ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5617/17 от 31.10.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-5617/2017

Судья Калашникова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Михеева С.Н.

судей краевого суда Процкой Т.В.

Карабельского А.А.

при секретаре Епифанцеве И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 31 октября 2017 года гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании субсидии,

по апелляционной жалобе представителя истца Петрика А.В.

на решение Центрального районного суда города Читы от 15 августа 2017 года, которым постановлено: Администрации городского округа «Город Чита» в удовлетворении требований к Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании субсидии, отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК «Остатусе административного центра (столицы) Забайкальского края»Забайкальским краем предусмотрена поддержка городского округа «ГородЧита», в связи с наделением его статусом административного центра (столицы)Забайкальского края бюджету городского округа «Горо Чита» из бюджетаЗабайкальского края предоставляется субсидия (далее - субсидия), которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа «Город Чита» по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению иорганизация транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита»; организацию благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита»; обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов - в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края. Ежегодно, Забайкальский край, осуществляет финансирование мероприятий по указанному закону. Однако, за 2016 г. у Забайкальского края, перед городским округом сложилась задолженность по неисполненным обязательствам. В 2016 году, постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2016 г. № 321 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края. Статьей 9 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» Забайкальский край запланировал на указанные цели 40 777 тыс. руб. 12 января 2016 г. справкой-уведомлением № 6 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Минтерразвитием Забайкальского края до городского округа «Город Чита». 20 декабря 2016 г. справкой-уведомлением № 862 бюджетные ассигнования были уменьшены на 18.777,0 тыс. руб. и составили 22.000,0 тыс. руб. Фактически из краевого бюджета в 2016 г. поступило 22.000,0 тыс. руб. (платежные поручения № 318613 от 20.07.16 г., № 633253 от 01.09.16 г, № 633254 от 01.09.16 г, № 817309 от 28.09.16 г.) на кредиторскую задолженность 2015 г. и на текущие мероприятия 2016 г. Указанные средства израсходованы на погашение следующих обязательств: кредиторскую задолженность 2015г.:

по муниципальному контракту № 0191300010915000017 от 30 апреля 2015 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 10 456 598,58 руб. (п/пор. № 77360, № 77362, №77279, № 77383, № 77385, № 77387, № 77389, 77395, № 77397 от 25.07.16 г. и № 95084 от 06.09.16г.);

по муниципальному контракту № 0191300010915000004 от 06 апреля 2015 г. ООО «Читаэлектромонтаж» за счет краевых средств погашено 5 717 396,80 руб. (п/пор. № 95082 от 06.09.16г.);

- по муниципальному контракту № 43 от 03 сентября 2015 г. ООО «Энерготехстрой» за счет краевых средств погашено 59 603,20 руб. (п/пор. № 98570 от 14.09.16 г.).

Текущие расходы 2016г.:

- по муниципальному контракту № 0191300010915000061 от 28 декабря

2015 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 766 401,42 руб. (п/пор. №95085 от 06.09.16 г.);

- по муниципальному контракту № 0191300010916000017 от 21июля

2016 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 3 976 682,80 руб. (п/пор.№107727 от 30.09.16 г.);

по муниципальному контракту № 0191300010916000019 от 29 июня 2016 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 1 023 317,20 руб. (п/пор. №107735 от 30.09.16 г.).

Не исполненными, за счет средств бюджета Забайкальского края по 2016 г. остаются обязательства на общую сумму 13 000 708,81 руб. по следующим контрактам:

Муниципальный контракт № 0191300010916000017 от 21 июля 2016 г. МП «ДМРСУ» на общую сумму 22.138.053,10 руб. Подрядчиком выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. За счет средств краевого бюджета в 2015 г. произведена частичная оплата работ в объеме 11.599. 082,74 руб. Оплата работ в доле бюджета городского округа была произведена в объеме 7.622.399,94 руб. Оставшаяся сумму задолженности Забайкальского края, по иску МП «ДМРСУ» и вынесенному Арбитражным судом Забайкальского края определению от 19 мая 2017 г. (дело № А78-5279/2017) была оплачена за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» в объеме 7.476.983,50 руб. (пл/пор. №67981 от 23.05.17 г.);

Муниципальный контракт № 0191300010915000043 от 03 сентября 2015 г. с ООО «Энерготехстрой» на общую сумму 22.556.126,70 руб. с выполнением работ и их оплатой в 2015-2016 гг. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в объеме 21.278.765,21 руб., акты выполненных работ и акт сверки подписаны. За счет средств бюджета городского округа была произведена оплата работ в 2015 г. в объеме 25 951 398,74 руб. (из них 4.672.633,53 руб. в 2015 г. и 11.022.803,17 руб. в 2016 г.). Оплата работ, из средств краевого бюджета произведена в 2016 г. в объеме 59.603,2 руб. Общая оплата по договору составила 15.755.039,90 руб. Задолженность по контракту составляет 5.523.725,31 руб.

В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный год соответствует календарному и оканчивается 31 декабря. Последним днем оплаты принятых на себя расходных обязательств за 2016 г. является день - 31 декабря 2016 г. Следовательно, при общем сроке исковой давности в 3 года (ст. 196 ГК РФ), срок на подачу исковых требований за 2016 год оканчивается 31 декабря 2019 г. На основании изложенного истец просил суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, в пользу Администрации городского округа «Город Чита» задолженность за 2016 год в размере 13.000.708 (тринадцать миллионов семьсот восемь) руб. 81 коп. В случае недостаточности денежных средств у Министерства территориального развития Забайкальского края, взыскать указанные средства в размере 13.000.708 (тринадцать миллионов семьсот восемь) руб. 81 коп. с Забайкальского края в лице Министерства Финансов Забаш лье )го края за счет средств казны Забайкальского края.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель истца Администрации городского округа «Город Чита» Петрик А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что при окончании финансового года в соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) расходные обязательства прекращают свое действие 31 декабря. Как следствие, образовавшаяся на 1 января 2017 г. задолженность в виде неисполнения обязательства является погашенной и не подлежит исполнению. Полагает, что данные выводы построены на необъективном и неправильном толковании норм материального права, при этом суд, установив правовое основание для отказа в удовлетворении исковых требований, не стал выяснять существенные обстоятельства по делу, истребовать доказательства, которые могли бы подтвердить фактические остатки средств (их отсутствие) на едином счете бюджета. Как следствие, не был установлен факт надлежащего или ненадлежащего исполнения Забайкальским краем своих обязательств. При вынесении решения суд не принял во внимание положения ст. 112.1 БК РФ, в соответствии с которыми неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобретают статус просроченной задолженности, образовавшейся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Также судом не были применены положения ст.ст. 1, 8, 124, 125, 309, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает, что предусмотрев в Законе Забайкальского края от 29.12.2015 года № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» для бюджета городского округа «Город Чита» на 2016 год субсидию в объеме 40 777,0 рублей принял на себя соответствующие обязательства, во исполнение которого, до городского округа доведены соответствующие лимиты бюджетных ассигнований справкой-уведомлением № 6 от 12.01.2016 года. В рамках доведенных лимитов, муниципальным образованием проведены конкурсные процедуры и заключен ряд муниципальных контрактов, которые были исполнены в полном объеме. Кроме того, ссылаясь на судебную практику в отношении Министерства финансов Забайкальского края, указывает, что отказ от исполнения обязательства, в связи с истечением текущего финансового года не может быть признан соответствующим законодательству о местном самоуправлении, поскольку данным отказом субъект Федерации фактически возлагает на органы местного самоуправления обязательства, возникшие у субъекта Федерации.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Петрика А.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливаются БК РФ, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 БК РФ установлено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

В соответствии со статьями 8 и 65 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 12 и пунктами 1 и 3 статьи 242 БК РФ установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регулируется положениями статьи 139 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законом Забайкальского края от 04.05.2010 №358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» (статья 3) предусмотрено, что в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия (далее - субсидия), которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Чита" по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита"; организацию благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 марта 2015 г. № 98 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2015 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края.

Законом Забайкальского края от 29.12.2015 № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» утверждён объем, в т.ч. на предоставление субсидий бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" на 2016 год в сумме 40.777 тыс. рублей.

В рамках исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, Министерство территориального развития Забайкальского края (в соответствии с обращением ГО «Город Чита») представило в финансовый орган края предложение от 14.12.2016г. № 13-15183, о перемещении бюджетных ассигнований в объёме 18.777.000,00 руб. с мероприятия по осуществлению городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края на иное мероприятие. В закон края о бюджете на 2016 год были внесены соответствующие изменения, сумма субсидии уменьшена на 18.777.000,00 руб.

Цели и условия расходования указанной субсидии ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.03.2015 № 98 «Об утверждении Положения о целях и условиях расходования в 2015 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа "Город Чита" в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края» (далее - Положение) предусмотрено, что субсидия предоставляется на: организацию благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкцию спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита".

Условием предоставления субсидии является обеспечение городским округом "Город Чита" финансирования из местного бюджета расходов на указанные в Положении мероприятия в объёме не менее 5 % от размера субсидии.

Для получения субсидии администрация городского округа "Город Чита" представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) решение о бюджете городского округа "Город Чита", подтверждающее принятие расходных обязательств в соответствии в объёме не менее 5 процентов от размера субсидии, заявку на финансирование, а также документы, подтверждающие выполнение городским округом "Город Чита" мероприятий по вопросам местного значения, указанных в пункте 2 настоящего Положения, за счёт средств местного бюджета.

Субсидия предоставляется бюджету городского округа "Город Чита" в соответствии с бюджетной росписью бюджета Забайкальского края в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 30 календарных дней после представления заявки на финансирование.

Администрация городского округа "Город Чита" представляет в уполномоченный орган отчёт о расходовании субсидии ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется уполномоченным органом и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края.

Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства.

Главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края Министерством территориального развития Забайкальского края представлены заявки № 4328 от 15.07.2016 на 10 000 000,00 руб., № 5422 от 31.08.2016 на 5 777 000,00 руб., № 5421 от 31.08.2016 на 1 223 000,00 руб., № 6064 от 21.09.2016 на 5 000 000,00 руб. соответственно, на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края, всего 22 000 000,00 руб. Указанные заявки профинансированы в полном объёме (расходные расписания от19.07.2016 № 67, 31.08.2016 № 25, от 27.09.2016 № 59).

Закон Забайкальского края о внесении изменений в краевой бюджет 2016 года, в результате которого сумма субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края стала равной 22 000 000,0 рублей, истцом не оспаривался, не отменен и обязателен к исполнению исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и иными участниками бюджетных правоотношений.

Согласно действующей редакции Закона Забайкальского края от 23.12.2014 № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года N 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" утверждены на 2016 год в сумме 22 000 000,0 руб.

Истцом заявлено о взыскании недополученной субсидии, по мнению истца, в 2016году.

Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств наделён полномочиями в части обеспечения результативности, адресности и целевого использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями.

Финансирование из бюджета края осуществлялось в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляло Министерство территориального развития Забайкальского края (ГРБС).

Неисполненные заявки 2016г. Министерства территориального развития Забайкальского края на финансирование указанных выше целей - отсутствуют.

Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря текущего года.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия «кредиторской задолженности бюджета прошлых лет».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что бюджет 2016г. исполнен, а бюджетные ассигнования 2016г. прекратили своё действие 31 декабря 2016 года.

Возможность взыскания в текущем 2017 году суммы субсидии 2017 года из бюджета края не предусмотрена действующим законодательством.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд не принял во внимание положения ст. 112.1 БК РФ, в соответствии с которыми неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобретают статус просроченной задолженности в силу указанного выше, не могут быть приняты во внимание.

Размер бюджетных ассигнований, предусмотренный в виде субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края в законе о бюджете края на 2016 год, соответствует сумме субсидии выплаченной в 2016 году городскому округу «Город Чита».

Вместе с тем, согласно п.1 статьи 5 Закона Забайкальского края от 07.04.2009 №155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» проект бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.04.2009 №162 утверждён Порядок составления проекта закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п.8 Порядка составления проекта закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края, при составлении проекта бюджета главные распорядители средств бюджета края (в рамках рассматриваемого дела - Министерство территориального развития Забайкальского края):ведут реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств бюджета края, и представляют их в Министерство финансов по форме и в соответствии с рекомендациями, установленными Министерством финансов; подготавливают предложения по формированию перечня принимаемых обязательств и аналитическую записку; представляют в Министерство финансов предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода; представляют в Министерство финансов обоснования бюджетных ассигнований по соответствующим главным распорядителям средств бюджета края; распределяют проектировки предельных объёмов (изменений предельных объёмов) бюджетных ассигнований бюджета края по кодам классификации расходов бюджетов; представляют в Министерство финансов предложения по вопросам соответствующей сферы деятельности, необходимые для подготовки пояснительной записки к проекту закона о бюджете края с учётом привязки показателей бюджетных ассигнований к ожидаемым результатам.

Статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, где среди прочего: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утверждённых ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и исполнение соответствующей части бюджета; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; внесение предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Иные участники бюджетного процесса (Губернатор Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края и пр.) не обладают полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и не вправе принимать решение главного распорядителя бюджетных средств.

Возможность перечисления средств краевого бюджета Министерством финансов Забайкальского края главным распорядителям бюджетных средств иным образом, чем на те цели и в тех объёмах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом края на текущий 2017 год не предусмотрена действующим законодательством.

Главные распорядители средств бюджета Забайкальского края, в рамках полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ имеют возможность исполнить принятое ими и не исполненное в прошлые периоды (2015г.) расходное обязательство за счёт и в пределах финансирования текущего 2016 финансового года.

Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.

В соответствии со статьёй 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

В силу положений статей 13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Указанные выше нормативные акты не оспорены, являются действующими.

Кроме того, судебная коллегия считает, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ истцом не доказан факт причинения убытков, причинно-следственная связь между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде убытков.

Истцом не доказана вина ответчика в возникших убытках, поскольку муниципальные контракты (предмет спора по указанному выше делу) были заключены администрацией для нужд городского округа «Город Чита».

Довод заявителя жалобы о том, что неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобретают статус просроченной задолженности, образовавшейся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку она не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора и основана на рассмотренных бюджетных спорах арбитражными судами.

Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального права.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна

Судья Забайкальского краевого суда С.Н.Михеев