ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-546 от 22.04.2013 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Соболева М.Ю.                                                                                           Дело № 33-546

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   «22» апреля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой Г.Н., Ворониной М.В.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре Рец А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу председателя Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Шапошникова Я.А. на решение Костромского районного суда Костромской области от 06 декабря 2012 года, которым частично удовлетворено заявление Костенко А.А. о признании незаконным решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения.

       Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения Костенко А.А. и его представителя Костенко Т.В., объяснения представителей администрации Костромского муниципального района Костромской области Чироновой Ж.А. и Смирновой Е.Н., заключение прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Костенко А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» недействующим полностью со дня его принятия. Указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» он подпадает под льготную категорию граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства (поскольку является гражданином, имеющим десять детей, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий). В целях реализации данного права он обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Его заявление было рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка, находящегося в д. Кузьмищи Костромского района Костромской области. Все работы по установлению границ земельного участка межевой организацией проведены, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В дальнейшем он узнал, что на предоставление указанного земельного участка для иных целей - ведения личного подсобного хозяйства - претендует инвалид 3 группы Ч. И.В., в суде рассматривается дело по иску Ч. И.В. к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении указанного земельного участка. В рамках рассмотрения данного дела ему стало известно, что решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения. П. 3.10.2 данного Генерального плана определено функциональное зонирование территории поселения, в соответствии с которым территория, в границах которой находится спорный земельный участок, была отнесена к жилой функциональной зоне, в которой допускается возведение отдельно стоящих жилых домов усадебного типа. Таким образом, на момент подачи им заявления о предоставлении земельного участка функциональная зона, в которой находится испрашиваемый участок, не была предназначена для ведения личного подсобного хозяйства. Однако решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № в приложение № 2 к Генеральному плану - карту (схему) функциональных зон были внесены изменения и указанная функциональная зона была изменена с жилой на зону сельскохозяйственного использования. Причем согласно п. 3 названного решения его действие распространено на отношения, возникшие с 01 января 2012 года. В связи с этим глава Кузьмищенского сельского поселения в ходе судебного разбирательства полагал исковые требования Ч. И.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме. Таким образом, названным решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ нарушено право Костенко А.А. на получение в собственность бесплатно земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. Со ссылкой на положения ч.2 ст.7, п.1. ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9, 17, 25, ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.1.4.15 постановления Администрации Костромской области от 01 октября 2010 г. № 344-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области» указал, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства. Соответственно, данная зона не предполагает предоставление участка для индивидуального жилищного строительства. При таких обстоятельствах на конечной стадии предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, когда оставалось только принять акт о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность бесплатно, внесение вышеназванных изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения фактически лишает его возможности приобретения данного земельного участка под указанные цели. Оспариваемое решение противоречит отдельным положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Конституции РФ и нарушает его права на улучшение жилищных условий и права в сфере благоустройства указанной территории как жилой зоны. Генеральный план является документом планирования территорий, которое должно быть направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории (ее возможное изменение в будущем). Согласно п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Положения данной нормы права по мнению заявителя свидетельствуют о возможном изменении земель сельскохозяйственного использования на иной вид земель, но не наоборот. Следовательно, принятые изменения противоречат смыслу генерального плана как документа, определяющего стратегию градостроительного развития поселения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ч. И.В.

          Решением Костромского районного суда от 06 декабря 2012 года постановлено:

          Заявление Костенко А.А. удовлетворить частично.

          Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № № в части:

          1. Внести в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № следующие изменения:

         1.1. В приложении № 2 к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение).

         3. Действие настоящего решения распространить на отношения, возникшие с 01.01.2012 года.

          Решение суда после вступления его в законную силу о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № в части п. 1, п. 1.1, п. 3 опубликовать в информационном бюллетене Совета депутатов и администрации Кузьмищенского сельского поселения «Кузьмищенский вестник».

          В удовлетворении остальной части требований Костенко А.А. отказать.

В апелляционной жалобе председатель Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Шапошников Я.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что выводы суда об отсутствии оснований для принятия оспариваемого решения не соответствуют обстоятельствам дела. Судом сделан неправильный вывод о том, что отсутствовала инициатива депутата Кузьмищенского сельского поселения С. И.Г. Суд пришел к такому выводу в связи с тем, что С. И.Г. заявил в судебном заседании, что инициатива подавалась им один раз. Данное обстоятельство суд оценил как подтверждение подачи инициативы в отношении в отношении ранее принятого и аналогичного оспариваемому решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № №, а не в отношении оспариваемого решения. Однако С. И.Г. в судебном заседании давал пояснения относительно оспариваемого решения, а не ранее принятого. В отношении оспариваемого решения он представил инициативу действительно один раз, что подтверждено оригиналом его заявления, имеющегося в материалах дела. В отношении ранее принятого решения оригинал документа, подтверждающего наличие такой инициативы депутата С. И.Г., имеется в материалах надзорного производства прокуратуры Костромского района. Полагает, что судом неправильно применены нормы ч. 1 ст. 251 и ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым оспариваемый нормативный акт может быть признан судом недействующим в случае, если нарушены права и свободы, гарантированные законами и другими нормативными актами, а также если оспариваемый нормативный правовой акт противоречит акту, имеющему большую юридическую силу. Суд в решении так и не указал, какие конкретно права заявителя нарушены оспариваемым решением Совета депутатов. Вывод суда о нарушении оспариваемым решением законных прав и интересов Костенко А.А. основывается лишь на том, что в случае удовлетворения судом требований Ч. И.В. права Костенко А.А. на данный земельный участок будут нарушены. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, решение суда не защищает права Костенко А.А, а лишь предрешает исход другого судебного процесса. Кроме того, указывает, что судом неправильно применены нормы ч. 1 ст. 4 и не применена ст. 6 Гражданского кодекса РФ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования предусматривают в своих нормативных актах распространение их действия на более ранний период по аналогии с указанными нормами Гражданского кодекса РФ. В федеральном законодательстве и иных нормативных актах Российской Федерации запреты на подобные действия отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Костромского района Антонов М.Ю., представитель администрации Костромского муниципального района по доверенности Чиронова Ж.А., Костенко А.А. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Костенко А.А. и его представитель Костенко Т.В., представители администрации Костромского муниципального района Чиронова Ж.А. и Смирнова Е.Н. полагали решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Прокурор Хрящева Е.Ю. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив материалы гражданского дела Костромского районного суда № № по иску Ч. И.В. к администрации Костромского муниципального района о признании решения органа местного самоуправления незаконным и признании права на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, материалы надзорного производства прокуратуры Костромского района № №, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований Костенко А.А.

Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.

Судом установлено, что решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № № утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, содержащий, в том числе карту (схему) функциональных зон сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Костромского муниципального района Костромской области поступило заявление Костенко А.А. о предоставлении ему в собственность бесплатно на основании Закона Костромской области от 21.10.2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <данные изъяты> метрах по направлению на <адрес>

Из материалов настоящего дела, а также материалов гражданского дела № № по иску Ч. И.В. к администрации Костромского муниципального района усматривается, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация Костромского муниципального района сообщила Костенко А.А. о том, что подготовила и утвердила схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, после получения которой он должен обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка, обратиться в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, получить и представить в администрацию кадастровый паспорт земельного участка. В течение 14 дней со дня предоставления кадастрового паспорта администрацией Костромского муниципального района будет принято решение о предоставлении Костенко А.А. указанного земельного участка в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ по заказу Костенко А.А. ООО «<данные изъяты>» выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план вышеуказанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «<данные изъяты>» по Костромской области данный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Костромской области от 21.10.2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» обратилась Ч. И.В.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация Костромского муниципального района отказала Ч. И.В. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что на момент ее обращения в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 21.10.2010 г. № 672-4-ЗКО в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденном постановлениями администрации Костромского муниципального района, испрашиваемый земельный участок отсутствовал.

ДД.ММ.ГГГГ Ч. И.В. обратилась в Костромской районный суд с иском к администрации Костромского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и признании за ней права на приобретение указанного земельного участка в собственность бесплатно.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация Костромского муниципального района сообщила Костенко А.А., что в связи с принятием обеспечительных мер в виде запрета по совершению действий по предоставлению названного земельного участка решение вопроса о его предоставлении будет возможно только после вынесения судебного решения о правах на земельный участок.

Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что согласно Генеральному плану Кузьмищенского сельского поселения, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, территория, в границах которой находится спорный земельный участок, на который претендуют Костенко А.А. и Ч. И.В., отнесена к жилой функциональной зоне (зоне застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами). Согласно п. 3.10.2 Генерального плана в данной зоне допускается возведение отдельно стоящих домов усадебного типа; блокированных жилых домов; магазинов с торговой площадью до 40 кв. м.

Постановлениями администрации Костромского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ года, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ отдельные земельные участки, расположенные на <адрес> в границах вышеуказанной функциональной зоны, предоставлены в собственность бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов гражданам Б. Е.В., Б. И.А., Б. О.Н., М. И.В., Р. Т.А., Н. А.В., С. Е.М., Ш. А.В., Л. А.И.

Из материалов дела и материалов надзорного производства прокуратуры Костромского района №№ видно, что с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных в границах данной функциональной зоны, для целей ведения личного подсобного хозяйства обращались депутаты Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Ш. И.Е., К. Р.С., С. И.Г., Т. Л.В. Администрацией Костромского муниципального района указанным гражданам в предоставлении земельных участков для целей ведения личного подсобного хозяйства отказано.

Генеральным планом Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, кроме жилых зон, на территории поселения предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования; земельные участки, находящиеся в пределах этих зон, могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.

В материалах дела имеется обращение депутата Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения С. И.Г. к главе Кузьмищенского сельского поселения, в котором указано, что в связи с необходимостью размещения на территории деревни Кузьмищи хозяйственных дворов с возможностью содержания домашних животных он считает необходимым внести в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения изменения - расположенную с северо-восточной стороны за объездной дорогой функциональную зону с «зоны застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами» изменить на «зону сельскохозяйственного использования» для возможности ее использования для личного подсобного хозяйства.

На основании данного обращения депутата С.И.Г. постановлением администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ, которые согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и заключению о результатах публичных слушаний признаны состоявшимися.

Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № внесены следующие изменения:

1.1. В приложении № 2 к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение).

         3. Действие настоящего решения распространить на отношения, возникшие с 01.01.2012 года.

На заседании Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания № №) главой Кузьмищенского сельского поселения Шапошниковым Я.А. сообщено, что в связи с неточностями в процедуре принятия решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. № № он считает целесообразным процедуру провести заново и принять решение о назначении публичных слушаний на основании инициативы депутата С. И.Г.

В связи с этим решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № постановлено: принять решение о внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района; назначить публичные слушания по вопросу внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ информацию о проведении публичных слушаний разместить на информационном стенде администрации Кузьмищенского сельского поселения с приложением проекта решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района; для ознакомления заинтересованных лиц с проектом изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения установить место ознакомления с материалами - администрация Кузьмищенского сельского поселения, а также время ознакомления - ежедневно с 08 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.

Из протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на публичных слушаниях, проведенных в клубном зале Кузьмищенского СДК, на которых присутствовали жители - 25 человек, глава администрации Кузьмищенского сельского поселения - Шапошников Я.А. и депутаты К. Р.С. и Ш. И.Е., решено одобрить предложенные изменения, а именно, изменить функциональную зону, расположенную с северо-восточной стороны за объездной дорогой с зоны - «зона застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами» на зону «зона сельскохозяйственного использования» согласно проекта решения Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения с графическим приложением к решению - картой функциональных зон.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по данному вопросу признаны состоявшимися, проект изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения с приложением протокола о результатах публичных слушаний, проекта решения Совета депутатов (с приложением - картой функциональных зон) от ДД.ММ.ГГГГ и настоящее заключение решено направить в Совет депутатов Кузьмищенского сельского поселения.

Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № внесены следующие изменения:

В приложении № 2 к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение). Решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» признано утратившим силу. Действие настоящего решения распространено на отношения, возникшие с 01.01.2012 г. Из карты (схемы) функциональных зон Кузьмищенского сельского поселения усматривается, что функциональное назначение зоны на северо-востоке д. Кузьмищи изменено с жилой зоны на зону сельскохозяйственного использования.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Ч. 11 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (ч. 17 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1-2 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно ч. 1-2 ст. 20 Устава муниципального образования Кузьмищенское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области для обсуждения проектов муниципальных актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом депутатов, главой поселения могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения или Совета депутатов или главы поселения.

В силу п. 1.3 Положения о публичных слушаниях в Кузьмищенском сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области, утвержденным решением № № Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., публичные слушания проводятся по инициативе населения Кузьмищенского сельского поселения, Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения, главы Кузьмищенского сельского поселения.

П. 1.6 названного выше Положения предусмотрено, что публичные слушания могут проводиться в следующих формах: - слушания по проектам муниципальных правовых актов в Совете депутатов или администрации поселения с участием представителей общественности поселения; - массовое обсуждение населением проектов муниципальных правовых актов; - рассмотрение на заседании Совета депутатов, администрации поселения проектов муниципальных правовых актов с участием представителей общественности.

П. 3.2. Положения закрепляет, что вынесение проектов муниципальных правовых актов на массовое обсуждение осуществляется по инициативе Совета депутатов, главы поселения, а также по инициативе группы жителей поселения, обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, численностью не менее 100 человек.

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В п. 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида.

В п. 24 данного постановления указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий, органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведение публичных слушаний, по результатам которых было принято оспариваемое решение, по инициативе депутата С. И.Г. не соответствует Положению о публичных слушаниях в Кузьмищенском сельском поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденному решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ При этом суд обоснованно исходил из того, что инициатива проведения публичных слушаний поступила от одного депутата С. И.Г., а не от Совета депутатов поселения, в то время как названным нормативным правовым актом предусмотрено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения Кузьмищенского сельского поселения, Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения, главы Кузьмищенского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, поскольку при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда не опровергают.

Ссылки заявителя жалобы на то, что судом сделан неправильный вывод об отсутствии инициативы депутата Кузьмищенского сельского поселения С. И.Г. не могут быть приняты во внимание, поскольку обжалуемое решение суда такого вывода не содержит.

Доводы о неправильном применении нормы ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ссылки на то, что суд в решении не указал, какие конкретно права заявителя нарушены оспариваемым решением, судебной коллегией отклоняются. Придя к выводу о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов Костенко А.А., суд правомерно исходил из того, что данное решение с учетом изменения вида функциональной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, может повлиять на право заявителя на приобретение данного участка для целей индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы жалобы о том, что судом неправильно применены нормы ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим в случае, если он противоречит акту, имеющему большую юридическую силу. Эти доводы противоречат вышеприведенным положениям п.п. 17, 19, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», поскольку судом установлено наличие оснований для признания оспариваемого акта недействующим по мотиву нарушения порядка его принятия.

Доводы о неправильном применении судом нормы ч. 1 ст. 4 и неприменении норм ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку эти нормы права регулируют действие гражданского законодательства во времени и применение гражданского законодательства по аналогии. Поскольку оспариваемое решение актом гражданского законодательства (или иным актом, содержащим нормы гражданского права) в силу ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не является, вышеуказанные нормы в данном случае неприменимы.

С учетом этого оснований для отмены обжалуемого решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Костромского районного суда Костромской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Шапошникова Я.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: