ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4882/2017 от 04.07.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Заремба И.Н. дело № 33 - 4882/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Шкилёва П.Б.

судей Баранцевой Н.В., Башковой Ю.А.

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению <данные изъяты>(адрес) и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию (адрес) о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе <данные изъяты>(адрес) на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования <данные изъяты>(адрес) и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию (адрес) о признании незаконным бездействия (в порядке ст.45 1 ГПК РФ), удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации (адрес) по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность городских лесов, не проведению мероприятий по лесоустройству и разработке правовых актов об использовании, охране, защите и лесов по многоконтурным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Обязать администрацию (адрес) оформить в муниципальную собственность городские леса по многоконтурным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> в срок до (дата)».

Заслушав доклад судьи (ФИО)6, объяснения прокурора (ФИО)3, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования (адрес) и неопределенного круга лиц с требованиями к муниципальному образованию (адрес) о признании незаконным бездействия.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой города проверки исполнения законодательства в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов установлено, что Администрацией (адрес) не принимаются надлежащие меры по оформлению в муниципальную собственность городских лесов. Администрацией города в целях оформления в муниципальную собственность городских лесов (дата) и (дата), на государственный кадастровый учет поставлены городские леса общей площадью <данные изъяты> кв.м, городских лесов под кадастровым номером <данные изъяты> кв.м. под кадастровым номером <данные изъяты> Согласно предоставленной Департаментом имущественных и земельных отношений администрации (адрес) ситуационной схеме размещения сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков многоконтурный земельный участок (номер) состоит из двух участков: 1) площадью <данные изъяты> га, расположенный между объездной дорогой и взлетной полосой, 2) площадью <данные изъяты> га., расположенный в Западной зоне, напротив 16 мкр. Многоконтурный земельный участок <данные изъяты> состоит из семи участков: 1) площадью <данные изъяты> га, остров на речке Юганская Обь в Юго- Западной части (адрес), 2) площадью <данные изъяты> га., остров на речке Юганская Обь в Юго-Западной части (адрес), 3) <данные изъяты> га, остров на речке Юганская Обь в Юго-Западной части (адрес), 4) <данные изъяты> га, расположенный в Западной зоне, напротив 16 мкр., 5) <данные изъяты> га., расположенный на Северо- Востоке от застроенной части (адрес), за взлетной полосой, 6) <данные изъяты> га, расположенный па Северо-Востоке от застроенной части (адрес), между Объездной дорогой и взлетной полосой, 7) <данные изъяты> га, расположенный па Северо-Востоке от застроенной части (адрес), между Объездной дорогой и взлетной полосой. (дата) Администрацией (адрес) в Нефтеюганский отдел Управления Росреестр направлено заявление об оформлении городских лесов в муниципальную собственность, на что (дата) в государственной регистрации права отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. С указанного времени Администрацией города решение Управления Росреестра не обжаловалось, иные меры по оформлению городских лесов в муниципальную собственность не принимались, мероприятия по лесоустройству и разработке правовых актов об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов не проводились. Между тем вышеуказанные действия предусмотрены п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 3, 10, 11, 20. 25 и 38 п. 1 ст. 6 Устава (адрес) от (дата). Невыполнение требований законодательства «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах. Оформление права собственности на лесные участки, находящиеся в границах (адрес), необходимо в целях реализации Нефтеюганским городским округом прав собственника в отношении данных территорий, в том числе по охране, защите и воспроизводству лесов, и непринятие мер по регистрации права собственности на расположенные па его территории земельные участки, запятые городскими лесами, препятствует осуществлению последним полномочий собственника таких участков и, следовательно, влечет невозможность полноценного исполнения обязанностей, закрепленных законодательством и Уставом (адрес), в том числе, по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения. По указанным фактам межрайонной прокуратурой (дата) главе администрации (адрес) внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого администрацией города мер к устранению нарушения действующего законодательства в указанной части не принято. Просили признать незаконным бездействие администрации (адрес) по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность городских лесов, не проведению мероприятий по лесоустройству и разработке правовых актов об использовании, охране, защите лесов по многоконтурным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> и обязать оформить в муниципальную собственность городские леса по многоконтурным земельным участкам с указанными кадастровыми номерами.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика (ФИО)4 предоставила суду письменные возражения на иск, в пояснениях полностью ссылалась на возражения.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица <данные изъяты>

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель <данные изъяты>(адрес) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета в связи с необходимостью изменения границ, утверждена схема участка, поставлен на кадастровый учет с номером <данные изъяты> Комиссией по земельным отношениям было принято решение установить соответствие между разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков (приказ Минэкономразвития России от (дата)(номер)), а именно слова «под городские леса» заменить словами «отдых (рекреация), код 5.0» (выписка из протокола (номер) от (дата)). В соответствии с данным приказом вид разрешенного использования земельных участков, представляет собой обустройство мест для занятия спортом, физической культуры, пешими или верховными прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего использования, а также обустройство мест отдыха в них. Таким образом, земельные участки с видом разрешенного использования «городские леса» отсутствуют. Таким образом вид разрешенного использования спорных земельных участков изменен постановлением от (дата), земельные участки с видом разрешенного использования «городские леса» отсутствуют. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от (дата) № 210-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. На указанные земельные участки собственность между РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием не разграничена. Статьей 3.3 Федерального закона от (дата) № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Леса в муниципальную собственность (адрес) не передавались. Органы местного самоуправления не вправе объявить муниципальной собственностью имущество, не переданное муниципальному образованию и не относящееся к муниципальной собственности в силу закона при разграничении государственной собственности. Таким образом правовые основания, в силу закона при разграничении государственной собственности, а также проведению мероприятий по лесоустройству и разработке правовых актов в отношении лесов не являющихся муниципальной собственностью отсутствуют.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения процессуального истца, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <данные изъяты>(адрес)(дата) и (дата) на государственный кадастровый учет поставлены городские леса общей площадью 341 гектар - 1130326 кв.м. под кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м. под кадастровым номером <данные изъяты>, границы которых утверждены постановлением администрации (адрес)(номер)-и от (дата). Земельный участок (номер) состоит из двух участков 1) площадью <данные изъяты> га, расположенный между объездной дорогой и взлетной полосой, 2) площадью <данные изъяты> га., расположенный в Западной зоне, напротив 16 мкр. Многоконтурный земельный участок (номер) состоит из семи участков: 1) площадью <данные изъяты> га, остров на речке Юганская Обь в Юго- Западной части (адрес), 2) площадью <данные изъяты> га., остров на речке Юганская Обь в Юго-Западной части (адрес), 3) <данные изъяты> га, остров на речке Юганская Обь в Юго-Западной части (адрес), 4) <данные изъяты> га, расположенный в Западной зоне, напротив 16 мкр., 5) <данные изъяты> га., расположенный па Северо- Востоке от застроенной части (адрес), за взлетной полосой, 6) <данные изъяты> га, расположенный па Северо-Востоке от застроенной части (адрес), между Объездной дорогой и взлетной полосой, 7) <данные изъяты> га, расположенный па Северо-Востоке от застроенной части (адрес), между Объездной дорогой и взлетной полосой.

Постановлением администрации (адрес)(номер)-п от (дата) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, площадью 2 279 674 кв.м., постановлением администрации (адрес)(номер)-п от (дата) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, площадью 1 130 326 кв.м., относящихся к категории земель «земли населенных пунктов» под городские леса.

Кадастровые паспорта земельных участков свидетельствуют о виде разрешенного использования указанных земельных участков – под городские леса.

(дата)<данные изъяты> отказано в государственной регистрации права собственности па земельные участки за муниципальным образованием, из-за отсутствия правоустанавливающих документов - документов, подтверждающих передачу земельных участков от Российской Федерации - <данные изъяты>(адрес).

Право собственности на спорные городские леса не зарегистрировано.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

По смыслу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ)

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Городские леса относятся к категории защитных лесов (часть 1 статьи 6, п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации), то есть их сохранение касается интересов неопределённого круга лиц, которые проживают или будут проживать и находиться, хотя бы и временно, на территории указанного муниципального образования.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от (дата) № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки под городские леса в муниципальной собственности (адрес) отсутствуют, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией города обязанности по владению и пользованию имуществом, в то время как действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность администрации (адрес) по охране окружающей среды, контролю за надлежащим состоянием городских лесов и оформлению этих лесов в муниципальную собственность.

Поскольку государственная собственность на занятые городскими лесами земельные участки не разграничена, администрация (адрес) в силу указанных норм обязана осуществлять распоряжение земельными участками в соответствии с земельным законодательством, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.

В то же время действующим законодательством не предусмотрена обязанность принятия в муниципальную собственность городских лесов, поскольку само по себе право распоряжения земельными участками, занятыми городскими лесами, право собственности на них не создает. В связи с чем, требования прокурора об обязании ответчика оформить право собственности на спорные земельные участки, удовлетворению не подлежат. Что свидетельствует об обоснованности доводов апелляционной жалобы ответчика в данной части, и влечет частичную отмену решения.

В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от (дата)(номер) «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Сведения о проведении ответчиком приведенных мероприятий в материалах дела отсутствуют.

Исходя из того, что в силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, по инициированию вопроса о передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в государственной собственности ХМАО-Югры является орган местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации (адрес) по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность городских лесов, не проведению мероприятий по лесоустройству и разработке правовых актов об использовании, охране, защите лесов по многоконтурным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Ссылка ответчика на то, что вид разрешенного использования спорных земельных участков изменен, не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении указанного требования.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых обстоятельствах, которые являлись бы основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от (дата) отменить в части возложения обязанности на администрацию (адрес) оформить в муниципальную собственность городские леса по многоконтурным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> в срок до (дата), принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требования.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации (адрес) – без удовлетворения.

Председательствующий Шкилёв П.Б.

Судьи Баранцева Н.В.

Башкова Ю.А.