ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5157 от 29.08.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья Невзорова Н.В.         Дело № 33-5157

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2013 года           город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Рябихина О.Е.,

судей Кучминой А.А., Перовой Т.А.,

при секретаре Шуйской К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1  к администрации муниципального образования            «Город Саратов» о признании отсутствия на земельном участке планируемых территорий общего пользования, красных линий и обременений, признании незаконными действий по подготовке и утверждению градостроительного плана, возложении обязанности подготовить, утвердить и выдать градостроительный план без учета проходящих по земельному участку красных линий по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Кировского районного суда города Саратова от 24 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Кучминой А.А., объяснения представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФИО1 - ФИО3, возражавшего против доводов жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» указав, что 27 декабря 2012 года по договору купли-продажи приобрела у ФИО12 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № и расположенное на нем домовладение по адресу: <адрес>. Прежний собственник земельного участка обращался к ответчику в лице комитета поградостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениемо подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства жилого дома. Подготовка плана осуществлялась более 2 месяцев, поэтому градостроительный план земельного участка и распоряжение администрации города от 05.02.2013 № 37-р об утверждении данного плана получала уже ФИО1 Согласно данному плану часть земельного участка - 80% его площади находится в границах проходящей по земельному участку красной линии и потому данная часть участка не является местом допустимого размещения объекта капитального строительства. Ширина оставшейся части земельного участка за минусом минимального отступа стены жилого дома от границы земельного участка составляет не более 2 м, и потому строительство жилого дома на данной части земельного участка не представляется возможным. ФИО1 полагает действия администрации города по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, с учетом проходящих по участку красных линий, незаконными, так как администрация города уже отказывала ФИО12 в приватизации данного земельного участка именно из-за наличия красных линий, якобы относящей 80% площади земельного участка к территории общего пользования, не подлежащей приватизации. Решением Кировского районного суда города Саратова от 24 июля 2012 года признано право собственности ФИО12 на данный земельный участок, так как каких-либо объектов общего пользования на земельном участке не имеется, и он не является территорией общего пользования. Данное решение администрацией не обжаловалось, вступило в законную силу, осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО12 на земельный участок. Также на градостроительном плане отмечено, что территория в границах красных линий является «зонами планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд с номерами этих зон по порядку». Сами «зоны планируемого размещения» на плане не обозначены, номера этих зон по порядку не приведены, документация по планировке территории не указана. Кроме того, указанная красная линия взята из решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-471               «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города», однако официально опубликована только утвердительная часть решения Думы, а план (описательный и графический материал, в том числе, координаты характерных поворотных точек), из которого можно было бы определить расположение данных красных линий, не опубликован, в связи с чем расположение данных красных линий нельзя считать установленными. Так как красные линии не имеют координат характерных поворотных точек (привязки к пунктам опорной межевой сети), привязать красную линию к спорному земельному участку (указать местоположение красной линии на земельном участке) не представляется возможным. План красных линий, как публичный сервитут, подлежал государственной регистрации, как обременение земельных участков, по которым они проходят, однако ни в кадастровом паспорте земельного участка, ни в выписке из ЕГРП подобные обременения права не указаны. В самом градостроительном плане отдельно отмечено, что публичный сервитут не установлен. До утверждения плана красных линий домовладение и земельный участок существовали на законном основании уже 70 лет. Указанная красная линия определяет границы планируемых территорий общего пользования неизвестного назначения. В градостроительном плане земельного участка детализировано, что красные линии обозначают границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, по которым уже приняты решения о выкупе или резервировании. Однако решение о резервировании земель органом местного самоуправления не принято, не имеется схемы резервирования земель с кадастровой привязкой её к земельным участкам, расположенным в границах резервируемых земель. Кроме того, согласно ст. 70.1 ЗК РФ срок резервирования земель не более 7 лет, этот срок истек 5 лет назад. По планируемой территории и установлении публичного сервитута ГрК РФ определяет земли общего пользования. Если они существуют, то по их границам проводятся красные линии, поэтому должен быть утвержден проект, к нему должен быть план межевания с координатами. На земельном участке ФИО1 нет таких координат, а потому никаких красных линий не существует. В связи с этим, ФИО1 считает, что действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка нарушают её права, поскольку с такими ограничениями, какие установлены градостроительным планом, невозможно ни получение разрешения на строительство жилого дома, ни само строительство, ни регистрация права собственности на жилой дом.

ФИО1 просила признать отсутствие на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> планируемых территорий общего пользования; красных линий, обозначающих границы планируемых территорий общего пользования; обременений в виде публичных сервитутов, установленных на основании документации по планировке территории и решений о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Признать незаконными действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка с учетом проходящих по нему красных линий, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» подготовить, утвердить и выдать градостроительный план земельного участка без учета проходящих по нему красных линий.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 24 апреля 2013 года признано отсутствие на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, планируемых территорий общего пользования, красных линий и обременений в виде публичных сервитутов. Признаны незаконными действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с учетом проходящих по данному земельному участку красных линий. На администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность устранить указанное нарушение, выдав ФИО1 градостроительный план земельного участка без учета проходящих по нему красных линий.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» просит отменить решение суда, принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указано, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № подготовлен и утвержден в соответствии со ст. 44 ГрК РФ, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280, в том числе с учетом решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-471 «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города». Согласно Правилам, часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в границах территории общего пользования, что имело место и до 2000 года, в соответствии с Планом красных линий и эскизом застройки, входящим в состав Проекта детальной планировки центральной части города               1967 года. Указанные нормативно-правовые акты являются действующими, никем не оспорены, в том числе и в отношении красных линий. При утверждении градостроительного плана земельного участка (с учетом проходящей по нему красной линии), уполномоченный орган руководствовался действующими нормативными правовыми актами, соответственно, подготовка иного варианта градостроительного плана земельного участка (без учета красных линий) противоречила бы ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки муниципального образования                     «Город Саратов», решению Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-471      «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города».

Градостроительный план земельного участка не устанавливает каких-либо прав и ограничений, поэтому из смысла ст.ст. 40, 42 ЗК РФ утверждение градостроительного плана земельного участка не может привести к нарушению прав заявителя.

Кроме того, ФИО1 при приобретении земельного участка по договору купли-продажи от 27 декабря 2012 года было известно о правовом режиме земельного участка и, соответственно, о возможных пределах его использования.

Определение, установление, изменение красных линий относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Установив в решении суда отсутствие красных линий, планируемых территорий общего пользования, суд фактически взял на себя полномочия законодательного органа, что является недопустимым. Судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В апелляционной жалобе комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» просит отменить решение суда, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указано, что судом не дана надлежащая оценка решению Кировского районного суда города Саратова от 24 июля 2012 года (по делу № 2-3125/2012). Суд первой инстанции принял во внимание только установленное обстоятельство отсутствия на земельном участке объектов общего пользования. Вместе с тем, еще при рассмотрении данного дела указывалось на наличие на земельном участке красной линии, в материалы дела был представлен фрагмент проекта детальной планировки центральной части города от 1982 года с указанием границ земельного участка, из которого следует, что земельный участок уже на тот момент находился в границах территории общего пользования.

Судом не была дана возможность представить координаты красных линий, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-271            «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города». На схеме расположения земельного участка истца, согласованной комитетом по земельным ресурсам администрации и комитетом по архитектуре и градостроительству администрации, помимо того, что он находится в территориальной зоне Ж-3, указано также, что на земельном участке имеется красная линия.

Автор жалобы полагает неверным вывод суда о том, что территория в границах красной линии является «зонами планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом)». Красные линии и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон являются разными и не зависящими друг от друга элементами, которые отображаются на чертеже градостроительного плана земельного участка. Территория в границах красной линии является территорией общего пользования. Размещение индивидуальных жилых домов на территории общего пользования не предусмотрено нормативным правовым актом, а именно, решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования                   «Город Саратов». При приобретении в собственность земельного участка         ФИО1 было известно о его правовом режиме и о возможных пределах его использования.

Прохождение красной линии по уже имеющему на земельном участке строению не нарушает положения Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30.

Также в апелляционной жалобе указано, что суд не применил норму права, подлежащую применению. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-471 «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города», которые являются действующими нормативными актами, большая часть земельного участка, в отношении которого был подготовлен и утвержден градостроительный план, располагается на территории общего пользования. Законодатель не относит установление территории общего пользования к ограничению прав на землю. Согласно ст. 23 ЗК РФ не предусмотрено установление публичного сервитута для территории общего пользования.

В письменных возражениях ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.

В судебном заседании представитель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ФИО1 -                  ФИО3 просил жалобу оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со          ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегияполагает, что имеются предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч.ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того,что земельный участок находится в территориальной зоне Ж3 (зоне малоэтажной жилой застройки), сама красная линия топографических координат не имеет, жилой дом был построен задолго до того, как красная линия была проведена, никаких мер для отселения истца за пределы территории общего пользования, если таковая имеется, ответчиком не предпринималось. На спорном земельном участке ограничение (обременение), в том числе в виде публичного сервитута отсутствует. Проект детальной планировки центральной части города за 1982 года с указанием земельного участка и красной линии, проходящей через него, не соответствует тем же данным, указанным в плане земельного участка и в градостроительном плане. Достоверных и достаточных доказательств, что красная линия для целей, предусмотренных в законе, действительно есть и ограничения, связанные с ней, фактически реализуются.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, признать его обоснованным и соответствующим нормам материального права.

В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления относятся решения, в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно положениям п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 № 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, согласно которому на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов

капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; границы зон действия публичных сервитутов (при наличии).

В соответствии с п. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

В силу положений ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Согласно ст.43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-471 утвержден План красных линий центрального планировочного района города Саратова.

В соответствии с п. 5.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу Правил или до вступления в силу изменений в Правила, являются не соответствующими Правилам в случаях, когда эти объекты: имеют вид, виды разрешенного использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон (п.п. 42, 43 Правил); имеют вид, виды разрешенного использования, которые поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон (п. п. 42, 43 Правил), но расположены в санитарно-защитных зонах, водоохранных зонах, на территориях общего пользования, на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов согласно п. п. 48 - 50 Правил; имеют параметры меньше (площадь и линейные размеры земельных участков, отступы построек от границ участка) или больше (плотность застройки - высота/этажность построек, процент застройки, коэффициент использования участка) значений, установленных п. 44 Правил применительно к соответствующим зонам.

Как установлено п. 1.6 решения Саратовской городской Думы от 27.05.2010 № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с ЗК РФ, Правилами землепользования и застройки муниципального образования                   «Город Саратов» без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи, заключенного 27 декабря 2012 года с ФИО12 (л.д. 31). Земельный участок приобретен вместе с жилым домом, расположенным на земельном участке. Право собственности ФИО1 на объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 08 февраля 2013 года ( л.д. 32, 33).

Право собственности ФИО12 на земельный участок признано вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Саратова от 24 июля 2012 года (дело № 2-3225/2012) по иску ФИО12 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на земельный участок (л.д. 27-31).

ФИО10 в декабре 2012 года, а затем и ФИО1, как новый собственник, в феврале 2013 года обращались в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № для строительства жилого дома (л.д. 14, 15).

Распоряжением администрации муниципального образования                          «Город Саратов» от 05 февраля 2013 года № 37-р был утвержден градостроительный план земельного участка площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16, 80).

Согласно указанному градостроительному плану земельный участок находится в территориальной зоне Ж3 - зоне сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа, через участок проходит красная линия, публичных сервитутов не установлено (л.д. 17-25, 81-89).

По данным кадастрового паспорта от 15 октября 2009 года земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 13 октября 2009 года, имеет разрешенное использование для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 36-39).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано ограничение (обременение) права на спорный земельный участок (л.д. 40).

Схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> согласована 15 декабря 2008 года комитетом по земельным ресурсам и комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова с учетом красной линии (л.д. 59-61).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для признания отсутствия на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, планируемых территорий общего пользования, красных линий, обозначающих границы планируемых территорий общего пользования, обременений в виде публичных сервитутов, а также признания незаконными действий администрации муниципального образования                          «Город Саратов» по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка с учетом проходящих по нему красных линий, не имеется.

В соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красный линий также обязательно при межевании инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформления документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что подготовка градостроительного плана земельного участка истца осуществлена уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 44 ГрК РФ с учетом планируемых к размещению на территории муниципального образования «Город Саратов» красных линий и территорий общего пользования.

Представленные суду апелляционной инстанции план красных линий центрального планировочного района горда Саратова от 2000 года, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 № 46-417, содержащий сведения о координатах красных линий, фрагмент данного плана красных линий центрального планировочного района города Саратова с указанием места расположения земельного участка истца, фрагмент карты градостроительного зонирования (л.д. 148, 149) свидетельствуют о прохождении через земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № планируемых красных линий, которые правомерно были указаны в чертеже градостроительного плана названного земельного участка в соответствии с требованиями вышеприведенных правовых норм.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно вступившему в законную силу решению Кировского районного суда города Саратова от 24 июля 2012 года нахождение части спорного земельного участка на землях общего пользования, отграниченного красными линиями, уже было предметом судебного разбирательства. Судом было принято решение об удовлетворении исковых требований ФИО12 которое администрацией города обжаловано не было и вступило в законную силу

Вместе с тем, из указанного решения суда от 24 июля 2012 года следует, что суд пришел к выводу о возможности признания за ФИО12 права собственности на земельный участок на сновании п. 12 ст. 85 ЗК РФ, так как не установлено наличие на момент рассмотрения дела каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, проездами, улицами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Каких-либо выводов, свидетельствующих о том, что право собственности ФИО12 признано с учетом нахождения части спорного земельного участка на планируемых к размещению территорий общего пользования и планируемых красных линий, решение суда от 24 июля 2012 года не содержит.

При включении в резолютивную часть решения суда положений, обязывающих орган или должностное лиц, чьи решения или действия были признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления прав заявителя, устранения препятствий в реализации его прав и свобод, суд не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного лица. Такое решение противоречит положениям ст.ст. 2, 258 ГПК РФ.

Решение суда о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в предоставлении земельного участка должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами как не имеющий юридической силы, в связи с чем у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с его функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.

Учитывая изложенное, а также разъяснения п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правовых оснований для признания отсутствия на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, планируемых территорий общего пользования, красных линий и обременений в виде публичных сервитутов, а также признании незаконными действий администрации муниципального образования «Город Саратов» по подготовке и утверждению градостроительного плана и возложении обязанности подготовить, утвердить и выдать истцу градостроительный план без учета проходящих по данному земельному участку красных линий у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, из содержания исковых требований следует, что выданный истцу градостроительный план земельного участка с указанием красной линии, по мнению ФИО1, нарушает её право на размещение на земельном участке объекта капитального строительства, либо на реконструкцию уже имеющихся объектов недвижимости с увеличением их технических характеристик в границах проходящей по земельному участку красной линии. Однако доказательств, свидетельствующих об отказе уполномоченного органа ФИО1 в выдаче разрешения на строительство новых объектов недвижимости, либо реконструкции уже имеющихся с увеличением их технических характеристик на земельном участке, не представлено, тем более, что согласно градостроительному плану земельного участка публичных сервитутов не установлено. При этом, в соответствии со ст. 3 ГПК РФ ФИО1 не лишена возможности иным способом защищать право на строительство новых, либо реконструкцию уже имеющихся объектов капитального строительства с увеличением их технических характеристик на указанном земельном участке в случае получения отказа уполномоченного органа на получение соответсвующего разрешения.

В связи с изложенным и на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов» в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 24 апреля 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1  к администрации муниципального образования «Город Саратов» отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи