Дело № 33-5539/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2017 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Полшковой Н.В., Коваленко А.И.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Раздолье – Общепит», Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью «Раздолье – Общепит», ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании трудовых договоров незаключенными, взыскании бюджетных средств, перечисленных в виде субсидии на оказание содействия по трудоустройству инвалидов.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ООО «Раздолье – Общепит» ФИО4, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства труда и занятости населения Оренбургской области ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы министерства, пояснения прокурора Христич Т.В., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района, действующий в интересах Оренбургской области, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка законности предоставления субсидии ООО «Раздолье - Общепит» в счет возмещения затрат на создание рабочих мест для инвалидов. В ходе проверки установлено, что директором ООО «Раздолье - Общепит» ФИО1 на основании приказов № от (дата) и № от (дата) ФИО2 и ФИО3 были приняты на постоянную работу в общество на должности изготовителей пищевых полуфабрикатов.(дата) с ними заключены трудовые договоры, согласно которым ФИО2 и ФИО3 были трудоустроены на указанные должности на неопределенный срок с окладом в размере ***. Вместе с тем, работники к работе в ООО «Раздолье — Общепит» по должности изготовителей пищевых полуфабрикатов не приступали. Трудовой деятельности в обществе не осуществляли. Заработной платы в установленном трудовым кодексом РФ порядке не получали. Имеющиеся табели учета рабочего времени были изготовлены работодателем фиктивно. Отношения между ФИО2, ФИО3 и ООО «Раздолье- Общепит» в порядке ст. 19.1 ТК РФ трудовыми по решению суда не признавались. (дата) ФИО1 подала в ГКУ «Центр занятости населения Первомайского района» заявку на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в сумме ***, согласно которой ею приобретены ***. К заявке были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 7 Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2014 N 589-п «О дополнительных мероприятиях по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области» (далее - Порядок). Экспертной комиссией дано заключение о возможности предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в сумме ***. (дата) между министерством труда и занятости населения Оренбургской области и директором ООО «Раздолье - Общепит» ФИО1 заключен договор № «О предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области» согласно которому, директор ООО «Раздолье — Общепит» ФИО1 обязана соблюдать условия предоставления субсидии. После чего (дата) и (дата) на основании платежных поручений № и № министерством труда и занятости населения Оренбургской области директору ООО «Раздолье — Общепит» была перечислена субсидия на общую сумму ***. Из п.2.1 Договора следует, что условиями предоставления субсидии являются: оборудование (оснащение либо дооснащение) в текущем финансовом году вновь созданного рабочего места (в том числе специального) или существующего свободного рабочего места (в том числе специального) для трудоустройства незанятого инвалида с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса; трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в текущем финансовом году; отсутствие процедуры ликвидации в отношении работодателя - юридического лица, непрекращение работодателем - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также отсутствие процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Пунктом 3.1 договора предусмотрены, в том числе, следующие обязанности работодателя: соблюдать условия предоставления субсидии, предусмотренные п. 2.1 договора; обеспечить сохранение рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида и не допускать расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя, в том числе в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст.81 ТК РФ; создать трудоустроенному инвалиду условия, предусмотренные правилами и нормами по охране труда и технике безопасности, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда; в случае увольнения инвалида с созданного рабочего места в течение десяти рабочих дней уведомить центр занятости и трудоустроить на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида соответствующей категории и представить в центр занятости сведения о его трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства либо зарезервировать данное рабочее место для последующего трудоустройства инвалида. Исходя из условий пункта 4 Договора следует, что в случае выявления факта несоблюдения условий предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В нарушение условий предоставления субсидии ФИО1 фактически рабочие места для инвалидов созданы и сохранены не были. Указанное в заявке оборудование, а именно: *** фактически было приобретено и оплачено ФИО1 (дата) и (дата), то есть после получения субсидии, что указывает на предоставление в заявке недостоверных сведений, и согласно пп.2 п.2.1.4 Договора должно повлечь отказ в предоставлении субсидии вследствие неполноты представленных документов. Из объяснений ФИО3 и ФИО2, данных ими в ходе проверки, следует, что они трудовую деятельность в ООО «Раздолье — Общепит» фактически не осуществляли, что также подтверждается актом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, принадлежащих ФИО1 В результате неправомерных действий ФИО1 бюджету Оренбургской области в лице министерства труда и занятости населения Оренбургской области был причинен материальный ущерб на общую сумму ***. Прокурор Первомайского района Оренбургской области просил суд признать трудовые договоры №, № от (дата), заключенные с ФИО2 и ФИО3, недействительными и применить последствия недействительности сделок. Обязать ООО «Раздолье - Общепит» возвратить в бюджет Оренбургской области в лице министерства труда и занятости населения Оренбургской области незаконно полученную субсидию на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в сумме *** в течение *** после вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Первомайского района Оренбургской области уточнил исковые требования, предъявив их к ООО «Раздолье-Общепит», ФИО1, ФИО2, ФИО3, просил суд признать трудовые договоры №, № от (дата) между ФИО2, ФИО3 и ООО «Раздолье-Общепит», заключенные директором общества ФИО1 незаключенными. Обязать ООО «Раздолье - Общепит» возвратить в бюджет Оренбургской области в лице министерства труда и занятости населения Оренбургской области незаконно полученную субсидию на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в сумме *** в течение *** после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Алексеева О.В. в части требований о возврате субсидии просила взыскать их с ООО «Раздолье-Общепит» в доход бюджета Оренбургской области.
Представитель ответчика директор ООО «Раздолье – Общепит» ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель ответчика ООО «Раздолье-Общепит» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что и ФИО2 и ФИО3 работали в ООО «Раздолье-Общепит» в соответствии с трудовыми договорами, получали заработную плату в полном объеме. Несмотря на то, что по разным причинам могли не выходить на работу, работодатель перечисляла за них страховые взносы.
Ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Определением Первомайского районного суда от (дата) к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство труда и занятости населения Оренбургской области.
Представитель третьего лица - Министерства труда и занятости населения Оренбургской области ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора по доводам, изложенным в письменном отзыве на уточненное исковое заявление.
В решении суд постановил: признать трудовые договоры № от (дата) между ФИО2 и обществом с ограниченной ответственностью «Раздолье-Общепит» и № от (дата) между ФИО3 и Обществом с ограниченной ответственностью «Раздолье-Общепит», незаключенными. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Раздолье-Общепит», в доход бюджета Оренбургской области средства субсидии, использованной не по целевому назначению по договору о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов № от (дата) в размере ***. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Раздолье-Общепит» в доход бюджета муниципального образования Первомайский район госпошлину в сумме *** В удовлетворении исковых требований к ФИО1 отказать
В апелляционных жалобах ООО «Раздолье – Общепит» и Министерство труда и занятости населения Оренбургской области просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО1, ФИО3, ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлениями.
Также информация о времени и месте судебного разбирательства была размещена на интернет – сайте Оренбургского областного суда.
Судебная коллегия в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив решение суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 11.07.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов)
Согласно пункту 4 статьи 20 того же Федерального закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в частности стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года N 836-пп утверждена государственная программа Оренбургской области "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах":
В целях реализации указанной программы, Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2014 N 589-п "О дополнительных мероприятиях по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области" утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области, устанавливающий процедуру предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (далее - работодатели) на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области (далее - субсидия).
Предоставление субсидии работодателям осуществляется министерством труда и занятости населения Оренбургской области на основании договора о предоставлении субсидии в пределах средств областного бюджета: выделенных министерству на реализацию дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов Оренбургской области; источником которых является субсидия из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидий предусмотрено возмещение затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски; оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; приобретение технических приспособлений, специальной мебели, средств для создания благоприятных условий работы, в том числе климатических.
Для проведения отбора работодателей, имеющих право на получение субсидии в текущем финансовом году, работодатели представляют в государственное казенное учреждение центр занятости населения Оренбургской области заявку на предоставление субсидии, а также документы, предусмотренные в п.7 Порядка.
Экспертная комиссия, создаваемая при центре занятости, осуществляет первичную экспертизу представленных документов и по её результатам составляется заключение.
Окончательное решение о предоставлении или об отказе в предоставлении работодателю субсидии принимает комиссия, создаваемая в Министерстве труда и занятости населения Оренбургской области, с учетом заключения центра занятости.
После принятия решения о предоставлении работодателю субсидии между Министерством труда и занятости населения Оренбургской области и работодателем заключается договор о предоставлении субсидии, предусматривающий в частности: целевое назначение субсидии; сведения о размере субсидии; сроки перечисления субсидии; условия и порядок предоставления субсидии; сохранение работодателем рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида; обязанность работодателя в случае увольнения инвалида с созданного рабочего места в течение десяти рабочих дней уведомить об этом центр занятости и трудоустроить на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида соответствующей категории либо зарезервировать данное рабочее место для последующего трудоустройства инвалида; иные условия, определяемые по соглашению сторон в соответствии законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО2 и ФИО3 являются инвалидами ***.
(дата) между ООО «Раздолье-Общепит» и ФИО2 подписан трудовой договор №, в соответствии с которым ФИО2 принимается на работу на неопределенный срок в ООО «Раздолье-Общепит» в цех полуфабрикатов на должность «изготовитель пищевых полуфабрикатов» с окладом *** без особенностей режима рабочего времени. Срок действия договора с (дата).
(дата) между ООО «Раздолье-Общепит» и ФИО3 подписан трудовой договор №.
Приказами директора ООО «Раздолье-Общепит» №, и № от (дата) ФИО2 и ФИО3 (соответственно) приняты на работу в ООО «Раздолье-Общепит» на неопределенный срок, в цех полуфабрикатов на должности «изготовитель пищевых полуфабрикатов» с окладом ***.
(дата) директор ООО «Раздолье-Общепит» ФИО1 подала в ГКУ «Центр занятости населения Первомайского района» заявку на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в сумме ***.
Из указанной заявки следует, что для оборудования (оснащения) двух рабочих мест на предприятии (изготовитель и упаковщик пищевых полуфабрикатов) было приобретено следующее оборудование: ***.
В подтверждение приобретения данного оборудования в материалы дела представлены копии следующих документов: счет на оплату № от (дата) на сумму ***, счет на оплату № от (дата) на сумму ***, товарный чек № от (дата) на сумму *** Платежным поручением №(дата) ООО «Раздолье-Общепит» были оплачены товары по указанным счетам на сумму ***, что также подтверждается выпиской по счету ООО «ВТС» за (дата).
По результатам рассмотрения заявки экспертной комиссией ГКУ «Центр занятости населения Первомайского района» (дата) вынесено положительное заключение о возможности предоставить субсидию на возмещение затрат на создание двух рабочих мест для инвалидов по профессии «изготовитель и упаковщик пищевых полуфабрикатов) в размере ***.
(дата) между министерством труда и занятости населения Оренбургской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Раздолье-Общепит» заключен договор № о предоставлении субсидии, в соответствии с которым министерство обязуется предоставить в (дата) субсидию на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в размере ***, в том числе *** за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета и *** за счет средств областного бюджета Оренбургской области, а Работодатель обязуется соблюдать условия, цели и порядок предоставления субсидии (п. 1.1 договора).
Согласно п.1.2 указанного договора субсидия предоставляется в целях возмещения затрат работодателю, связанных с оборудованием (оснащением) двух рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
Согласно п.2.1. Договора № от (дата), условиями предоставления субсидии в частности, являются:
- оборудование (оснащение либо дооснащение) в текущем финансовой году вновь созданного рабочего места (в том числе специального) или существующего свободного рабочего места (в том числе специального) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места и т.д.;
- трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащеные) для них рабочие места в текущем финансовом году
Работодатель обязан соблюдать условия предоставления субсидии, указанные в п. 3.1.1, обеспечить сохранение рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида и не допускать расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение указанного срока (п. 3.1.2. договора).
В случае увольнения инвалида с созданного рабочего места в течение десяти рабочих дней уведомить об этом центр занятости и трудоустроить на освободившееся место другого незанятого инвалида соответствующей категории и представить в центр занятости сведения о его трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства либо зарезервировать данное рабочее место для последующего трудоустройства инвалида (п. 3.1.4. договора).
Контроль за соблюдением работодателем условий, цели и порядка предоставления субсидии, в том числе проверка трудоустройства инвалидов осуществляет министерство труда и занятости населения Оренбургской области
В случае выявления факта несоблюдения условий предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4.1 договора).
В соответствии с условиями договора министерством труда и занятости населения Оренбургской области (дата) и (дата) на основании платежных поручений № и № перечислена на счет ООО «Раздолье-Общепит» субсидия на общую сумму ***.
На основании заявлений ФИО2 и ФИО3 от (дата), приказами директора ООО «Раздолье-Общепит» № и № от (дата), ФИО2 и ФИО3 уволены с (дата) на основании п.3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
(дата) комиссией министерства труда и занятости населения Оренбургской области была проведена проверка выполнения условий договора, в результате которой нарушений не выявлено. В результате проверки установлено, что оснащено 2 рабочих места для трудоустройства незанятых инвалидов, трудоустроено на оборудованные (оснащенные) рабочие места 2 незанятых инвалида, рабочие места фактически оснащены оборудованием, приобретение которого было возмещено работодателю предоставлением субсидии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании трудового договора № от (дата) и трудового договора № от (дата) между ООО «Раздолье-Общепит» и ФИО2, ФИО3, незаключенными, взыскании средств субсидии, суд первой инстанции проанализировав представленные доказательства, с учетом пояснений ФИО2, ФИО3, показаний свидетелей, установил, что изначально у обеих сторон трудового договора не было намерений по вступлению в трудовые отношения, что рабочие места, оборудованные для инвалидов, фактически не функционировали, инвалиды ФИО2, ФИО3 к выполнению работы не приступили, в обществе не работали, поэтому между сторонами трудовые отношения не возникли, ООО «Раздолье-Общепит» не было заинтересовано в аннулировании трудовых договоров для сохранения полученной субсидии, в связи с чем пришел к выводу о том, что трудовые договора являются незаключенными и ООО «Раздолье-Общепит» свои обязательства, предусмотренные договором № от (дата) не выполнило, занятость инвалидов не обеспечило, поэтому взыскал с ООО «Раздолье-Общепит» в доход бюджета Оренбургской области средства субсидии, использованной не по целевому назначению по договору о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов № от (дата) в размере ***.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Исходя из совокупного толкования приведенных норм следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Судебная коллегия полагает, что судом на основании исследованных доказательств сделан правильный вывод о том, что рабочие места, оборудованные для инвалидов, фактически не функционировали.
Данные факты подтверждены совокупностью доказательств, а именно показаниями ответчиков ФИО2 и ФИО3 о том, что когда они подписывали трудовые договора им пояснили, что они будут числиться на работе, ФИО3 в ООО «Раздолье-Общепит» не работал ни дня, денежных средств (зарплату) от Общества не получал, давали мясо, ФИО2 иногда приходил в Общество, разделывал мясо, рыбу, за это давали мясо, пироги; показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО25, ФИО16, которые показали, что ФИО2 иногда видели на работе, он помогла разделывать мясо, ФИО3 на работе не видели.
Таким образом, установлено, что фактически ФИО2 и ФИО3 к выполнению трудовых обязанностей по трудовым договорам № от (дата) и № от (дата) не приступили, трудовые функции, предусмотренными трудовым договором, не выполняли, Правилам внутреннего трудового распорядка не подчинялись, рабочее место им определено не было, на оборудовании специально приобретенным для оборудования рабочего места инвалида не работали, в связи с чем правомерен вывод суда о признании трудовых договоров незаключенными.
Табеля учета рабочего времени, приказы о предоставлении отпусков, показания свидетеля ФИО17, сведения об отчислениях в пенсионный фонд, не могут свидетельствовать о возникновении между сторонами трудовых отношений, поскольку судом первой инстанции установлено, что ФИО2 и ФИО3 к выполнению трудовых обязанностей не приступили.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Установлено, что свои обязательства по договору № от (дата) ООО «Раздолье-Общепит» не выполнило, трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащеные) для них рабочие места не произвело, поэтому судебная коллегия приходит к выводу о нецелевом характере использования бюджетных средств ответчиком, выраженное в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика ***.
Доводы апелляционной жалобы ООО «Раздолье – Общепит» и Министерства труда и занятости населения Оренбургской области о том, что суд не дал должной оценки представленным истцами доказательств, подтверждающим факт трудовых отношений между сторонами и факт того, что рабочие места для инвалидов функционировали, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Несогласие апеллянтов с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Ссылка в жалобе ООО «Раздолье – Общепит» на то, что суд вышел за пределы исковых требований, исследуя договор № от (дата), заключенный ответчиком с Министерством труда и занятости населения Оренбургской области, и вместе с тем, не оценил поведение ФИО3, также не может повлечь отмену принятого по делу судебного постановления, поскольку в силу закона право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду первой инстанции, в силу ч. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достаточность доказательств и взаимная связь доказательств в их совокупности для разрешения конкретного спора определяется судом. Решение принято судом в порядке ст. 196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям.
Указание в жалобах на то, что судом неверно оценены показания свидетелей, судебной признается несостоятельным, поскольку прерогатива оценки свидетельских показаний в силу действующего процессуального законодательства возложена на суды первой инстанции.
Доводы жалобы о недопустимости представленных истцом доказательств в силу того, что отдельные документы о хозяйственной деятельности общества были представлены в виде копий, судебной коллегией также отклоняются как несоответствующие ст. 71 ГПК РФ, положения которой предусматривают представление письменных доказательств в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий.
Указание в жалобе ООО «Раздолье – Общепит» на то, что судом установлена вина ответчика без учета презумпции невиновности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Представленные сторонами доказательства в обоснование своих требований и возражений оценивались судом в порядке ст. 67 ГПК РФ в рамках гражданского судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии оглашенной резолютивной части решения суда резолютивной части решения, изготовленного в окончательной форме, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
Ссылка в жалобе на то, что судом были приняты уточнения исковых требований в прениях, судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу ст.39 ГПК РФ истец в прениях не изменял предмет и основания иска.
Доводы жалобы Министерства труда и занятости населения Оренбургской области о необходимости отвода судьи по причине ее нахождения в браке с ***, имеющего заинтересованность в принятии решения суда, судебной коллегией отклоняются, поскольку носят предположительный и бездоказательный характер.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Оренбургской области от (дата) оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Раздолье – Общепит», Министерства труда и занятости населения Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи