Судья: Маркова Т.В. Дело № 33- 5590/2023 (2-2254/2022)
Докладчик: Пискунова Ю.А. УИД 42RS0009-01-2022-001018-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Пискуновой Ю.А.
и судей: Макаровой Е.В., Сорокина А.В.
при секретаре Степанове И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 30 ноября 2022 года
по иску Казакова Юрия Михайловича, Казаковой Галины Александровны к Министерству Финансов в лице Управления федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения,
установила:
Казакова Ю.М., Казакова Г.А. обратилась с иском в суд к Министерству Финансов в лице Управления федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с требованиями о взыскании неосновательного обогащения.
Требования мотивированы тем, что решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.09.2015 по гражданскому делу № было постановлено: «Признать ограничение прав Рааг Марины Альбертовны в виде ипотеки в силу закона в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, жилого дома по адресу: <адрес>, прекращенным. Перераспределить денежные средства, внесенные на депозит Заводского районного суда <адрес> Рааг Мариной Альбертовной в счет исполнения обязательств перед Казаковым Юрием Михайловичем, Казаковой Галиной Александровной, путем перечисления Управлением Судебного департамента в Кемеровской области денежной суммы в размере 327 500 рублей в пользу Казакова Юрия Михайловича и Казаковой Галины Александровны.». Решение суда от 11.09.2015 вступило в законную силу 11.02.2016.
В июне 2019 года Казаков Ю.М. обратился в Управление Судебного департамента в Кемеровской области по вопросу получения денежных средств, внесенных на депозитный счет ответчика в размере 327 500 рублей по гражданскому делу №.
В ответ на заявление Казакова Ю.М. ответчик 18.07.2019 сообщил, что на счете департамента имеются денежные средства, полученные от Рааг М.А., но какие-либо судебные акты о перечислении денежных средств в пользу Казакова Ю.М., Казаковой Г.А. не поступали.
В июне 2021 года истец Казаков Ю.М. повторно обратился в Управление Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе с вопросом о перечислении денежных средств уже с приложением судебного акта, вступившего в законную силу.
14.07.2021 ответчик сообщил истцу Казакову Ю.М., что денежные средства, которые находились на их счете и полученные от Рааг М.А. были перечислены в соответствии с п.2.10.2 Приказа Судебного Департамента при Верховном суде РФ от 05.11.2015 №245, как невостребованные денежные средства, числящиеся на депозитном счете по истечении трех лет.
11.11.2021 истец Казаков Ю.М. обратился в Заводской районный суд г.Кемерово о перечислении денежных средств на его счет.
17.12.2021 Казакову Ю.М. судом был дан ответ о том, что денежные средства в сумме 327 500 рублей, поступившие на депозитный счет Управления Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе, перечислены в доход федерального бюджета на основании приказа Управления Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе №-а от 11.12.2019.
На момент их обращения в суд денежные средства в сумме 327 500 рублей истцам не перечислены.
Просили суд взыскать с ответчиков в пользу истца Казакова Ю.М. денежные средства в сумме 163 750 рублей, в пользу истца Казаковой Г.А. денежные средства в сумме 163 750 рублей, а также возместить расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание истцы Казакова Г.А., Казаков Ю.М., извещенные о дне и времени слушания дела надлежащим образом, не явились.
В судебном заседании представитель третьего лица УСД в КО-Кузбассе Бердникова А.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать в части взыскания именно с Управления Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе.
Представитель ответчика Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, будучи судом извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении о рассмотрении дела в их отсутствии настаивают на позиции, изложенной в своих возражениях.
В судебном заседании представитель Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу Ларченко П.В., действующий на основании доверенности, в исковых требованиях просил отказать, по делу предоставлены письменные возражения.
Решением Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 30.11.2022 с учетом исправленной описки на основании определения от 10.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме, постановлено взыскать с Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в пользу Казакова Юрия Михайловича, Казаковой Галины Александровны денежные средства по 163 750 рублей каждому и возврат госпошлины по 4475 рублей каждому.
В апелляционной жалобе представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Каримова Ю.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что суд, удовлетворяя исковые требования, не принял во внимание, что действия Судебного департамента соответствуют требованиям, указанным в п. 2.6, 2.9 Регламента организации деятельности федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по работе с лицевыми (депозитными) счетами для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05.11.2015 № 345.
В решении суд не дал оценки приведенным ответчиком обстоятельствам, не указал, были ли нарушены положения Регламента действиями должностных лиц Управления и Судебного департамента, а также, какими именно незаконными действиями (решениями) должностных лиц поименованных государственных органов был причинен вред истцам.
Также указывает, что из анализа ст. 242.17 Бюджетного кодекса РФ, решения Верховного Суда РФ от 26.01.2023 по делу № №, следует, что открытие и ведение бюджетных счетов регулируется нормами бюджетного законодательства.
Привлечение главного распорядителя средств федерального бюджета в качестве ответчика по обязательствам, возникшим вследствие перечисления денежных средств в федеральный бюджет, не предусмотрено бюджетным законодательством.
Взыскивая денежные средства с Судебного департамента, как главного распорядителя средств федерального бюджета, суд неправомерно применил к указанным правоотношениям гражданское законодательство.
Считает ошибочным вывод суда со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ о том, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ, обращая спорные денежные средства в доход федерального бюджета как невостребованные, их сберег, за счет истцов, без законных на то оснований.
Указывает, что факт приобретения или сбережения Судебным департаментом денежных средств истцов не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
На апелляционную жалобу истцом Казаковым Ю.М. поданы возражения.
В суд апелляционной инстанции явился Казаков Ю.М., просил оставить решение суда без изменения, после отложения судебного заседания в суд не явился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав Казакова Ю.М., просившего решение суда оставить без изменения, поддержавшего доводы возражений, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, с учетом ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.09.2015 по гражданскому делу № было постановлено: «Признать ограничение прав Рааг Марины Альбертовны в виде ипотеки в силу закона в отношении земельного участка по адресу <адрес>, жилого дома по адресу <адрес>, прекращенным. Перераспределить денежные средства, внесенные на депозит Заводского районного суда <адрес> Рааг Мариной Альбертовной в счет исполнения обязательств перед Казаковым Юрием Михайловичем, Казаковой Галиной Александровной, путем перечисления Управлением Судебного департамента в Кемеровской области денежной суммы в размере 327 500 рублей Казакова Юрия Михайловича и Казаковой Галины Александровны.». Решение суда от 11.09.2015 вступило в законную силу 11.02.2016. (л.д.8-11).
10.07.2019 года (вх №) Казаков Ю.М. обратился в Управление Судебного департамента в Кемеровской области о предоставлении сведений о полученных денежных средствах, внесенных на депозитный счет Управления судебного департамента по Кемеровской области Рааг М.А. по делу № от 11.09.2015 с приложением копий документов: решения Заводского районного суда г. Кемерово и чеком-ордером от 09.09.2015.
18.07.2019 Управлением Казакову Ю.М. был дан ответ (№№) о том, что на депозитном счете Управления числятся денежные средства, полученные от Рааг М.А. в сумме 327 500 рублей. Постановлений (определений) суда о перечислении со счета денежных средств в Управление не поступало.
18.07.2019 Управление судебного департамента по Кемеровской области в адрес Заводского районного суда г. Кемерово направлено письмо, в котором сообщается о поступлении заявления от Казакова Ю.А.
25.07.2019 Казакову Ю.М., Казаковой Г.А. направлено судьей Заводского районного суда г. Кемерово направлено сообщение о том, что на депозитном счете Управления Судебного департамента Кемеровской области находятся денежные средства, полученные в 2015 году от Рааг М.А. в сумме 327 500 рублей. Содержится просьба о предоставлении реквизитов для перечисления денежных средств со счета Управления Судебного департамента в пользу Казакова Ю.М., Казаковой Г.А.
Указанное сообщение было получено Казаковым Ю.М. 29.07.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №
17.05.2021 года Казаков Ю.М., Казакова Г.А. обратились в Заводский районный суд г. Кемерово с заявлением о перечислении денежных средств в размере 327 500 рублей в их пользу.
Указанное заявление вместе с представленными реквизитами было передано в адрес Управления судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе 10.05.2021.
05.07.2021 истец Казаков Ю.М. повторно обратился в Управление Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе с вопросом о перечислении денежных средств уже с приложением судебного акта, вступившего в законную силу (л.д.32,33,54).
На указанное заявление Управления Казакову Ю.М. был дан ответ (№ от 14.07.2021 года) о том, что денежные средства, находящиеся на лицевом (депозитном) счете Управления, полученные от Рааг М.А. в сумме 327 500 рублей по делу №, 18.12.2019 были перечислены в доход Федерального бюджета.
11.11.2021 истец Казаков Ю.М. обратился в Заводской районный суд г. Кемерово о перечислении денежных средств на его счет.
Председателем Заводского районного суда г.Кемерово направлено сообщение о направлении документов (л.д.57-58,70-71).
17.12.2021 Казакову Ю.М. Заводским районным судом г.Кемерово был дан ответ о том, что денежные средства в сумме 327 500 рублей, поступившие на депозитный счет Управления Судебного департамента в Кемеровской области-Кузбассе перечислены в доход федерального бюджета на основании приказа Управления Судебного Департамента в Кемеровской области-Кузбассе №-а от 11.12.2019 (л.д.14,15,39-40,55-56).
Установив указанные обстоятельства, применив положения статей 12, 1069, 15, 1071, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджет системы Российской Федерации», Регламент деятельности судов, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05.11.2015 № 345, пришел к выводу о взыскании с Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу Казакова Ю.М., Казаковой Г.А. денежных средств в размере 327 500 рублей, а также возврат госпошлины. При этом суд первой инстанции исходил из того, что перечисление денежных средств в федеральный бюджет как невостребованных свидетельствует о приобретении ответчиком указанных денежных средств в качестве неосновательного обогащения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в связи со следующим.
Статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей (пункт 1). Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в данном федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 2).
Названный закон к полномочиям Судебного департамента относит организационное обеспечение деятельности федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента; разработку по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; организацию делопроизводства судов (подпункты 1, 3 и 12 пункта 1 статьи 6).
Генеральный директор Судебного департамента согласно этому закону в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Данные акты обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности (подпункт 4 пункта 1 статьи 10).
Во исполнение указанных полномочий издан Регламент организации деятельности федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по работе с лицевыми (депозитными) счетами для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение", утвержденный Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05.11.2015 N 345 (далее Регламент).
В соответствии с пунктом 1.2, 1.4 Регламента, регламент определяет порядок внесения денежных средств, поступающих во временное распоряжение, на лицевые (депозитные) счета кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов (далее - суды) и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - управления); перечисления и списания с лицевых (депозитных) счетов денежных средств, поступающих во временное распоряжение.
1.4. Открытие и ведение лицевых (депозитных) счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение судов и управлений, осуществляются в соответствии с приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства".
В силу пункта 1.6, 1.8 Регламента Перечисление денежных средств с лицевого (депозитного) счета суда (управления) производится только безналичным путем: гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющим статус индивидуального предпринимателя, и юридическим лицам - на расчетный счет; физическим лицам - на лицевой счет физического лица, открытый в кредитной организации.
В случае отсутствия банковских реквизитов перечисление денежных средств не производится.
Возврат денежных средств, перечисленных в пункте 1.3, оформляется в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н "О Порядке казначейского обслуживания".
Согласно пункту 2.6, 2.7, 2.8 Регламента Перечисление денежных средств с лицевого (депозитного) счета производится финансово-экономическим отделом суда (управления) только на основании судебного акта, вступившего в законную силу, содержащего указание в резолютивной части о выплате денежных средств залогодателю, лицам, участвующим в деле, иным участникам судопроизводства или уполномоченным лицам за счет средств, поступивших во временное распоряжение суда (управления), или о возврате средств плательщику, за исключением случаев ошибочного зачисления средств (пункт 1.7 настоящего Регламента).
2.7. Заверенная надлежащим образом копия судебного акта, вступившего в законную силу, и при наличии иные подтверждающие документы передаются помощником судьи или уполномоченным работником аппарата суда в финансово-экономический отдел суда (управления) по реестру передачи документов после отправки копий сторонам по делу.
Перечисление указанных в судебном акте денежных средств осуществляется финансово-экономическим отделом суда (управления) на текущий лицевой (расчетный) счет получателя по его заявлению не позднее 30 дней со дня получения судебного акта.
2.8 Невостребованные денежные средства, поступившие во временное распоряжение суда (управления), списываются с лицевого счета по истечении трех лет с момента вступления в законную силу судебного акта, которым дело разрешено по существу, на основании акта о списании, утвержденного председателем суда (начальником управления), с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Применительно к положениям статей 6, 152 и 164 БК РФ и статьям 2 и 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент как главный распорядитель бюджетных средств выступает участником бюджетного процесса, соответственно, нормативная правовая база его функционирования в этой части напрямую связана с бюджетным законодательством.
В силу статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), учитываются на казначейских счетах. Казначейские счета открываются в Федеральном казначействе в установленном им порядке (приказ Федерального казначейства от 1 апреля 2020 г. N 15н "О Порядке открытия казначейских счетов").
Согласно положениям статьи 242.17 БК РФ казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда, открываются соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом (пункт 2).
Получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), получатели средств бюджета государственного внебюджетного фонда, лицевые счета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, которым открыты в Федеральном казначействе, распоряжаются денежными средствами на соответствующих казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Проведение операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, осуществляется после санкционирования указанных операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 1.8 Регламента предусмотрено, что возврат денежных средств оформляется в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н "О Порядке казначейского обслуживания".
Санкционирование территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, осуществляется в соответствии с правилами, установленными Порядком санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 119н (пункт 1.11 Регламента).
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта (пункт 1). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным кодексом (пункт 2).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого кодекса (пункт 3).
Исходя из положений пункта 1 статьи 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен особый порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что денежные средства, поступившие в Управление судебного департамента по Кемеровской области от Рааг М.А. были перечислены в доход федерального бюджета по истечении 3-х лет в связи с невостребованностью в соответствии с пунктом 2.8 Регламента.
Аналогичный порядок установлен и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № "О случаях и порядке возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств".
В силу пунктов 1, 4 указанного Постановления установлено, что возврат плательщику средств, поступивших во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда (далее - получатель бюджетных средств), учтенных на лицевых счетах, открытых получателям бюджетных средств в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований, органах управления государственным внебюджетным фондом (далее - средства во временном распоряжении), или перечисление таких средств осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, определяющими основания для поступления средств во временном распоряжении получателям бюджетных средств.
В случае невостребованности средств во временном распоряжении по истечении 3 лет со дня их поступления получателю бюджетных средств и невозможности их возврата плательщику в связи с непредставлением им заявления, указанного в пункте 3 настоящего постановления, или перечисления в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами такие средства подлежат перечислению в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Оснований для возврата денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета ни Регламентом, ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что Судебным департаментом по Кемеровской области спорные денежные средства перечислены в соответствии с Регламентом в связи с их невостребованностью в течение трех лет после вступления решения суда в законную силу, то есть в соответствии с законодательством. Списание денежных средств в доход федерального бюджета не может рассматриваться как произведенное без установленных законом оснований. С даты перечисления указанных денежных средств в доход федерального бюджета Управление судебного департамента утратило возможность распоряжаться указанными денежными средствами. Указанные обстоятельства исключают возможность применения к спорным правоотношениям нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
Судебной коллегией также отмечается, что в соответствии в пунктом 1.8 Регламента перечисление указанных в судебном акте денежных средств осуществляется финансово-экономическим отделом суда (управления) на текущий лицевой (расчетный) счет получателя по его заявлению не позднее 30 дней со дня получения судебного акта.
Вместе с тем, решение Заводского районного суда г. Кемерово от 11.09.2015 по гражданскому делу № вступило в законную силу 11.02.2016 года.
Казаков Ю.М. обратился в Управление судебного департамента 10.07.2019 года (вх № 1769). 18.07.2019 Управлением судебного департамента по Кемеровской области дан ответ о необходимости предоставить заверенные копии решения суда и заявление с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.
Аналогичное письмо было направлено Казакову Ю.М. и судьей Заводского районного суда г. Кемерова.
Вместе с тем, повторно Казаков Ю.М. обратился в Судебный департамент по Кемеровской области только 05.07.2021, после перечисления денежных средств в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 30 ноября 2022 года отменить, апелляционную жалобу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым Казакову Юрию Михайловичу, Казаковой Галине Александровне в удовлетворении исковых требований к Министерству Финансов в лице Управления федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Председательствующий Ю.А. Пискунова
Судьи А.В. Сорокин
Е.В. Макарова