ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4975/2021 от 21.04.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-4975/2021 Судья: Плиско Э.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Сальниковой В.Ю.

судей

Козловой Н.И.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Чернышове М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2021 года гражданское дело №2-310/2020 по апелляционной жалобе Ткачук Галины Александровны на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года по иску Ткачук Галины Александровны к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» о признании действий и решений незаконными, обязании восстановить предоставление субсидии.

Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., выслушав объяснения истца - Ткачук Г.А., представителя ответчика СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» - Юдиной А.А., представителя ответчика Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга – Ренни О.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Ткачук Г.А. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга (далее также Жилищный комитет), СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий», в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила признать незаконными действия ответчиков по невыплате субсидии за период с 01.11.2018 по январь 2020 года, обязать ответчиков восстановить выплату субсидии и произвести компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на сумму невыплаченной субсидии за указанный период, взыскать с ответчика все понесенные по делу судебные расходы.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является неработающим инвалидом <...>, получателем пенсии по инвалидности и меры социальной поддержки инвалидов в виде денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с острой нуждаемостью в дополнительных мерах социальной поддержки в виде субсидии, 15.11.2018 через МФЦ обратилась в СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» с заявлением, к которому приложила все необходимые для предоставления субсидии документы. На основании указанного заявления решением Жилищного комитета от 21.11.2018 истцу была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на срок с 01.11.2018 по 30.04.2019, однако фактически субсидия ей не перечислялась. На ее обращения о причинах неперечисления субсидии ей были даны разъяснения о том, что основанием к этому послужила описка, допущенная ею в копии договора найма жилого помещения, представленной 15.11.2018; при этом в принятии исправленного договора ей было отказано, разъяснена необходимость расторжения договора, представленного 15.11.2018. 22.02.2019 ею был представлен исправленный документ, однако в связи с образовавшейся на 15.01.2019 задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг Жилищным комитетом принято решение о приостановлении, а впоследствии прекращении выплаты субсидии с 19.02.2019, что истец считает незаконным, поскольку ею уже были представлены все документы, подтверждающие уважительность причин образования задолженности. 29.03.2019 ею было заключено соглашение с ООО «Жилкомсервис №2 Адмиралтейского района» о рассрочке погашения задолженности, в связи с чем 14.05.2019 она (Ткачук Г.А.) вновь обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на следующий период с приложением всех необходимых документов, однако уведомлением от 23.05.2019 истцу вновь отказано в предоставлении субсидии, что истец считает незаконным, поскольку соглашение о рассрочке ею исполнялось, являлось действующим. 15.08.2019 истец подала заявление и комплект документов на новый срок, 26.08.2019 Жилищным комитетом принято решение о предоставлении ей субсидии с 01.08.2019 по 31.01.2020 в размере 901 руб. 36 коп., которая выплачивалась вплоть до октября 2019 года, с 01.10.2019 произведен перерасчет субсидии в сторону увеличения, однако повышенный размер субсидии ей не выплачивался. Истец считает действия ответчиков нарушающими ее право на социальную защиту при осуществлении права на жилище.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 12.08.2020 в удовлетворении иска Ткачук Г.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец Ткачук Г.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Со стороны ответчиков СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий», Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчики просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя, в судебную коллегию не представило, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений и возражений на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относится предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2012 №799-р утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению отдельных функций по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Санкт-Петербурга.

С 15.01.2019 вступил в силу Административный регламент Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по осуществлению отдельных функций по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Санкт-Петербурга, утвержденный Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2019 № 21-р.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2017 №688 «О создании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской центр жилищных субсидий» и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» и распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2017 №2735-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 07.09.2012 №799-р» СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» участвует в предоставлении государственной услуги: предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2018.

К компетенции СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» отнесены прием заявлений и документов, необходимых для предоставления субсидий, проверка подлинности документов, а также полноты и достоверности содержащихся в них сведений, расчет и перерасчет размера субсидий.

В соответствии с пунктом 7 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, решения о предоставлении субсидий принимались органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

В силу пункта 2.2 Административного регламента, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2012 №799-р, государственная услуга предоставлялась Жилищным комитетом во взаимодействии с СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий».

Пунктом 2.2 Административного регламента, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2019 № 21-р, установлено, что государственная услуга предоставляется Жилищным комитетом во взаимодействии во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента.

В соответствии с пунктом 2.3 Административных регламентов результатами предоставления государственной услуги являются принятие решения о предоставлении, отказе в предоставлении, приостановлении, возобновлении, прекращении предоставления субсидии, а также о перерасчете размера субсидии путем издания Жилищным комитетом распоряжения.

Согласно пунктам 8 и 41 Правил субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев на основании обращения гражданина с заявлением о предоставлении субсидии и комплектом документов.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что по заявлению Ткачук Г.А. от 15.11.2018 о предоставлении субсидии по адресу регистрации: <адрес>, Жилищным комитетом 21.11.2018 принято решение о предоставлении субсидии на срок с 01.11.2018 по 30.04.2019 в размере 2 237 руб. 72 коп.

Кроме того, судом установлено, что истец является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат с января 2010 года.

Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с пунктом 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесённые ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

Указанный порядок начисления субсидий обусловлен целевым характером субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Обе выплаты, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации в качестве мер по реализации гарантий социальной защиты населения при осуществлении права на жилище, установлены с целью оказания гражданам помощи в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому закономерно, что их размер (в том числе суммарный) не может превышать фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 28 Правил при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчёт размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.

Из приложенного к заявлению от 15.11.2018 о предоставлении субсидии договора найма жилого помещения № 1 от 01.10.2018 следовало, что плата за наем жилого помещения составляет 500 руб.; оплата коммунальных платежей по счетам, выставляемым управляющей организацией, обязанность по которой возложена на истца представленным договором найма, составляла 1 390 руб. 03 коп.; размер мер социальной поддержки с ноября по декабрь 2018 года составил 3 165 руб. 86 коп., в январе 2019 года – 3 185 руб. 91 коп.

Таким образом, Жилищным комитетом по заявлению истца принято решение о предоставлении субсидии, однако, в те месяцы (с ноября 2018 года по январь 2019 года), в которых фактические расходы истца, уменьшенные на размер предоставленных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составили 0,00 рублей, выплата субсидии правомерно не производилась, о чем свидетельствуют данные справки о расчете субсидий, подлежащих начислению в соответствии с пунктом 27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по персональному делу Ткачук Г.А., которые истцом не опровергнуты.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 56 Правил, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Поскольку из ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», направляющим истцу счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, поступили сведения о неуплате получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 2 месяцев, распоряжением Жилищного комитета №210-р от 19.02.2019 истцу приостановлено с 19.02.2019 предоставление субсидии.

Факт наличия задолженности истцом не оспаривался.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Учитывая, что в течение месяца информации о погашении задолженности, о наличии уважительных причин образования задолженности от истца не поступило, распоряжением Жилищного комитета №523-р от 26.03.2019 принято решение о прекращении предоставления субсидии с 19.02.2019 в связи с непогашением задолженности или несогласованием срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении субсидии (при отсутствии уважительных причин ее образовании).

14.05.2019 Ткачук Г.А. повторно обратилась с заявлением о предоставлении субсидии.

22.05.2019 Жилищным комитетом принято решение об отказе в предоставлении субсидии Ткачук Г.А. в связи с предоставлением заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений о доходах за апрель 2019 года. Решение принято в связи с предоставлением истцом сведений о понесенных расходах по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму, превышающую ее среднемесячный доход.

29.11.2019 Жилищным комитетом отменено решение от 22.05.2019 и принято решение об отказе в предоставлении субсидии в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и отсутствием соглашения по ее погашению или невыполнением заключенного соглашения.

15.08.2019 Ткачук Г.А. вновь обратилась с заявлением о предоставлении субсидии.

26.08.2019 Жилищным комитетом принято решение о предоставлении субсидии Ткачук Г.А. на срок с 01.08.2019 по 31.01.2020 в размере 901 руб. 36 коп.

21.10.2019 решением Жилищного комитета принято решение о приостановлении предоставлении субсидии с 21.10.2019 в связи с невыполнением получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

13.11.2019 после предоставления 11.11.2019 истцом справки ООО «Жилкомсервис №2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» о выполнении требований соглашения о погашении задолженности, Жилищным комитетом принято решение о возобновлении предоставления субсидии с 21.10.2019.

Обсуждая вопрос о наличии у истца уважительных причин возникшей задолженности, которые в соответствии с пунктом 58 Правил давали бы основания для возобновления предоставления субсидии, суд обоснованно учел, что истцу наряду со спорной субсидией предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые не были в полном объеме израсходованы Ткачук Г.А. на оплату соответствующих платежей, что не позволяет вынести суждение о наличии оснований к возобновлению выплаты субсидии независимо от условий ее приостановления. Доказательств наличия иных причин возникновения задолженности по текущим платежам истец в уполномоченный орган не представила.

Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что обстоятельства возникновения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и их причины не получили надлежащей оценки суда, истец конкретных сведений в обоснование данных доводов не приводит, что не может служить основанием для признания ошибочными выводов суда в указанной части.

Судом дана надлежащая оценка представленным истцом договорам найма №1 от 01.10.2018 и обоснованно указано, что у ответчика не имелось оснований для пересмотра принятого решения, учитывая различное содержание представленных документов, несоответствие избранного истцом способа внесения изменений в договор нормам гражданского законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что государственная услуга по предоставлению субсидии была предоставлена истцу в строгом соответствии с приведенным выше правовым регулированием, приостановление и прекращение выплаты субсидии в спорный период было осуществлено ответной стороной при наличии к тому законных оснований, предусмотренных Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и условиями предоставления субсидии, предусмотренными положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, по обращениям истца ей разъяснялись условия и порядок начисления и выплаты субсидий, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований истца, основанных на неправильном толковании норм действовавшего в спорный период законодательства и субъективной оценке истцом достаточности размера получаемых выплат на покрытие соответствующих расходов.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, судебная коллегия исходит из того, что в спорный период порядок предоставления истцу субсидии ответчиками нарушен не был, принятые решения соответствовали действующему законодательству, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, несостоятельны, противоречат материалам дела и не могут служить основанием к отмене решения.

По существу, указанные доводы сводятся к повторению правовой позиции и фактических обстоятельств, изложенных истцом при разрешении спора в суде первой инстанции, которые были исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы Ткачук Г.А. о том, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки определенным пояснениям и доводам истца нельзя признать состоятельными, поскольку согласно положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с положениями частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства опровергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, изложены в обжалуемом судебном решении. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 № 566-О-О, от 18.12.2007 № 888-О-О, от 15.07.2008 № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

По смыслу приведенных положений закона, суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены. Несовпадение результата оценки судом собранных по делу доказательств с мнением истца обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.

Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены постановленного решения судебной коллегией не установлено, не реализованное истцом правомочие по изменению оснований иска к обстоятельствам, влекущим безусловную отмену решения суда, не относится.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: