ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-510/2018 от 15.02.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Шанауров К.В. Дело № 33-510/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Прасол Е.В.,

судей Артамоновой С.Я., Голубь Е.С.,

при секретаре Булгаковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15.02.2018 гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» на решение Курганского городского суда Курганской области от 30.11.2017, которым постановлено: удовлетворить исковые требования Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» о возложении обязанности.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018.

Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» ФИО1, представителя истца ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» (далее – ИК-4 УФСИН России по Курганской области, исправительное учреждение) о возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что в мае 2017 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ИК-4 УФСИН России по Курганской области выявлены нарушения ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в исправительном учреждении не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, отсутствуют комнаты бытового назначения.

В июне 2017 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН вносилось представление об устранении указанных нарушений закона.

В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных не устранены. Согласно информации начальника ИК-4 УФСИН России по Курганской области от 18.09.2017 оборудовать исправительное учреждение помещением для проживания осужденных, находящихся в отпуске, не представляется возможным из-за отсутствия необходимых жилых площадей, отвечающих требованиям коммунально-бытового обеспечения.

Просил суд обязать ИК-4 УФСИН России по Курганской области устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018.

В судебном заседании прокурор Иванов И.С. исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика ИК-4 УФСИН России по Курганской области по доверенности ФИО3 против исковых требований возражала, поддержала ранее представленные возражения. Ссылалась на то, что нормами УИК РФ не регламентирована обязанность администрации уголовно-исполнительной системы предоставлять помещения для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. Исправительное учреждение реализует норму права в части обеспечения каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 3 кв.м. В случае строительства дополнительных жилых площадей потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и подготовка проектно-сметной документации, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проекта, разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 52-53).

Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ИК-4 УФСИН России по Курганской области.

В обоснование жалобы указывает, что ссылка истца на приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512 является некорректной, так как данный приказ не применяется при строительстве исправительных колоний и не определяет набор помещений исправительного учреждения, а устанавливает нормы обеспечения имуществом соответствующих помещений (в случае, если они были предусмотрены при проектировании и строительстве зданий и помещений).

Нормами УИК РФ не регламентирована обязанность администрации уголовно-исполнительной системы предоставлять помещения для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске.

В ст. 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данная статья распространяется на всех осужденных без ограничений, независимо от того, находятся осужденные в отпуске или нет. Все пункты данной статьи реализуются администрацией исправительного учреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными-женщинами, в расчете на одну осужденную не может быть менее 3 кв.м. Исправительное учреждение реализует норму права в части обеспечения на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 3 кв.м.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

Таким образом, нарушений ст. 99 УИК РФ со стороны администрации нет.

Здание корпуса для содержания спецконтингента было построено в 1977 г. Данное здание строилось как лечебно-трудовой профилакторий и не предназначалось для тех целей и функций, которые на него возложены в данный момент. Затем в нем располагалась колония-поселение, в 2000 г. оно приобрело статус колонии. За все это время денежные средства на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение не выделялись. На тот момент здание было рассчитано под другие нормы лимита накопления.

Применение норм Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, может иметь место только при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений. С момента образования исправительной колонии по настоящее время учреждение не реконструировалось, не расширялось, не подвергалось техническому перевооружению.

Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, разработана для служебного пользования, в установленном порядке в качестве нормативного правового акта не зарегистрирована. Положениями данной Инструкции рекомендовано руководствоваться начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы при проектировании, строительстве и оборудовании исправительных учреждений, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений в соответствии с требованиями УИК РФ.

В случае строительства дополнительных жилых площадей потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и решение многочисленных вопросов, представляющих масштабный комплекс мер, которые регулируются градостроительным, земельным и иным законодательством. В том числе, необходимость подготовки проектно-сметной документации, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проекта, разрешение на строительство, объекта в эксплуатацию.

Кроме того, потребуется внесение ряда изменений как в расходные расписания министерства и ведомства, так и в целевые программы, направленные на развитие уголовно-исполнительной системы. Даже после предложения внесения изменений в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы» нельзя однозначно полагать, что Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации включат объект в данную программу и выделят необходимые финансовые средства.

Просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ИК-4 УФСИН России по Курганской области по доверенности ФИО1 поддержала апелляционную жалобу, ссылалась на изложенные в ней доводы.

В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности ФИО2 просила решение суда оставить без изменения, поддержала ранее представленные возражения.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобыи возражений относительно жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с п. п. 1, 2, 4, ст. 13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Статьей 10 УИК РФ установлены основы правового положения осужденных, к числу которых отнесено уважение и охрана их прав, свобод и законных интересов, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовая защита и личная безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Как установлено судом первой инстанции, а также судебная коллегия усматривает из материалов дела, в соответствии с Уставом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (л.д. 39-45).

Предметом и целями деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.1 Устава).

В соответствии с п. 2.5.2 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области, помимо прочего, осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусмотрено наличие в общежитиях для проживания осужденных комнат быта, а также наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человек).

В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3 человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха и комната для занятий физкультурой.

В мае 2017 г Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в исправительном учреждении не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, отсутствуют комнаты бытового назначения.

По результатам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН 15.06.2017 внесено представление об устранении указанных нарушений закона (л.д. 6-12).

В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных ответчиком не устранены. Согласно информации начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области от 18.09.2017 оборудовать исправительное учреждение помещением для проживания осужденных, находящихся в отпуске, не представляется возможным из-за отсутствия необходимых жилых площадей, отвечающих требованиям коммунально-бытового обеспечения (л.д. 48).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами уголовно-исполнительного законодательства, регулирующими спорные правоотношения сторон, пришел к выводу о том, что отсутствие помещений для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, и комнат бытового назначения существенным образом нарушает требования действующего законодательства и охраняемые законом права осужденных.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что ответчик не соблюдает требования уголовно-исполнительного законодательства по созданию объектов коммунально-бытового назначения для осужденных, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами (результатами прокурорской проверки), и не оспаривается администрацией учреждения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию возможности оборудовать в имеющемся здании исправительного учреждения невозможно оборудовать помещения для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, и комнаты бытового назначения, в связи с чем необходимо строительство дополнительных жилых площадей, что потребует значительных финансовых вложений и решения большого круга вопросов.

Доводы жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку права осужденных на пользование объектами коммунально-бытового обеспечения в соответствии с номенклатурой и нормами обеспечения не должны ставиться в зависимость от изыскания денежных средств на создание таких объектов или конструктивных особенностей здания, в котором располагается исправительное учреждение.

Судебная коллегия отмечает, что ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения дела по существу достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие объективной возможности для оборудования в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области отдельного помещения, предназначенного для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, ответчиком в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений) не представлено.

Поскольку в силу приведенных выше норм права ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области является исправительным учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы, оно обязано соблюдать права и законные интересы осужденных, в связи с чем суд правомерно возложил на ответчика обязанность оборудовать необходимые объекты коммунально-бытового назначения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, разработана для служебного пользования, в установленном порядке в качестве нормативного правового акта не зарегистрирована, и может применяться только при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений, выводы суда не опровергает и основанием для отмены решения не является.

Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность принятого решения апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и принесенных на нее возражений.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 30.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» – без удовлетворения.

Судья - председательствующий: Е.В. Прасол

Судьи С.Я. Артамонова

Е.С. Голубь