Председательствующий: Шаленова М.А. | Дело № 33-573/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.
судей Емельяновой Е.В., Утенко Р.В.
при секретаре Афонине А.Л.
рассмотрела в судебном заседании 03 февраля 2016 г.
дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Поликутина Ю.С. на решение Ленинского районного суда <...> от <...>, которым постановлено:
«Установить Шумову В.А. право ограниченного пользования земельным участком общей площадью 4474591 кв.м, с кадастровым номером 55:36:000000:816, местоположение которого установлено в юго-восточной части кадастрового квартала <...>: <...> для доступа к федеральной трассе М-51, для целей постановки на государственный учет образуемых земельных участков ЗУ1 (<...>) и ЗУ2 (<...>) из земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно схеме сервитута с координатами точек согласно приложения (<...>), на следующих условиях: срок действия сервитута - <...> год; сфера действия сервитута - часть земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., согласно приложенной схеме; плата за сервитут - <...> руб. в месяц; назначение сервитута - обеспечение беспрепятственного прохода и проезда автотранспортных средств к земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему Шумову В.А. и третьим лицам, а в последствии к образуемым земельным участкам <...> и <...>.
В удовлетворении исковых требований к ТУ Росимущества в Омской области отказать»
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шумов В.А. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Омской области, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ об установлении ограниченного права пользования земельным участком (сервитута).
Истец указал, что ему принадлежит на праве долевой собственности <...> земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>. Собственником смежного земельного участка является Российская Федерация, интересы которой представляют ответчики.
<...>. Шумов В.А. обратился в ТУ Росимущества в Омской области с требованием о предоставлении ему права ограниченного пользования соседним земельным участком (сервитута) для обеспечения доступа к образуемым земельным участкам ЗУ1 (<...>) и ЗУ2 (<...>) для целей постановки указанных земельных участков на государственный кадастровый учет, однако данный ответчик указанное требование отклонил, указав, что с таким требованием необходимо обращаться в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», которое ранее <...>. уже отказало истцу по аналогичному требованию.
Согласно заключению <...>, доступ к образуемым земельным участкам ЗУ1 и ЗУ2 возможен только по автомобильной дороге, примыкающей к федеральной трассе М-51 и расположенной в границах земельного участка ответчика. Указанная автомобильная дорога относится территории общего пользования. Постановка на государственный учет образуемых земельных участков ЗУ1 и ЗУ2 возможна только при установлении соответствующего сервитута.
Истец просил суд установить Шумову В.А. право ограниченного пользования на участь земельного участка ответчика с кадастровым номером <...> для доступа к федеральной трассе М-51 согласно схеме сервитута с на срок <...> год за плату в размере <...> руб. в месяц для обеспечение беспрепятственного прохода и проезда автотранспортных средств к земельному участку, принадлежащему Шумову В.А. и третьим лицам, а в последствии к вновь образуемым земельным участкам.
Истец Шумов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще; о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца Патрушев Д.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - ТУ Росимущества в Омской области Стельмаченок Э.А. исковые требования не признал, указав, что спорный земельный участок стоит на учете в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с видом разрешенного использования - для размещения военных объектов.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Поликутин Ю.С. в отзыве на иск указал, что истцом не доказана необходимость установления сервитута, а также, что ответчик каким-либо образом препятствует истцу пользоваться участком для обеспечения выезда на автодорогу.
Представитель привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц ФБУ «Кадастровая палата по Омской области, а также Матущенко Д.С. и Василевский П.П. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны РФ Поликутин Ю.С. повторно приводит доводы о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, ФГКУ не наделено полномочиями представлять Министерство обороны РФ по данному спору Апеллянт указывает, что установление сервитута невозможно на землях, изъятых из оборота, находящихся в управлении Министерства обороны РФ..
В судебном заседании представитель истца Патрушев Д.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель - ТУ Росимущества в Омской области Стельмаченок Э.А. выразил согласие с постановленным решением суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 23 ЗК РФ, сервитут является правом ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
При установлении сервитута, необходимо исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
Проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление названного ограниченного вещного права, поэтому судам при рассмотрении иска в этой части следует определить, имеется ли у истца возможность доступа к своему имуществу, не прибегая к правовым средствам, предусмотренным указанными нормами права.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что Шумов В.А. является сособственником земельного участка с кадастровым номером: <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>.
Земельный участок истца со всех сторон граничит с земельным участком с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенном в юго-восточной части кадастрового квартала <...><...>. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на <...>, правообладателем земельного участка является Российская Федерация. В целях обеспечения доступа к земельным участкам <...> и <...>, образуемых путем раздела земельного участка <...>, принадлежащего истцу, <...>Шумов В.А. обратился в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с обращением о предоставлении доступа к землям общего пользования от вновь образованных участков через земельный участок с кадастровым номером <...>. Согласно представленному ответу, публичным собственником земельного участка является Российская Федерация, данный земельный участок стоит на учете в ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ с видом разрешенного пользования: для размещения военных объектов, в связи с чем обеспечить доступ к землям общего пользования не представляется возможным, так как это приведет к нецелевому использованию земельного участка.
Также истец обращался в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области с требованиями об установлении сервитута. Согласно ответу ТУ Росимущества по Омской области, земельный участок с кадастровым номером <...> предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Омской квартирно-эксплуатационной части. В отношении земельных участков, расположенных на территории Омской области, полномочия Министерства обороны Российской Федерации осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России.
В материалы дела представлено заключение специалиста ООО «Академия Инжиринга» по вопросу обеспечения доступа к образуемым земельным участкам ЗУ1, ЗУ2 из земельного участка с кадастровым номером <...>. При проведении исследований специалистами компании осуществлен выезд на местность и обследована территория, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером <...>, также обследована автомобильная дорога, по которой осуществляется проход, проезд к участку.
В результате обследования установлено, что доступ к образуемым земельным участкам ЗУ1 и ЗУ2 осуществляется по автомобильной дороге, примыкающей к федеральной трассе М-51, расположенной относительно земельного участка с кадастровым номером <...> в 7 метрах на северо-восток, в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.
Образуемые земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 граничат со всех сторон с земельным участком <...>. Таким образом, автомобильная дорога является единственной подъездной дорогой к образуемым участкам.
Обеспечение доступа к образуемым земельным участкам возможно через смежный земельный участок путем установления сервитута, иного вида правовых отношений между собственниками смежных земельных участков не имеется. Без установления сервитута невозможна постановка вновь образуемых земельных участков, поскольку согласно пп.2.1 п.2. ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемом или изменяемом земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Согласно материалам исследования, по всем признакам автомобильная дорога, примыкающая к федеральной трассе М-51 и находящаяся в границах земельного участка с кадастровым номером <...> относится к территории общего пользования.
<...> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за № <...> было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости № <...>, в соответствии с которым постановка на учет вновь образуемых земельных участков приостановлена в связи с отсутствием соответствующих документов, подтверждающих обеспечение доступа к земельным участкам ЗУ1 и ЗУ.
Принимая во внимание представленные в материалы дела схемы расположения земельных участков, фотоматериалы, заключение специалиста, не опровергнутое ответной стороной, судебная коллегия признает правильным вывод суда об отсутствии у истца осуществления проезда к новь образуемым земельным участкам, что в свою очередь, препятствует в осуществлении прав собственника в отношении земельных участков без использования участка ответчика.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии иного порядка проезда или прохода к земельному участку истца, позволяющего ему беспрепятственно пользоваться недвижимым имуществом, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о наличии оснований для установлении в пользу истца сервитута на земельный участок, площадью <...> кв. м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.
В апелляционной жалобе, оспаривая правомочность установления сервитута, представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ указывает, что установление сервитута на земли, изъятые из оборота невозможен.
В соответствии с п. 2 и пп. 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, относятся к землям, изъятым из оборота, и, соответственно, не предоставляются в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <...> от <...> установленный разрешенный вид использования названного земельного участка – размещение военных объектов.
На листе 4 кадастрового паспорта отражены сведения о частях земельного массива и его обременениях, из которых усматривается, что они подлежат сдаче в аренду. Указанное также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой четыре земельных участка были переданы в пользование физическим лицам по договорам аренды.
Согласно данным заключения специалиста, представленного истцом, земельный участок с кадастровым номером <...> используется неограниченным кругом лиц, что подтверждается проездом пассажирского транспорта к <...>. Вдоль автомобильной дороги расположены другие землепользователи, в том числе автозаправочная станция, которой пользуется неограниченное количество лиц.
Таким образом, установление сервитута для проезда к земельным участкам истца не влечет нарушения прав ответчика и доводы апелляционной жалобы об исключительном характере использования земельного участка, исключающего возможность его использования иными лицами, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение не является собственником земельного участка, в связи с чем не правомочно решать вопросы установления сервитута, были предметом оценки в суде первой инстанции. Судом правильно отмечено, что спорный земельный участок передан в оперативное управление Министерства обороны РФ, реализацию полномочий которого в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил в соответствии с Уставом осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Поликутина Ю.С.– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: