Судья Сухорукова С.М. Дело № 33-5514/2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Костенко Е.Л. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 24 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 июля 2018 года, которым
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к ФИО1 удовлетворены частично.
С ФИО1 в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» взыскана сумма излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с апреля <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 10561 рубль 22 копейки, сумма излишне выплаченной социальной помощи в размере 11329 рублей 28 копеек, проценты в размере 208 рублей 40 копеек.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 77974,83 руб., суммы необоснованно полученной материальной помощи в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей, обучающимся общеобразовательных организаций, расположенных на территории РК или посещающим государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации, расположенные на территории РК в размере 4484 руб., суммы необоснованно полученной ежемесячной материальной помощи в виде пособия беременным женщинам, кормящим матерям на приобретение продуктов питания в размере 6934 руб., суммы необоснованно полученного ежемесячного пособия на ребенка в размере 29017 руб., суммы необоснованно полученной ежемесячной выплаты на рожденного третьего ребенка и последующих детей в размере 161848 руб. в качестве неосновательного обогащения; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2668,21 руб. В обоснование требований указано, что при обращении с заявлениями о предоставлении указанных выплат ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО3
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, а также третьего лица с иском не согласился по доводам, изложенным в возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением не согласился представитель истца, просит его отменить.
В суд апелляционной инстанции сторона ответчика не явилась, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ФИО1 и ФИО3
Представитель ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» на апелляционной жалобе настаивал.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для признания их обоснованными.
Установлено следующее.
ФИО1, зарегистрированная по адресу: <Адрес обезличен> является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса РФ, а также утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется уполномоченными Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми государственные учреждения Республики Коми – центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения. Таким учреждением, действующим на территории г.Сыктывкара, является истец.
В силу положений п. 8 Правил для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. При этом для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
При этом согласно п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В соответствии с п. 14 Правил ответственность за достоверность представленных сведений и документов несет заявитель. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее – региональные стандарты).
В силу п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее – расчетный период).
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором ст. 5 и статьях 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом, в том числе: видов доходов, указанных в п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.
Пунктом 60 Правил предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа, в том числе при условии: изменения размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п. 48 данных Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
<Дата обезличена> истец обратился в ИФНС России по г. Сыктывкару за предоставлением информации о соответствии представленных ответчиком сведений о своих доходах сведениям, имеющимся в распоряжении налогового органа.
Письмом от <Дата обезличена> ИФНС России по г. Сыктывкару уведомила истца о несоответствии таких сведений за <Дата обезличена>
Всего за периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО1 были выплачены субсидии на общую сумму 77974,38 руб.
Требования истца основаны на неправомерном получении ответчиком субсидий за периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
К заявлению от <Дата обезличена> ФИО1 была приложена справка с ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» о заработной плате супруга ...., согласно которой ... в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> был получен доход на общую сумму 193315,11 рублей.
При этом ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» в ИФНС России по г. Сыктывкару были представлены сведения, согласно которым доход .... за указанный период составил 235443,43 рублей. В частности, доход за работу по совместительству, то есть меньше, чем ФИО1 было сообщено истцу при обращении <Дата обезличена> за предоставлением субсидий.
Также ФИО1 при подаче заявлений на получение субсидии от <Дата обезличена>., от <Дата обезличена>., от <Дата обезличена> г. были приложены справки с ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» о заработной плате супруга ... без учета заработной платы за работу по совместительству.
Указанный доход в силу абзаца 5 пп. ж) п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, и пп. а) п.34 Правил подлежит учету при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии.
Документов, подтверждающих получение данного дохода, ответчик истцу не представляла, в своем заявлении данных доход не декларировала.
Сведения о данном доходе имели значение для определения размера субсидии, при этом данных доход не мог повлечь утрату ответчиком самого права на получение субсидии.
Согласно представленному истцом расчету, произведенному с учетом достоверных сведений о доходах ответчика, суммы излишне выплаченных субсидий за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составила 10561 рубль 22 коп. При этом всего за указанный период ответчику были выплачены субсидии на сумму 77974 рубля 38 коп.
Таким образом, сумма субсидий, полученных за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года, в размере 10561 рубль 22 коп. была выплачена ответчику излишне и к настоящему времени не возвращена.
Также установлено, что ФИО1 является матерью Д.Н.., <Дата обезличена>.р., Д.О.., <Дата обезличена>.р., Д.Т.., <Дата обезличена> г.р., Д.М.<Дата обезличена>.р.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 5 вышеуказанного ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Законом Республики Коми от 12.11.2004г. № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в рамках полномочий субъекта Российской Федерации определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным статьей 12(1) Федерального закона «О государственной социальной помощи», проживающим в Республике Коми.
Согласно ст. 5 Закона РК № 56-РЗ, государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми.
В целях реализации Закона РК от 12.11.2004г. № 56-РЗ Правительством РК 31 декабря 2004 года принято постановление № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», которым утвержден, в т.ч. Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода
Указанным порядком предусмотрено, что для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от имени своей семьи представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы: заявление о признании семьи малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет, свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет; документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»; документы, подтверждающие независимые от гражданина (семьи) причины (объективные причины, из-за которых граждане (семьи) имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде).
Состав семьи указывается заявителем в заявлении. Несовершеннолетние дети, независимо от раздельного или совместного их проживания с родителями, учитываются в составе малоимущей семьи.
В соответствии с п. 10 Порядка, семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина.
<Дата обезличена> года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилась ФИО1 с заявлением, в котором просила присвоить ее семье, состоящей из 5-х человек, в т.ч. 3 несовершеннолетних детей, статус малоимущей.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, семье ФИО1 присвоен статус малоимущей семьи на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
При изложенном, в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 57-РЗ и Приложением № 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, ФИО1 в рассматриваемый период выплачено ежемесячное пособие на детей: на Д.Н.. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2372 рубля 70 копеек; на Д.О. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2372 рубля 70 копеек; на Д.М. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2372 рубля 70 копеек; пособие беременным женщинам, кормящим матерям на приобретение продуктов питания: на Д.Т.. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 1295 рублей.
<Дата обезличена> года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилась ФИО1 с заявлением, в котором просила присвоить ее семье, состоящей из 5-х человек, в т.ч. 3 несовершеннолетних детей, статус малоимущей.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, семье ФИО1 присвоен статус малоимущей семьи на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Таким образом, в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 57-РЗ и Приложением № 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, ФИО1 в рассматриваемый период выплачено ежемесячное пособие на детей: на Д.Н.. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2503 рубля 20 копеек; на Д.О. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2503 рубля 20 копеек; пособие беременным женщинам, кормящим матерям на приобретение продуктов питания: на Д.М. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2335 рублей.
Кроме того, в соответствии с Приложением № 6 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, ФИО1. производились ежемесячные денежные выплаты по категории «выплаты семьям, при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 161848 рублей.
Также ФИО1 была выплачена материальная помощь в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей, обучающимся образовательных организациях, расположенных на территории Республики Коми или посещающим государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации, расположенные на территории РК в размере 4484 руб. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Между тем, как следует из письменных материалов дела, при обращении в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с вышеприведенными заявлениями, ФИО1 не были предоставлены сведения о дополнительно полученных доходах супруга .... от трудовой деятельности.
Факт получения дополнительного дохода от трудовой деятельности в рассматриваемые периоды времени подтверждается сведениями, предоставленными ИФНС по г. Сыктывкару, а именно справками по форме 2-НДФЛ.
Подпунктом «а» пункта 1 ст. 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, утв. постановлением Правительством РК от 31.12.2004 № 281 предусмотрено, что в случае представления гражданином заведомо недостоверной информации о размере доходов, Центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В то же время, в соответствии с п. 27 Порядка, сумма пособия, излишне выплаченная заявителю вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие.
Из представленной истцом по запросу суда справки, следует, что даже в случае предоставления ФИО1 справок о дополнительно полученном доходе за <Дата обезличена><Дата обезличена> среднедушевой доход семьи ответчика был бы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде.
Соответственно, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела; принимая во внимание, что право на получение мер социальной поддержки по категории «малоимущие семьи» в <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годах ФИО1 утрачено не было; суд посчитал, что компенсации, выплаченные ответчику ФИО1, не могут быть взысканы с ответчика в судебном порядке.
Однако, с учетом дополнительно полученных истцом доходов за <Дата обезличена>, среднедушевой доход семьи ФИО1 составил 14299,36 руб., что превышает размер прожиточного минимума (10932 рубля), за <Дата обезличена> года, среднедушевой доход семьи ФИО1 составил 12805,27 руб., что превышает размер прожиточного минимума (11886,80 руб.) и не дает последней права на присвоение семье статуса малоимущей и, как следствие, получение пособий.
С учетом изложенного, суд посчитал, что ответчиком без законных оснований были получена социальная помощь на общую сумму 11329 рублей 28 копеек.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в случае предоставления ответчиками полной информации о доходах, ответчики имели право на получение субсидии, но в меньшем размере.
Данный вывод суда соответствует закону.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рамках настоящего спора установлена недобросовестность действий ответчика по предоставлению документов, необходимых для присвоения статуса малоимущей семьи, что исключает возможность применения к спорным отношениям нормы подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, и правомерно посчитал необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в качестве неосновательного обогащения лишь части необоснованно полученных субсидий, поскольку на часть субсидий ФИО1 в силу своего статуса имела право.
Доводы жалобы о возврате субсидии в полном объеме основаны на неправильном толковании вышеприведенных правовых норм.
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость взыскания всех сумм выплаченных пособий в полном объеме не влечет отмену судебного решения, поскольку судом достоверно установлено, что в определенные периоды (большие по продолжительности), ФИО1 имела право на получение субсидий. При такой ситуации взыскание с ответчика лишь излишне выплаченных сумм отвечает принципу соблюдения баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. 328 ГПК ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судья-