая площадью *** кв.м., количество этажей - 2, в том числе цокольный этаж, 1 этаж - бревенчатый сруб, цокольный этаж - бетонные перегородки с бетонными несущими стенами, фундамент ленточный, железобетонные плиты, пол цокольного этажа - бетонный по грунту, перекрытие между этажами – бетонное, перекрытие первого этажа деревянное, высота цокольного этажа 3, 5 м., высота первого этажа от пола до перекрытия 3 м., покрытие профилированный лист по деревянной обрешетке, на деревянных балках, площадь здания по внешнему контуру *** кв.м., площадь застройки здания *** кв.м, по линии фундамента,-степень готовности здания не более 60 %.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

По делу (дата) судом вынесено дополнительное решение, которым признана недействительной запись в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала . с внесением изменения в запись ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м., местоположением: (адрес), в центральной части кадастрового квартала , Управлением Росреестра по Оренбургской области, а именно, изменить категорию учета на земли лесного фонда.

На указанные решение суда и дополнительное решение ответчиком ФИО1 подана апелляционная жалоба.

Выслушав судью- докладчика Ярыгину Е.Н., представителя ответчика ФИО1- ФИО5, поддержавшую апелляционную жалобу и дополнения к ней, прокурора Андреева А.В, представителя третьего лица ФИО2- Степаненко С.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив поступившие возражения на апелляционную жалобу и материалы дела, судебная коллегия рассмотрела дело по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания с учетом пложений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ, и пришла к следующим выводам.

Законность постановленного по делу решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверяется апелляционной инстанцией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в том числе и для судов.

В соответствии с ч.2 статьей 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 октября 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к ФИО1, Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка» об оспаривавании решений органа власти, по иску ФИО2 к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка»,ФИО4, ФИО1 о признании сделок недействительными, по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка»,ФИО4, ФИО1 о признании незаконными постановления администрации Бузулукского района и договоров купли-продажи земельного участка, имеющего преюдициальное значение по делу, в соответствии с пунктом 1 Постановления № 211 от 10 мая 1939 года Совета народных комиссаров РСФСР «Об увеличении территории Бузулукского и Окского государственных заповедников», в состав государственного заповедника Бузулукский Бор включены выделенные Главным Управлением лесоохраны и лесонасаждений кварталы Партизанского лесничества, общей площадью около 4,5 тыс. га, установлена граница заповедника с восточной и юго-восточной стороны реки Черталык и Боровки.

Свидетельством о государственной регистрации права серии , выданным на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса). Леса 1 группы категории защищенности: особо ценные лесные массивы площадью 35 926 га. Адрес (местоположение): Оренбургская область, Бузулукский район, Боровое – Опытное, Партизанское, Широковское, Колтубановское лесничества, и на основании Свидетельства серии , выданного 15 марта 2005 года, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса). Леса 1 группы категории защищенности: особо ценные лесные массивы площадью 21 049 га. Адрес (местоположение): Оренбургская область, Бузулукский район, Комсомольское, Державинское, Челюскинское лесничества.

В связи с созданием на территории Бузулукского района Национального парка «Бузулукский бор» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2007 года № 709-р, предусматривающего необходимость обеспечить подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда площадью 106788,28 гектара в земли особо охраняемых территорий и объектов и предоставлении их национальному парку «Бузулукский бор» в постоянное (бессрочное) пользование и внести его до 1 января 2008 года в Правительство Российской Федерации, было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для природоохранной деятельности, общей площадью 554 998 000 кв.м., по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, земельный участок расположен в северо – западной части кадастрового квартала .

Из сообщения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 февраля 2014 года следует, что по состоянию на 01 января 2008 года поселок «Заповедный» входил в состав лесного фонда «Бузулукского лесхоза-техникума», площадь которого составила 56975 га.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 года №2018-р земли лесного фонда площадью 55499,8 га были переведены в земли особо охраняемых природных территорий и включены в состав Национального парка «Бузулукский бор» (свидетельство о государственной регистрации права серии от 23 декабря 2009 года).

В отношении земельных участков лесного фонда, не включенных в состав земель Национального парка «Бузулукский бор», в том числе и поселок «Заповедный», установлено, что они являются угодьями организационного Боровского участкового лесничества ГБУ «Бузулукское лесничество», равно как и земли лесного фонда, не вошедшие в состав национального парка в границах муниципальных образований, - 2055,35 гектара, согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 19 марта 2012 года № 244-п «Об образовании охранной зоны национального парка «Бузулукский бор» на территории Оренбургской области».

В связи с указанными мероприятиями по передаче части земельных участков лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов и предоставлении их национальному парку «Бузулукский бор» в постоянное (бессрочное) пользование, а части земельных участков отнесение к угодьями ГБУ «Бузулукское лесничество», ранее выданные в 2005 году свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда прекратили свое действие, однако, категория земель с этого момента не изменялась.

Согласно материалам лесоустройства от 2012 года поселок Заповедный расположен в квартале 7 выдел 1 Боровского участкового лесничества ГБУ «Бузулукское лесничество» (ранее кварталы - 10, 11,21,22,23). Площадь лесного поселка составляет 41 га., категория лесов: противоэрозионные леса.

Указанное установлено также Таксационным описанием Боровского участка лесничества ГУ «Бузулукское лесничество» Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, составленного в 2012 году, в том числе выкопировкой с плана лесонасаждений Боровского участкового лесничества ГКУ «Бузулукское лесничество» лист 3 квартал 7 выдел 1 площадь 41,) га п. Заповедный (Лесоустройство 2011 года).

Факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда 1 категории подтвержден таксационным описанием Борового опытного лесничества книга 1 кварталы -10,11,21,22, в проекте организации и ведения лесного хозяйства управления лесами «Бузулукский бор», составленного в 2003 году. Планшет № 89 лесоустройства 2002 года кварталы № 10,11,21,22.

Согласно таксационному описанию и пояснительной записке к проекту лесоустройства, вся территория поселка Заповедный, а также территория вокруг него отнесена к землям лесного фонда - особо ценным лесам по категории защищенности. Этот населенный пункт обозначен в материалах лесоустройства п. Заповедный обозначен как поселок лесной. Земельные участки, окружающие п. Заповедный также отнесены к землям лесного фонда.

Таким образом, установлено, что пос.Боровой вошел в состав пос.Заповедный, территория которого полностью относится к землям лесного фонда, а право государственной собственности РФ на указанные земли подтверждалось соответствующим свидетельством 2005 года.

Как установлено указанным выше судебным актом, Администрацией МО «Бузулукский район Оренбургской области» в нарушение действующего в указанный период законодательства, в отсутствие согласия органа государственной власти на перевод земельного участка из состава земель лесного фонда в состав земель населенного пункта незаконно сформирован и предоставлен земельный участок , являющийся государственной собственностью, как относящийся к лесному фонду, ООО «Туристическая база «Сказка» сначала в аренду 30.08.2010, а позже и в собственность по договору купли-продажи от 22 апреля 2011.

Впоследствии собственником земельного участка на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана от 12 мая 2012 года из земельного участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , .

Сведения о земельном участке с кадастровым номером впервые внесены в ГКН 15 мая 2012 со следующими характеристиками: статус сведений: «временный», местоположение: «(адрес), земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала , категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования- «для строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения», площадь 71 500 кв.м.

Данный участок впоследствии через договоры купли-продажи, заключенные с незначительным временным промежутком, в том числе со Столбовым В.И, ФИО4, незаконно, перешел в собственность ответчика ФИО1 04.06.2012.

Указанные выше апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 октября 2015 года были признаны недействительными:

- постановление администрации МО Бузулукский район № 448 от 22 апреля 2011 года «О продаже земельного участка ООО «Туристическая база «Сказка» в части пункта 1: продать ООО «Туристическая база «Сказка» земельный участок из земель населенных пунктов для строительства объектов рекреационного и лечебно – оздоровительного назначения площадью 120 000 кв.м. с кадастровым номером под незавершенным строительством гостевым домиком на две пары, принадлежащим ООО «Туристическая база «Сказка» на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 18 апреля 2011 года, местоположение участка: (адрес), земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала ;

- договор купли - продажи от 22 апреля 2011 года земельного участка с кадастровым площадью 120 000 кв.м., заключенный между администрацией МО Бузулукский район и ООО «Туристическая база «Сказка», на основании которого администрация МО Бузулукский район продала, а ООО «Туристическая база «Сказка» купило земельный участок, с кадастровым номером , местоположение: (адрес), земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала , категория земель – земли населенных пунктов, площадь земельного участка составляет 120 000 кв.м., разрешенное использование – для строительства объектов рекреационного и лечебно – оздоровительного назначения по цене 381 186 рублей, применены последствия недействительности сделки - договора купли - продажи земельного участка от 22 апреля 2011 года в виде взыскания с администрации МО Бузулукский район в пользу ООО «Туристическая база «Сказка» суммы в размере 381 186 руб,

У ФИО1 истребован в государственную собственность РФ земельный участок , площадью 71500 кв.м., находящийся по адресу: (адрес), кадастровый квартал .

Впоследствии вступившим в законную силу решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 29 января 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование своих требований ФИО1 ссылался на вступивший в силу 11 августа 2017 Федеральный закон от 29 июля 2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», на то, что правообладателем участка он стал 01 января 2016г, имеются расхождения в данных ЕГРН и Лесного реестра.

Указанным выше решением и определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июня 2018, которым решение было оставлено без изменений, установлено, что положения части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не распространяются к спорным правоотношениям, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность истца ФИО1 вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Фактически право собственности на спорный земельный участок возникло у истца на основании решения органа, который не был уполномочен на передачу земель, относящихся к землям лесного фонда, земельный участок выбыл из государственной собственности незаконно.

На момент заключения договора купли-продажи от 22 мая 2012 года спорный земельный участок не мог относиться к землям населенных пунктов, поскольку согласно данным как лесного реестра, так единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок находился в лесном фонде, то есть в данном случае отсутствовало необходимое обстоятельство для применения положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", то есть отсутствовало противоречие в сведениях государственных реестров о категории спорного земельного участка.

Таким образом, суд пришел к выводу, что категория земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда) в установленном законом порядке не изменялась, что свидетельствует о том, что он в силу положений ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Однако, вопреки судебным актам, установившим данные нарушения со стороны органа местного самоуправления и статус спорного земельного участка, 06 февраля 2018 года между администрацией МО Бузулукский район в лице главы района ФИО7 с ФИО1 на спорный участок с кадастровым номером , категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, площадью 71 500 кв. м. заключен договор аренды земельного участка на период с 06.02.2018 года по 06.02.2021 года.

ФИО1 в счет арендной платы за 2018 год по договору аренды от 06.02.2018 года уплачена сумма в размере 68198 рублей 82 копейки, за 8 месяцев 2019 года в счет арендной платы поступила сумма 25221 рубль 00 копеек.

В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 9 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Статьей 8 ГК РФ установлено, что одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является заключенный между сторонами договор.

Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Признавая недействительным договор аренды земельного участка от 06 февраля 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений закона орган местного самоуправления в лице исполнительного органа передал ФИО1 в аренду земельный участок из земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, что установлено вступившими в законную силу судебными актами, имеющими преюдициальное значение по делу, при этом согласие на заключение данного договора от уполномоченным органа государственной власти от имени собственника не получено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

То, что земельный участок с кадастровым номером , образованный из земельного участка с кадастровым номером относится к землям лесного фонда и в силу положений ст. 8 Лесного кодекса РФ относится к федеральной собственности, то есть является собственностью Российской Федерации подтверждено материалами дела, а также установлено вступившими в законную силу решениями Бузулукского районного суда Оренбургской области по гражданским делам № 2(1)-106/14, № 2(1)-401/2018, и апелляционным определением Оренбургского областного суда по № 33-5355/2015.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок отнесен генеральным планом Колтубановского поссовета, утвержденным 24.03.2016 года, к землям населенного пункта, отклоняются.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Такой же смысл содержит и статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, утверждение генерального плана муниципального образования, отображающего границу населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населённых пунктов, что в свою очередь является переводом земельных участков из других категорий в земли населённых пунктов.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности и на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.

Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» полномочиями по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий обладает Правительство Российской Федерации. Органы местного самоуправления такими полномочиями не обладают, в связи с чем при принятии оспариваемого решения суд обоснованно исходил из того, что предоставленный в аренду ФИО1 земельный участок относится к землям лесного фонда. Доводы жалоб об ином не основаны на законе.

Доводы жалобы о том, что по данным ЕГРН спорный земельный участок с 2012 относится к категории земель: земли населенных пунктов, не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Как установлено из материалов дела, сведения об отнесении спорного земельного участка к землям населенных пунктов были внесены в ЕГРН незаконно, так же как и незаконно был сформирован сам земельный участок из состава земель лесного фонда, право собственности РФ на который подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

Данные обстоятельства установлены вступившими в силу и имеющими по делу преюдициальное значение судебными актами, перечень которых приведен судом своем решении.

Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 октября 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к ФИО1, Администраци МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка» об оспаривавании решений органа власти, по иску ФИО2 к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка»,ФИО4, ФИО1 о признании сделок недействительными, по иску Территориального управления Фыедерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, ООО «Туристическая база «Сказка»,ФИО4, ФИО1 о признании незаконными постановления администрации Бузулукского района и договоров купли-продажи земельного участка установлено, что до 17 января 2013 года генеральный план МО «Боровой сельсовет Бузулукского района» или генеральный план поселка Заповедный МО «Бузулукской район» не принимался, земельный участок с кадастровым номером , из которого выделен спорный участок , находился в федеральной собственности, был отнесен к землям лесного фонда и незаконно в нарушение положений статьи 209 НК РФ администрацией МО Бузулукский район» предоставлен в арендру и впоследствии по договору купли-продажи ООО «Туристическая база «Сказка».

13.10.2015г. решением Бузулукского районного суда Оренбургской области по требованиям Бузулукского межрайонного прокурора и ФИО8 признан недействующим генеральный план муниципального образования Колтубановского поссовета, утвержденный решением муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области от 13.08.2013г. , в который незаконно был включен спорный земельный участок.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28.01.2016 решение суда от 13.10.2015 оставлено без изменений.

Судами обеих инстанций установлено, что в генеральный план включены земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства РФ.

Впоследствии новый генеральный план не утверждался, однако вопреки указанным судебным актам проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Колтубановского поссовета, утвержденный 13.08.2013г, признанный недействующим.

В связи с этим утверждение Советом депатутов Колтубановского поссовета № 118 24.03.2016 проекта внесения изменений в генеральный план Колтубановского поссовета, утвержденный 13.08.2013г. № 138, на которые ссылается сторона ответчика, не состоятельна, поскольку указанные изменения ничтожны в силу признания ранее генерального плана недействительным, так как вносились изменения в недействующий нормативно-правовой акт.

Довод ответчика о том, что сводное заключение Министерством экономического развития Российской Федерации о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план Колтубановского поссовета выдано после истечения 3-месячного срока согласования, установленного ч. 7 ст. 25 ГрК РФ, что свидетельствует о согласованности, является несостоятельным, поскольку в силу части 7 ст.25 Градостроительного кодекса РФ указанный срок исчисляется со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

Из приложенного уведомления об обеспечении доступа следует, что 21.10.2015г. доступ обеспечен только к проекту документа территориального планирования.

Из сводного заключения следует, что в соответствии с пунктом 2.4 раздела 2 Порядка, на основании заключений федеральных органов о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план, а также по итогам согласительного совещания в Минэкономразвитии России (протокол от 09.12.2015 № 81-ЦА), проект внесения изменений в генеральный план считается несогласованным с Минэкономразвития России в составе материалов, указанных в приложении к Сводному заключению. Кроме того, состав материалов проекта внесения изменений в генеральный план не соответствует требованиям статьи 23 Кодекса.

Из протокола № 81-ЦА от 09.12.2015 года следует, что рассмотрев замечания Минтранса России, МЧС России, Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план, было решено: администрации Колтубановского поссовета Бузулукского района Оренбургской области в 14-ти дневный срок обеспечить доступ в федеральной государственной информационной системе территориального планирования к доработанному по замечаниям Минтранса России, Минэнерго России, МЧС России, Рослесхоза проекту внесения изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию и направить уведомление об обеспечении доступа в Минэкономразвития России почтовым отправлением.

Сведений и доказательств, что указанный доступ к доработанному проекту был обеспечен администрацией не предоставлено.

Таким образом, сводное заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план муниципального образования Колтубановского поссовета, составленное по итогам согласительного совещания 9.12.2015 года, подготовлено в срок, установленный частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ и проект не является согласованным.

Ссылка апеллянта на положения Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ не состоятельна, поскольку спорный участок не включался в установленном законом порядке в состав земель населенных пунктов.

Кроме того, оспариваемый договор аренды заключен на основании заявления ФИО1, в то время как законом предусмотрено, что он подлежит заключению по результатам проведения торгов.

Поскольку договор аренды от 6 февраля 2018 года признан судом недействительным, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации применил последствия недействительности сделки – обязал ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером 56:08:0207001:115 и взыскал с администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в пользу ФИО1 уплаченную арендную плату 93 419,82 руб., а также исключил из ЕГРН запись о регистрации договора аренды земельного участка.

В соответствии с разрешением на строительство от 02.03.2011 года отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Бузулукский район выданного ООО «Туристическая база «Сказка» было разрешено строительство на земельном участке с кадастровым номером 56:08:0207001:16 - двухэтажного административного здания, материал стен – дерево, общая площадь – 238,88 кв.м.; двухэтажной гостиницы, столовой материал стен – дерево, общая площадь – 238,88 кв.в.; одноэтажного гостевого домика на две пары, материал стен – дерево, общая площадь 60,32 кв.м.; двухэтажного гостевого домика на одну семью, материал стен – дерево, площадь 103,26 кв.м.; одноэтажное здание сауны материал стен – дерево, общая площадь 54,00 кв.м.

Срок действия разрешения - до 02.08.2011 года.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права о т 01.06.2012 года ФИО1 принадлежит на праве собственности незавершенный строительством гостевой домик на две пары, площадь застройки 62,3 кв.м., степень готовности 5% инв , литер ***, адрес объекта: (адрес). Что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.02.2019 года. Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером .

Однако из заключения эксперта ООО «Бузулук Геострой» ФИО9 от 28.05.2019 года следует, что в результате обследования земельного участка с кадастровым номером , местоположение: (адрес), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , в рамках судебного определения не обнаружено объекта недвижимости в виде незавершенного строительством гостевого домика на две пары, площадью застройки 62,5 кв.м.

Из экспертного заключения от 28.05.2019 года также следует, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью 71500 кв.м, расположенном по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала имеются объекты капитального строительства:

1.Объект капитального строительства -конюшня на 3 дневника с навесом, общей площадью 141 кв.м. материал стен - деревянный брус; фундамент - ленточный бетонный, глубиной более 30 см.; наличие ленточного фундамента, деревянные конструкции здания, невозможность, перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению дают возможность дать зданию определение объекта капитального строительства.

2.Объект капитального строительства- «дом рыболова», характеристики:

- объект имеет сложную конфигурацию;

- общая площадь - *** кв.м.;

- количество этажей - 2, в том числе цокольный этаж;

-1 этаж - бревенчатый сруб;

-цокольный этаж - бетонные перегородки с бетонными несущими стенами;

- фундамент ленточный, железобетонные плиты;

- пол цокольного этажа - бетонный по грунту;

- перекрытие между этажами – бетонное;

- перекрытие первого этажа деревянное;

- высота цокольного этажа 3, 5 м.;

-высота первого этажа от пола до перекрытия 3 м.;

-покрытие профилированный лист по деревянной обрешетке, на деревянных балках;

-площадь здания по внешнему контуру *** кв.м.;

-площадь застройки здания *** кв.м, по линии фундамента.;

-степень готовности здания не более 60 %.

Учитывая перечисленные характеристики здания, что перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, также, учитывая степень готовности не более 60%, имеются основания считать вышеуказанный объект незавершенным строительством объектом, относящегося к объектам капитального строительства.

Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Удовлетворяя исковые требования об обязании ФИО1 освободить земельный участок государственного лесного фонда от незаконно возведенных объектов незавершенного строительства – объектов капитального строительства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 209, 222 ГК РФ, ст. 41 ЛК РФ, Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 г. N 62, исходил из того, что осуществление на лесном участке строительства объектов капитального строительства противоречит требованиям закона, создает препятствия в пользовании неопределенному кругу лиц участком лесного фонда.

Установив отсутствие на земельном участке незавершенного объекта капитального строительства - гостевого домика, не снятого с кадастрового учета, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для снятия с государственного кадастрового учета отсутствующего незавершенного строительством объекта - гостевого домика на две пары, площадью застройки 62,5 кв.м. в связи с прекращением права собственности на него.

Вопреки доводам жалобы доказательств того, что имело место реконструкция данного объекта в объект другого назначения материалы дела не содержат, кроме того, данное обстоятельство не имеет по сути юридическое значение по делу с учетом того, что пользование земельным участком осуществляется ответчиком незаконно и участок подлежит освобождению в связи с этим по требованию его собственника.

В соответствии с п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что строительство объекта недвижимости осуществлено в нарушение установленного запрета на возведение капитальных построек на землях лесного фонда, его нахождение на лесном участке является незаконным, так как противоречит его целевому назначению, кроме того, участок незаконно предоставлен ответчику.

В целом доводы жалобы ответчика, в том числе со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ были предметом оценки судебных инстанций, которая приведена в решении Бузулукского районного суда Оренбургской области от 29 января 2018 по иску ФИО1 к Администрации МО «Бузулукский район Оренбургской области», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании права собственности на земельный участок, которым отказано в удовлетворении иска, а также в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 июня 2018 года по этому же делу.

Категория земель - земли лесного фонда определялась не только сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, и лесном плане, но и по сведениям Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 июня 2018 года право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, в который входил спорный земельный участок, было зарегистрировано в установленном законом порядке в 2005, затем в 2009 годах, право собственности предыдущих до ФИО1 правообладателей на спорный земельный участок было зарегистрировано в 2011 года, то есть позднее, чем у Российской Федерации. Следовательно, приоритет должен быть отдан праву собственности Российской Федерации, как на земли лесного фонда, так как оно возникло ранее.

Отсутствие межевания земельного участка лесного фонда значения для разрешения спора не имеет, так как истребуемый у ФИО1 земельный участок находится не на окраине земель лесного фонда, где было бы возможно наличие наложения ( пересечения) границ земельного участка на земли лесного фонда, а вся территория поселка Заповедный, а также территория вокруг него отнесена к землям лесного фонда - особо ценным лесам по категории защищенности. Этот населенный пункт обозначен в материалах лесоустройства п. Заповедный как поселок лесной. Земельные участки, окружающие п. Заповедный также отнесены к землям лесного фонда.

При этом земельный участок ФИО1 и предыдущим правообладателям предоставлялся не для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, не для строительства и ( или) эксплуатации жилого дома, не для личного подсобного хозяйства, а для строительства объектов рекреационного лечебно-оздоровительного назначения.

Указанными судебными актами, отказавшими ФИО1 в признании права собственности на земельный участок, было установлено, что на основании апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 января 2015 года признан недействующим генеральный план муниципального образования, а категория земельного участка с кадастровым номером 56:08:0207001:115 (земли лесного фонда) в установленном законом порядке не изменялась, что свидетельствует о том, что он в силу положений ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Как изложено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года №1795-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО10 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 168, статьями 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации» Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ был принят для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. В правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование положений законодательства, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование приводило к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым – к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Вопреки доводам жалобы указанная правовая позиция в данном споре применению не подлежит, поскольку направлена на защиту прав добросовестных приобретателей, у которых права возникли на земельные участки до 1 января 2016 года при наличии противоречивых сведений в данных об отнесении земельного участка к лесному фонду, которые должны толковаться в пользу добросовестных приобретателей.

Указанные условия для толкований их в пользу ФИО1 отсутствуют, в связи с этим не имеет юридического значения то обстоятельство, что по данным ЕГРН спорный участок с 2012 года относится к землям населенных пунктов, поскольку эти данные внесены в нарушение действующего законодательства.

Кроме того, определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 октября 2015 года спорный земельный участок, как относящийся к лесному фонду, был истребован у ФИО1 уже в 2015 году и подлежал передаче в государственную собственность РФ, как выбывший помимо воли собственника.

Новые правоотношения между ФИО1 и администрацией по аренде спорного участка возникли уже в 2018 году, соответственно, статья 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ ( в редакции Закона № 280-ФЗ) применению не подлежит.

Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 не может быть признан добросовестным приобретателем, поскольку, будучи участником судебных разбирательств также как и администрация МО «Бузулукский район Оренбургской области», по итогам которых вынесены судебные акты, имеющие преюдициальное значение по делу, на момент заключения аренды в 2018 году достоверно знал, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда вопреки данным ЕГРН и подлежит передачи им в государственую собственность РФ на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 октября 2015года, однако в отсутствие разрешения на строительство, вместо исполнения судебного решения самовольно возвел новые объекты недвижимости в виде дома рыболовства, конюшни и навесов.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, опровергали выводы суда первой инстанции, поскольку по существу сводятся к переоценке и выражают несогласие с ранее постановленными по делу судебными актами, имеющими преюдициальное значение по делу, основаны также на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 ноября 2020 года и дополнительное решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 26.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 30 июля 2021