Судья Курамшина А.Р. № 33-5391/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Гибадуллиной Л.Г.,
Субхангулова А.Н.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Идельбаеве З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Гафуровой С.К., МУП «Уфаводоканал» на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года которым постановлено:
административный иск прокурора Кировского района г.Уфы к администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ, администрации городского округа город Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа РБ, МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес возложении на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес обязании администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес
Возложить на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г.Уфы обратился в суд с административным иском к администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ, администрации городского округа город Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа РБ, МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, возложении на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обязании администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в соответствие с требованиями ГОСТ, указав следующее.
16.10.2017 в результате проведенной прокуратурой района выездной проверки по адресу: адрес установлено при визуальном осмотре водопроводного колодца ВК 07-0227 с использованием рулетки, что крышка указанного колодца расположена ниже дорожного полотна (по ул. Ветошникова г. Уфы) на 7 (семь) сантиметров. Водопроводный колодец не оборудован железобетонными кольцами, колодец выложен из кирпича. Согласно пояснениям Багомановой Р.Ф., Узбековой Ф.Ф., Федоровой Н.Н., Коленченко О.В., включенных в акт, составленный по итогам проверки, указанный колодец они не устанавливали, право собственности на водопроводный колодец не оформляли.
В ходе проверки документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанное сооружение, не выявлены.
Учитывая, что водопроводный колодец расположен в административных границах муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан, не обращение Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ в уполномоченный орган с заявлением о принятии данного водопроводного колодца на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверка показала, что требования п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 к проезжей части не соблюдаются. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией городского округа город Уфа, администрацией Кировского района ГО г. Уфа, Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа РБ, МУП «Уфаводоканал» требований законодательства о содержании автомобильной дороги местного значения.
В результате бездействия администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, администрации ГО г. Уфа РБ существует реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью, и имуществу жителей не только прилегающих домов, но и любых иных граждан, проезжающих по улице Ветошникова г. Уфы.
Таким образом, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.
В этой связи административное исковое заявление подается прокурором Кировского района г. Уфы в интересах жителей домов, проживающих в домах, находящихся рядом с водопроводным колодцем и неопределенного круга лиц.
В уточненных административных исковых требованиях прокурор Кировского района г.Уфы просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес Возложить на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
В апелляционных жалобах представителя администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Гафуровой С.К., МУП «Уфаводоканал» ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Гафурову С.К., представителя МУП «Уфаводоканал» Шицову Е.И., поддержавших доводы жалобы, Багоманову Р.Ф., представителя Узбекова Р.Ф. – Багоманова Т.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда подлежащим изменению в части возложения обязанностей на МУП «Уфаводоканал», исключив его из числа ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Кировского района г. Уфы проведена проверка по обращению Багомановой Р.Ф. о нарушении законодательства в результате не проведения ремонтных работ по восстановлению водопроводного колода, находящегося на проезжей части рядом с домом № адрес
16.10.2017 в результате проведенной прокуратурой района выездной проверки по адресу: уладрес г. Уфы (с участием государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Уфе Комарова А.С.; главного специалиста-эксперта – ведущего государственного строительного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по строительному и жилищному надзору Ивановой И.В.; главного специалиста-эксперта ОКХиБ Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ Хамидуллина И.К.; начальника районных бригад Кировского района г. Уфы УЗВС МУП «Уфаводоканал» Тазетдинова Ф.Ф.; Багомановой Р.Ф., Узбековой Ф.Ф., проживающих по адресу: г. Уфа, ул. Ветошникова, д. 24; Федоровой Н.Н., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Ветошникова, д. 24/2; Коленченко О.В., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Ветошникова, д. 22) установлено, что на проезжей части рядом с домом № 24 по улице Ветошникова г. Уфы расположен водопроводный колодец ВК 07-0227, который относится к сетям водоснабжения, при визуальном осмотре водопроводного колодца ВК 07-0227 с использованием рулетки, что крышка указанного колодца расположена ниже дорожного полотна (по ул. Ветошникова г. Уфы) на 7 (семь) сантиметров. Водопроводный колодец не оборудован железобетонными кольцами, колодец выложен из кирпича. Согласно пояснений Багомановой Р.Ф., Узбековой Ф.Ф., Федоровой Н.Н., Коленченко О.В., включенных в акт, составленный по итогам проверки, указанный колодец они не устанавливали, право собственности на водопроводный колодец не оформляли.
В своем ответе администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ от 16.10.2017 (исх. №73-01-5447) сообщила, что водопроводный колодец не состоит на балансе городских инженерных систем и не обслуживается ими.
Из ответа МУП «Уфаводоканал» от 03.10.2017 (исх. № 01/11788) следует, что указанный в обращении Багомановой Р.Ф. водопроводный колодец установлен в точке присоединения водопроводного ввода в дом № 24 по ул. Ветошникова. В настоящее время данный водопроводный колодец имеет занижение относительно уровня проезжей части дороги. К ответу МУП «Уфаводоканал» приложены копия договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 22.04.2001 № 09-1447211, заключенный с Медведевой Н.Н. (проживающей по адрес), копия договора на оказание населению коммунальных услуг по отпуску питьевой воды от 30.03.2006 № 09-1766607, заключенный с Узбековым Р.Ф. (проживающим по ул. Ветошникова, д. 24, кв. 1).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ от 03.10.2017 (исх. № 7-6690/ито) указало, что в городском округе г. Уфа РБ за эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и отведения отвечает МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» ГО г. Уфа РБ.
Сведений о собственниках указанного водопроводного колодца материалы дела не содержат.
Разрешая заявленные требования прокурора суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации Кировского района ГО г.Уфа РБ, администрации ГО г.Уфа РБ, Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ выразилось в непринятии должных мер по постановке водопроводного колодца на учет бесхозяйных недвижимых вещей, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя, возложил на административных ответчиков устранить допущенное нарушение и обязал администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца в соответствие с требованиями ГОСТа.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия администрации Кировского района ГО г. Уфа в непринятии мер по постановке водопроводного колодца на учет, как бесхозяйного имущества, возложении на него обязанности обратиться с заявлением о принятии его на учет, и в части возложения на администрацию Кировского района ГО г. Уфа и МУП «Уфаводоканал» обязанности по проведению работ, направленных на приведение проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца в соответствии с требованиями ГОСТа, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 1.3, 2.1, 3.2.6 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 № 44/14, указанное Управление входит в структуру Администрации ГО г. Уфа РБ, подчиняется первому заместителю главы Администрации ГО г. Уфа РБ, на которого, в соответствии с постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ, возложены указанные полномочия. Целью деятельности Управления является исполнение функций Администрации ГО г. Уфа РБ по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Управление выявляет бесхозяйное имущество, обращается в суд с исками о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Согласно п. 2.5.7 Положения об администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 № 11/7 администрация Кировского района г. Уфы координирует работу муниципальных предприятий по содержанию дорог местного значения и внутриквартальных проездов на территории района.
В соответствии с п. 14.1.3 Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2009 № 17/7 (далее - Правила), организации, которые производят строительство или эксплуатацию подземных сооружений и коммуникаций, размещенных на дорогах, проездах, тротуарах, площадях обязаны устанавливать и содержать люки смотровых колодцев, коверов и дождеприемных решеток на одном уровне с дорожным покрытием.
Согласно п. 13.2. Правил собственники, арендаторы, иные законные пользователи инженерных сетей и сооружений должны обеспечивать содержание сетей и их конструктивных элементов в исправном состоянии, обеспечивать надлежащую эксплуатацию и проведение текущих и капитальных ремонтов.
Признавая незаконным бездействие и возлагая на администрацию Кировского района ГО г. Уфа РБ, как на одного из административных ответчиков, обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и проведение работ, направленных на приведение проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца в соответствии с требованиями ГОСТа, суд первой инстанции не принял во внимание что, согласно п. 1.1 вышеуказанных Положений администрация Кировского района ГО г. Уфа является территориальным органом администрации ГО г. Уфа, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной главой Администрации ГО г. Уфа, на территории Кировского района ГО г. Уфа. Таким образом, администрация Кировского района ГО г. Уфа не является органом местного самоуправления, следовательно, на нее не может быть возложена обязанность по организации системы водоснабжения и водоотведения на территории города, а также по выявлению и принятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Кроме того, действующим Положением на администрацию Кировского района ГО г. Уфа также не возложена обязанность по содержанию объектов благоустройства, дорог, инженерных сетей и коммуникаций.
Доводы представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Гафуровой С.К. о том, что водопроводный колодец не обладает признаками бесхозяйности, на Администрацию ГО г. Уфа не возложена обязанность по выявлению бесхозяйного имущества, к ним не поступали обращения в отношении водопроводного колодца, несостоятельны, противоречат действующему законодательству.
Указанная обязанность возложена на Администрацию ГО г. Уфа в силу требований ст. 225 ГК РФ и положений Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Водопроводный колодец расположен на проезжей части ул. Ветошникова, является составной частью общегородских систем водоснабжения, он не включен в реестре муниципального имущества, на балансе городских инженерных систем не состоит и не обслуживается ими. Иные собственники не установлены. Независимо от наличия или отсутствия обращений, орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения.
Вывод суда о возложении на МУП «Уфаводоканал» обязанности провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца, нельзя признать обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно п. 2 Устава МУП «Уфаводоканал», утвержденного Постановлением администрации ГО г. Уфа РБ от 14.02.2014 г. № 554, основной целью деятельности предприятия является обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отвод и очистка хозяйственно-бытовых сточных вод.
Пунктом 2.2 Устава, предприятие осуществляет техническую эксплуатацию централизованных наружных систем водоснабжения и канализации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являющихся муниципальной собственностью и переданных в хозяйственное ведение Предприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дни подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством».
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 ГОСТ Р 50597-93 определено, что установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Водопроводный колодец ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес является бесхозяйным, не является муниципальной собственностью, он не передан в хозяйственное ведение МУП «Уфаводоканал», не передан МУП «Уфаводоканал» для эксплуатации по передаточному акту как бесхозяйный, МУП «Уфаводоканал» не является организацией, в ведении которой находятся автомобильные дороги ГО г. Уфа РБ. следовательно, вывод суда об обязании МУП «Уфаводоканал» привести проезжую части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца в соответствие с требованиями ГОСТа не является законным и обоснованным.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части признания незаконным бездействия администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, возложении него и МУП «Уфаводоканал» обязанностей по устранению допущенных нарушений, с принятием нового решения в этой части об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Кировского района г.Уфы в указанной части.
Согласно п. 2. ст. 309 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес, возложения на администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес, обязании администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
В отмененной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Кировского района г.Уфы о признании незаконным бездействия администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: адрес, возложении на администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: Республика адрес обязании администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести работы по приведению проезжей части автодороги в месте нахождения водопроводного колодца ВК 07–0227, адресный ориентир: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ветошникова, 24, в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
А.Н. Субхангулов