Председательствующий Родионов Д.С. дело № <...> (2-1815/2023)
Апелляционное определение
<...><...>
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Щукина А.Г.
судей Будылка А.В., Чернышевой И.В.
при секретаре Колбасовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилинского А. Н. к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску о компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда города Омска от 09 июня 2023 года об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя ответчика УМВД России по городу Омску Сизько А.В., представителя третьего лица УФК по Омской области Солодова О.А., судебная коллегия
установила:
Жилинский А.Н. предъявил в суде иск Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску, указав в обоснование, что 26 февраля 2023 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг он обратился в № <...> отделение по вопросам миграции на территории Советского административного округа города Омска с заявлением о выдаче заграничного паспорта. 28 февраля 2023 года поступило уведомление о необходимости явиться в вышеуказанное отделение для подачи документов. В тот же день в назначенное время истец предоставил необходимые документы, однако по состоянию на 17 апреля 2023 года заграничный паспорт ему выдан не был. Поскольку паспорт выдан ему 02 мая 2023 года – с просрочкой установленного законом срока, просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
При подготовке дела к рассмотрению суд привлёк к участию в нём в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального казначейства по Омской области.
Истец Жилинский А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что заграничный паспорт был фактически выдан ему 02 мая 2023 года, в то время как в паспорте дата его выдачи указана 19 апреля 2023 года. Несвоевременная выдача документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами её территории, привела к невозможности выкупить туристическую путёвку, возврату авиабилетов с удержанием более 50 % стоимости.
Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Омску в судебном заседании просил иск оставить без удовлетворения. Указал, что в связи с полученной информацией о допуске истца к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне, заявление Жилинского А.Н. было оставлено в Управлении Федеральной службы безопасности по Омской области для проведения проверочных мероприятий.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Омской области при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимал, представил возражения на иск, в которых указал, что данное управление не является администратором доходов бюджета Российской Федерации по взыскиваемым денежным средствам.
Решением суда в удовлетворении иска Жилинского А.Н. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Омску отказано.
Жилинский А.Н. в апелляционной жалобе на решение суда указывает, что проверяющий орган Федеральной службы безопасности согласовал органу Министерства внутренних дел выдачу ему заграничного паспорта, на основании чего паспорт был оформлен (изготовлен) 19 апреля 2023 года. В соответствии с пунктами 114-145 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, у сотрудника Министерства внутренних дел, ответственного за выдачу паспорта, был один рабочий день на проверку факта оплаты государственной пошлины и направления уведомления о необходимости явиться для получения паспорта. Также указал, что государственным служащим или носителем государственной тайны он не являлся, ранее ему был выдан заграничный паспорт. Просит решение суда первой инстанции отменить.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе истца на решение суда по нему судебная коллегия установила, что данное решение принято судом первой инстанции о правах и об обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, поскольку по искам о возмещении вреда, причинённого в результате действий (бездействия) органов Министерства внутренних дел России, за счёт казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств; в случае неправильного определения в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделённого полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определением от 20 сентября 2023 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлекла к участию в деле в качестве соответчиков Министерство внутренних дел Российской Федерации, Управление Министерства внутренних дел России по Омской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явились представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Омску, возражавший по доводам жалобы, представитель третьего лица, пояснившая, что обжалуемое решение суда права и обязанности третьего лица не затрагивает.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым его отменить, поскольку, согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Из материалов дела следует, что 26 февраля 2023 года Жилинский А.Н. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подал заявление № <...> о получении заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, выбрав № <...> отделение ОВМ УМВД России по городу Омску для подачи документов.
По принципу территориальности его заявление переведено в № <...> отделение ОВМ УМВД России по городу Омску, сотрудники которого 28 февраля 2023 года приняли у Жилинского А.Н. подлинники необходимых документов.
Согласно сведениям, представленным № <...> отделением ОВМ УМВД России по городу Омску, 02 марта 2023 года анкета Жилинского А.Н. направлена для проведения специальных проверок в УФСБ России по Омской области.
20 марта 2023 года УФСБ России по Омской области письмом № <...> сообщило УВМ УМВД России по Омской области о проведении проверочных мероприятий в отношении Жилинского А.Н., имевшего (имеющего) доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, для чего его заявление оставлено в УФСБ России по Омской области.
06 апреля 2023 года УФСБ России по Омской области согласовало выдачу Жилинскому А.Н. паспорта, что подтверждает оттиск его штампа с подписью начальника соответствующего отдела на заявлении истца о выдаче паспорта.
Поскольку все иные межведомственные запросы и проверки в отношении Жилинского А.Н. осуществлены № <...> ОВМ УМВД России по городу Омску до 03 марта 2023 года, 06 апреля 2023 года начальник отделения ООЗП ОРГРФ УВМ УМВД России по Омской области разрешил оформление и выдачу Жилинскому А.Н. паспорта.
19 апреля 2023 года отделение ООЗП ОРГРФ УВМ УМВД России по Омской области оформило заграничный паспорт Жилинского А.Н.
02 мая 2023 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг Жилинскому А.Н. направлено приглашение для прибытия в № <...> отделение ОВМ УМВД России по городу Омску для получения заграничного паспорта. В этот же день Жилинский А.Н. заграничный паспорт, дата выдачи которого указана в нём 19 апреля 2023 года, получил.
Статьями 7, 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что паспорт, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым он осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдаётся гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе.
В соответствии со статьёй 10 поименованного закона паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные данной статьёй, и выдаётся сроком на пять лет; паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдаётся сроком на десять лет.
Датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных поименованным законом надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий.
При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днём подачи указанного заявления, направляется электронное сообщение о приёме заявления либо о мотивированном отказе в приёме заявления. Датой подачи указанного заявления считается день направления заявителю электронного сообщения о приёме заявления.
Срок оформления паспорта гражданину Российской Федерации, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне», не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта.
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 1 и абзацем девятым подпункта 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 186 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Разделом II поименованного административного регламента установлен стандарт предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Так, срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня подачи заявления, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала, и не должен превышать при подаче документов на территории субъекта Российской Федерации, в котором гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства - 1 месяц; при оформлении паспорта заявителю, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» - 3 месяца (пункт 23).
В разделе III данного административного регламента приведены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
В соответствии с пунктами 83-84 административного регламента предоставление государственной услуги, в том числе в электронной форме с использованием Единого портала, включает в себя следующие административные процедуры:
- подача заявителем заявления, иных документов, необходимых для выдачи паспорта, и приём такого заявления, иных документов, необходимых для выдачи паспорта.
- формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги.
- рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, принятие решения по результатам рассмотрения такого заявления.
- оформление паспорта.
- выдача паспорта.
Согласно пунктам 106-108, 115, 115.1.1, 115.1.3, 115.1.5 поименованного административного регламента основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги, является поступление зарегистрированного заявления и прилагаемых к нему документов сотруднику, ответственному за формирование и направление межведомственных запросов.
В рамках предоставления государственной услуги подразделение по вопросам миграции осуществляет межведомственное информационное взаимодействие с целью выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина, которому оформляется паспорт, на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении (выдаче) ему паспорта.
Межведомственные запросы направляются сотрудником, ответственным за формирование и направление межведомственных запросов, в течение 2 рабочих дней с даты принятия заявления.
Межведомственный запрос о представлении информации (сведений) направляется, в частности, в Управление регистрации и архивных фондов Федеральной службы безопасности Российской Федерации или соответствующее подразделение территориального органа безопасности.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос с даты получения запроса УРАФ ФСБ России или соответствующим подразделением территориального органа безопасности не должен превышать 15 календарных дней - в случае подачи заявителем заявления по месту жительства; 70 календарных дней - в случае подачи заявления заявителем, имеющим (имевшим) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне.
В случае необходимости проведения дополнительной проверки в связи с тем, что заявитель имел (имеет) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне, УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение территориального органа безопасности не позднее 15 календарных дней со дня приёма заявления о выдаче паспорта направляют в подразделение по вопросам миграции на бумажном носителе сообщение о проведении указанной проверки, при наличии технической возможности такое сообщение направляется в электронной форме в рамках системы «Мир».
В соответствии с пунктами 118-120 административного регламента сотрудник, ответственный за формирование и направление межведомственных запросов, в течение рабочего дня, следующего за днём поступления последнего ответа (последней информации) на межведомственные запросы, но не позднее 18 календарных дней со дня приёма заявления по месту жительства заявителя или не позднее 73 календарных дней со дня приёма заявления заявителем, имеющим (имевшим) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне, либо с даты подачи заявления не по месту жительства заявителя, передаёт сотруднику, ответственному за рассмотрение заявлений, заявление и ответы на межведомственные запросы (информацию об отсутствии ответов на данные запросы).
Результатом административной процедуры является получение в рамках межведомственного взаимодействия информации (ответов на межведомственные запросы), необходимой для предоставления государственной услуги заявителю.
Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация документов, поступивших в подразделение по вопросам миграции, содержащих запрошенную информацию.
В пунктах 121-134 приведён порядок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, принятия решения по результатам рассмотрения такого заявления.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления, прилагаемых к нему документов, а также фотографий, необходимых для оформления паспорта, сотруднику, ответственному за рассмотрение заявлений.
Сотрудник, ответственный за рассмотрение заявлений, оформляет результаты межведомственных запросов и проверок в виде отдельного документа, в котором должны содержаться фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения заявителя (гражданина, в отношении которого подано заявление), регистрационный номер заявления, дата приёма заявления, дата направления межведомственного запроса и дата получения ответа на межведомственный запрос, результаты проверок, фамилия, инициалы сотрудника, направившего межведомственные запросы, а также проводившего проверки по этому заявлению.
Оформление результатов, полученных в рамках межведомственного взаимодействия и проведённых проверок, в соответствии с пунктом 125 административного регламента и ввод в ведомственный сегмент МВД России системы «Мир» производятся в срок не позднее рабочего дня, следующего за днём поступления сведений по проверкам.
Сотрудник, ответственный за рассмотрение заявлений, приобщает к заявлению результаты межведомственных запросов и проверок и передаёт их начальнику (заместителю начальника или лицу, исполняющему обязанности начальника) ГУВМ МВД России, начальнику (заместителю начальника или лицу, исполняющему обязанности начальника) структурного подразделения ГУВМ МВД России, начальнику (заместителю начальника или лицу, исполняющему обязанности начальника) структурного подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, начальнику (заместителю начальника или лицу, исполняющему обязанности начальника) подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне (в том числе подразделения по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне) для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.
По результатам проведённых мероприятий и на основании представленных документов уполномоченный руководитель не позднее рабочего дня, следующего за днём поступления к нему заявления с приложением всех необходимых документов и с соблюдением сроков, установленных пунктами 23 и 24 Административного регламента, принимает решение об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче заявителю (гражданину, в отношении которого подано заявление) паспорта. Решение оформляется путём проставления оттиска штампа (штампов) размером 70 мм x 50 мм и размером 100 мм x 60 мм на документе, содержащем результаты проверок.
После дня принятия решения уполномоченным руководителем заявление и прилагаемые к нему документы в соответствии с принятым решением в течение 1 рабочего дня передаются сотруднику, ответственному за подготовку материалов для оформления паспорта, либо сотруднику, ответственному за оформление и выдачу либо направление уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта.
Результатом административной процедуры является принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги.
Способом фиксации результата административной процедуры является проставление оттиска штампа об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта на документе, содержащем результаты проверок.
Основанием для начала административной процедуры по оформлению паспорта, согласно пункту 135 административного регламента, является поступление сотруднику, ответственному за оформление паспорта, заявления с приложением необходимых документов, а также фотографий гражданина, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктами 136, 136.1-136.3. поименованного регламента сотрудник, ответственный за оформление паспорта, получает бланк паспорта у должностного лица, ответственного за получение, учёт и хранение бланков паспортов; оформляет паспорт не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём получения необходимых для оформления паспорта документов, а также фотографий гражданина, которому оформляется паспорт, с соблюдением сроков, установленных пунктами 23 и 24 административного регламента; производит в течение рабочего дня в ведомственном сегменте МВД России системы «Мир» отметку о его оформлении.
Пунктами 141-145, 145.1, 145.2, 146 административного регламента установлено, что оформленные паспорта в течение рабочего дня передаются сотруднику, ответственному за выдачу паспорта.
Результатом административной процедуры является оформление паспорта в виде документа на бумажном носителе и передача его с заявлением и прилагаемыми документами сотруднику, ответственному за выдачу паспорта.
Основанием для начала административной процедуры является поступление оформленного паспорта вместе с заявлением и прилагаемыми документами сотруднику, ответственному за выдачу паспорта.
Перед выдачей паспорта сотрудник, ответственный за выдачу паспорта, в течение рабочего дня с даты поступления оформленного паспорта проверяет в поступивших документах наличие сведений об уплате государственной пошлины за выдачу паспорта; направляет заявителю сообщение о необходимости получения паспорта с указанием места и времени получения документа в письменной форме почтовым отправлением, а также при указании заявителем в заявлении адреса электронной почты и (или) абонентского номера устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильного телефона) направляет электронное сообщение по адресу электронной почты и (или) сообщение на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильный телефон).
Паспорт выдаётся (вручается) лично заявителю.
Из приведённых выше обстоятельств дела следует, что дополнительная проверка в отношении Жилинского А.Н. была проведена УФСБ России по Омской области до 06 апреля 2023 года, в указанный день сотруднику, ответственному за формирование и направление межведомственных запросов, поступил последний ответ (последняя информация) на межведомственные запросы. В течение того же дня, 06 апреля 2023 года, данный сотрудник передал заявление Жилинского А.Н. и ответы на межведомственные запросы сотруднику, ответственному за рассмотрение заявлений, который оформил результаты межведомственных запросов и проверок и передал их с заявлением истца начальнику структурного подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги, в свою очередь, начальник отделения ООЗП ОРГРФ УВД УМВД России по Омской области принял решение об оформлении и выдаче Жилинскому А.Н. паспорта.
Сотрудник, ответственный за оформление паспорта, осуществлял оформление паспорта Жилинского А.Н. в течение 13 дней. Вместе с тем, 19 апреля 2023 года паспорт истца был оформлен с указанием в нём даты выдачи паспорта тем же днём и в соответствии с поименованным административным регламентом в течение того же дня оформленный паспорт должен был быть передан сотруднику, ответственному за выдачу паспорта, который в течение рабочего дня с даты поступления оформленного паспорта (20 апреля 2023 года, четверг) должен был направить Жилинскому А.Н. сообщение о необходимости получения паспорта.
Данное сообщение было направлено истцу через Единый портал государственных и муниципальных услуг 02 мая 2023 года.
Как пояснил представитель УМВД России по городу Омску суду апелляционной инстанции, сотрудник № <...> отделения ОВМ УМВД России по городу Омску забрал из отделения ООЗП ОРГРФ УМВД России по Омской области оформленный 19 апреля 2023 гола паспорт Жилинского А.Н. 28 апреля 2023 года в связи с накоплением документов, необходимых к получению, ранее иные документы для получения, кроме паспорта истца, отсутствовали.
Таким образом, установленный Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, срок выдачи Жилинскому А.Н. указанного паспорта был нарушен по вине № <...> отделения ОВМ УМВД России по городу Омску.
То обстоятельство, что в отношении Жилинского А.Н. УФСБ России по Омской области осуществляло дополнительную проверку, в рассматриваемой ситуации значение не имеет, поскольку последний ответ (последняя информация) на межведомственный запрос в его отношении получен органом МВД России по Омской области 06 апреля 2023 года, а нарушение установленного административным регламентом срока было допущено органом государственной власти на стадии выдачи истцу паспорта. При этом сроки передачи оформленного паспорта соответствующему сотруднику органа внутренних дел и его выдачи заявителю пункты 141, 144, 145 административного регламента с общим сроком предоставления государственной услуги не связывают.
Как следует из представленных истцом документов, на 28 мая 2023 года им был запланирован вылет с семьёй на отдых за пределы территории Российской Федерации, приобретены авиабилеты. По причинам превышения органами внутренних дел срока предоставления государственной услуги по выдаче ему паспорта, отсутствия информации об этапе её продвижения и сроке выдаче паспорта Жилинский А.Н. был вынужден вернуть авиабилеты.
Пунктами 4, 11, 12, 13 поименованного административного регламента установлено, что со дня приёма заявления о выдаче паспорта заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги по телефону, на личном приёме в подразделении по вопросам миграции или при наличии технической возможности с использованием Единого портала.
По телефону, при личном либо письменном обращении должностные лица обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.
Информирование предоставляется, в частности, по вопросу, касающемуся хода предоставления государственной услуги.
При невозможности должностного лица, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, запрос переадресовывается (переводится) другому должностному лицу или же гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Жилинский А.Н. суду пояснял, что о ходе рассмотрения его заявления, о причинах задержки выдачи заграничного паспорта сотрудник № <...> отделения ОВМ УМВД России по городу Омску его по телефону не проинформировал.
Доказательств обратного УМВД России по городу Омску суду не представило. Об отсутствии у истца информации о сроке выдаче ему паспорта свидетельствует то, что он вернул авиабилеты за день до его выдачи.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно приведённой норме права в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5).
В состав органов внутренних дел входят, в частности, территориальные органы МВД России (пункт 14).
В пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счёт казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинён вред (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделённого полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счёт казны Российской Федерации.
Если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинён гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинён вред (статья 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причинённого в результате действий (бездействия) органов МВД России, за счёт казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
Статьёй 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 данного кодекса.
В соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причинённых нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причинённого действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
В рассматриваемой ситуации несоблюдение органами МВД России (№ <...> отделением ОВМ УМВД России по городу Омску) срока выдачи Жилинскому А.Н. паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации, непредоставление ему информации о продвижении государственной услуги, о сроке выдачи паспорта ущемили его личные неимущественные права на совместных отдых с семьёй, свободу передвижения. Соответственно, истец имеет право на компенсацию морального вреда, причинённого ему указанными действиями органов МВД России.
Согласно статьям 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Оценив приведённые выше обстоятельства, при которых истцу был причинён моральный вред, характер причинённых истцу нравственных страданий, вызванных невозможностью совместного времяпрепровождения с семьёй, отложением избранного им вида отдыха на неопределённый срок, наличие и степень вины ответчика, выразившейся в нарушении административных процедур по выдаче заграничного паспорта, что повлекло невозможность осуществления истцом гражданских и конституционных прав и свобод в полном объёме в запланированный период, судебная коллегия полагает, что денежная сумма в 20 000 рублей компенсирует нравственные страдания истца, обусловленные изложенными обстоятельствами и действиями, является разумной и справедливой по отношению к обеим сторонам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Омска от 09 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Жилинского А. Н. (№ <...>) компенсацию морального вреда 20 000 рублей.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
<...> |