Дело № 33-4853/2018
Судья Мохнаткина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 15 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Никитиной Т.А., Коротаевой О.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агеевой Риммы Григорьевны, Агунович Любови Дмитриевны, Бурковой Елены Дмитриевны, Балуевой Елены Николаевны, Гладких Дмитрия Викторовича, Гладких Елены Георгиевны, Говорухиной Веры Анатольевны, Жданова Виктора Геннадьевича, Ждановой Валентины Константиновны, Крепышевой Надежды Алексеевны, Носковой Елены Леонидовны, Носковой Надежды Павловны, Политовой Валентины Николаевны, Собянина Игоря Борисовича, Собяниной Елены Алексеевны, Селиванова Владимира Васильевича, Семилетовой Натальи Фёдоровны, Семилетова Виктора Валентиновича, Томиловой Надежды Константиновны, Чакилева Ивана Геннадьевича, Чудиновой Татьяны Геннадьевны, Чудинова Владимира Николаевича на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 25 февраля 2019 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении административного иска Агеевой Риммы Григорьевны, Агунович Любови Дмитриевны, Бурковой Елены Дмитриевны, Балуевой Елены Николаевны, Гладких Дмитрия Викторовича, Гладких Елены Георгиевны, Говорухиной Веры Анатольевны, Жданова Виктора Геннадьевича, Ждановой Валентины Константиновны, Крепышевой Надежды Алексеевны, Носковой Елены Леонидовны, Носковой Надежды Павловны, Политовой Валентины Николаевны, Собянина Игоря Борисовича, Собяниной Елены Алексеевны, Селиванова Владимира Васильевича, Семилетовой Натальи Фёдоровны, Семилетова Виктора Валентиновича, Томиловой Надежды Константиновны, Чакилева Ивана Геннадьевича, Чудиновой Татьяны Геннадьевны, Чудинова Владимира Николаевича об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 18.12.2018 №8/34 «О выражении согласия населения Зюкайского сельского поселения на преобразование поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований».
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., пояснения административных истцов Жданова В.Г., Чудинова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика - Совета депутатов МО «Зюкайское сельское поселение» Голубаевой В.В, Тютиковой И.Г., возражающих против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Агеева Р.Г., Агунович Л.Д., Буркова Е.Д., Балуева Е.Н., Гладких Д.В., Гладких Е.Г., Говорухина В.А., Жданов В.Г., Жданова В.К., Крепышева Н.А., Носкова Е.Л., Носкова Н.П., Политова В.Н., Собянин И.Б., Собянина Е.А., Селиванов В.В., Семилетова Н.Ф., Семилетов В.В., Томилова Н.К., Чакилев И.Г., Чудинова Т.Г., Чудинов В.Н. обратились в суд с административным иском об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 18.12.2018 №8/34 «О выражении согласия населения Зюкайского сельского поселения на преобразование поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований».
Требования мотивируют тем, что 18.12.2018 Советом депутатов МО «Зюкайское сельское поселение» на внеплановом заседании принято оспариваемое решение, в нарушение требований законодательства, без вынесения его на публичные слушания и получении согласия населения, что является прямым нарушением прав на осуществление местного самоуправления. Вопрос об объединении поселений Верещагинского муниципального района, вынесенный Советом депутатов на публичные слушания, находится вне компетенции органов местного самоуправления сельского поселения и к вопросам местного значения не относится, в связи с чем полагают что данное решение было принято представительным органом произвольно. Полагают, что указанный вопрос в обязательном порядке должен был вынесен на обсуждение на публичных слушаниях. Решение указанного вопроса без проведения публичных слушаний является прямым нарушением их права на осуществление местного самоуправления.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят административные истцы в апелляционной жалобе, указывая, что выводы суда о том, что оспариваемое решение Совета депутатов МО «Зукайское сельское поселение» не противоречит требования закона, принято представительными органом в пределах компетенции, с учетом результатов публичных слушаний не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права. Представленные суду материалы публичных слушаний не содержат никаких решений публичных слушаний о выражении их участниками коллективного мнения, рекомендаций и предложений по обсуждаемому вопросу. Факт отсутствия результатов публичных слушаний не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Таким образом, закон совершенно точно определяет население как субъект права, согласие которого необходимо для осуществления объединения поселений. Наличие установленного законодательством порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований – существенный элемент их правового статуса и статуса их органов, имеющий так же принципиальное значение для реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления. При этом конституционное предписание об учете мнение населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно-правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. В результате объедения поселений Верещагинского района Зюкайское поселение утрачивает статус самостоятельного муниципального образования, прекращают действовать выборные органы поселения, а население Зюкайского поселения утрачивает конституционно – правовой статус самостоятельного субъекта права на осуществление муниципальной власти. При таком характере изменений учет мнения населения допустим в форме непосредственного волеизъявления населения.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что по инициативе Совета депутатов МО «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, выраженном в решении №6/24 от 16.11.2018, 06.12.2018 в актовом зале МБУК «Зюкайский центр досуга» по адресу: ****, проведены публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований(л.д.14-17).
Проведение публичных слушаний подтверждается заключением о результатах публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований от 06.12.2018, из которого следует, что на публичных слушаниях присутствовало 110 человек (л.д.18).
По итогам проведения публичных слушаний принято решение: признать публичные слушания состоявшимися, рекомендовать Совету депутатов вопрос о преобразовании поселений вынести на заседание Совета депутатов для принятия решения.
18.12.2018 Советом депутатов «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края принято решение №8/34, которым выражено согласие населения Зюкайского сельского поселения на преобразование муниципального образования – Зюкайское сельское поселение, путем объединения с муниципальными образованиями - Верещагинское городское поселение, Сепычевское сельское поселение, Путинское сельское поселение, Нижнегалинское сельское поселение, Вознесенское сельское поселение, Бородульское сельское поселение, входящих в состав Верещагинского муниципального района (л.д. 13).
Установив по делу вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 130 Конституции РФ, ст.ст. 13,28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст.15 Устава МО «Зюкайское сельское поселение», пунктами 1.2, 3.1, 4.1 Положения о публичных слушаниях в МО «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Совета депутатов МО «Зюкайское сельское поселение» от 26.03.2019 № 10/39 пришел к выводу, что оспариваемое административными истцам решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере организации местного самоуправления в Российской Федерации с учетом результатов проведенных публичных слушаний.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 13 указанного Федерального закона регламентированы вопросы о преобразовании муниципальных образований.
Согласно ч.3 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (часть 3.1).
Оценив все представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, инициировав преобразование муниципального образования, орган местного самоуправления выявил согласие населения путем проведения публичных слушаний в порядке статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оспариваемое решение Совета депутатов МО «Зюкайского сельского поселения» Верещагинского муниципального района Пермского края № 8/34 от 18.12.2018 «О выражении согласия населения Зюкайского сельского поселения на преобразование муниципального образования – Зюкайское сельское поселение, путем объединения с муниципальными образованиями - Верещагинское городское поселение, Сепычевское сельское поселение, Путинское сельское поселение, Нижнегалинское сельское поселение, Вознесенское сельское поселение, Бородульское сельское поселение, входящих в состав Верещагинского муниципального района» принято в пределах полномочий органов местного самоуправления с учетом мнения населения сельского поселения, принципов организации местного самоуправления не нарушает и не снижает уровень правовых гарантий граждан в области местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка и организации проведения публичных слушаний и оформления их результатов своего подтверждения не находят.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.15 Устава Зюкайского сельского поселения вопросы о преобразовании Зюкайского сельского поселения выносятся на публичные слушания, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Как следует из ст. 16 Устава Зюкайского сельского поселения для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, нормативными правовыми актами Совета Депутатом Зюкайского сельского поселения, уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов Зюкайского с/п, главы Зюкайского с/п, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Совета депутатов Зюкайского с/п или главы Зюкайского с/п, назначается соответственно Советом депутатов Зюкайского с/п или главой Зюкайского с/п.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Из положений Порядка учета предложений по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, путем их объединения не влекущего изменений границ иных муниципальных образований, и порядок участия граждан в его обсуждении следует, что предложения по вопросу преобразования принимаются от граждан, постоянно проживающих на территории МО «Зюкайского с/п» и достигших 18 лет.
Предложения граждан принимаются в письменном виде со дня опубликования (обнародования) настоящего решения по 03.12.2018 г. включительно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объединение муниципальных образований, входящих в состав Верещагинского муниципального района Пермского края, инициировано Советом депутатов МО «Зюкайского с/п».
Решением Советом депутатов МО «Зюкайского с/п» от 16.11.2018 № 6/24 назначены публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района, определены место их проведения – актовый зал МБУК «Зюкайский центр досуга» и дата – 06.12.2018 в 16:00, а также состав организационного комитета.
06.12.2018 публичные слушания состоялись, в них приняли участие 110 человек. По итогам проведения публичных слушаний принято решение рекомендовать Совету депутатов МО «Зюкайского с/п» вопрос о преобразовании поселений, путем объедения, не влекущих изменения границ иных муниципальных образований вынести на заседание Совета депутатв 20.12.2018 для принятия решения.
Приведенные выше решения представительного органа, а также протоколы публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний были обнародованы (опубликованы) в соответствии с действующим законодательством в библиотеках Зюкайского с/п.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
Тот факт, что публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Верещагинского муниципального района были проведены по инициативе Совета депутатов МО «Зюкайского с/п», а не по инициативе населения, не свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры проведения публичных слушаний и оформления их результатов, положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Устава МО «Зюкайского с/п» не противоречит. Население поселения имело возможность выразить свое волеизъявление по вышеуказанному вопросу до окончания проведения слушаний.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать чьих-либо прав, в том числе на участие в местном самоуправлении.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в вязи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агеевой Р.Г., Агуновича Л.Д., Бурковой Е.Д., Балуевой Е.Н., Гладких Д.В., Гладких Е.Г., Говорухиной В.А., Жданова В.Г., Ждановой В.К., Крепышевой Н.А., Носковой Е.Л., Носковой Н.П., Политовой В.Н., Собянина И.Б., Собяниной Е.А., Селиванова В.В., Семилетовой Н.Ф., Семилетова В.В., Томиловой Н.К., Чакилева И.Г., Чудиновой Т.Г., Чудинова В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи