Дело № 33-5796/2022
2-792/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 16 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Кравцовой Е.А. и Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Музычук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Оренбурга, комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше иском к администрации города Оренбурга и комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга по тем основаниям, что прокуратурой города Оренбурга рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах № и № по (адрес) возведенных ООО «СЗ «УПСК «Жилстрой» (далее - застройщик) и введеных в эксплуатацию в 2019 году.
Электрические сети и столбы наружного освещения, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирных домов не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, являлись собственностью застройщика со следующими характеристиками: наружное освещение, 630 метров, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый №; наружное освещение, 298 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №; наружное освещение, 485 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №; наружное освещение, 270 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №.
Застройщик от права собственности на данные инженерные сети отказался, в связи с чем, надлежащее электроснабжение дворовых территорий вышеуказанных многоквартирных домов не обеспечено.
Поскольку органами местного самоуправления надлежащие меры к обеспечению освещения территорий дворов многоквартирных домов по (адрес) не приняты, указанное бездействие администрации г. Оренбурга, а также комитета по управлению имуществом администрации г. Оренбурга (далее КУИ), причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток, истец просил признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга и комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес); обязать администрацию города Оренбурга, комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес), а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес).
В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга - Мирошникова Е.А. исковые требования полностью поддержала.
Представители ответчиков - администрации г. Оренбурга - ФИО1, комитета по управлению имуществом - ФИО2 против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных отзывах возражали.
Представители третьего лица - ООО «Специализированный застройщик УПСК Жилстрой» - ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица - ООО УК «Гармония» - ФИО5 против удовлетворения исковых требований прокурора г. Оренбурга, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве - не возражала.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2022 года исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения удовлетворены, суд постановил:
признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес);
-обязать администрацию города Оренбурга, комитет по управлению имуществом администрации (адрес) организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес), а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения) предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес).
С таким решением суда первой инстанции комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга не согласился и обратился с апелляционной жалобой на данное решение, по тем основаниям, что решение принято с нарушением ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку из решения непонятно какие конкретно действия должен совершить каждый из ответчиков. Кроме того, апеллянт полагает, что освещение территории указанных многоквартирных домов является обязанностью собственников помещений МКД, у которых общедолевая собственность на спорное имущество возникло в силу прямого указания закона после того, как ООО «СЗ «УПСК Жилстрой» отказался от спорного имущества. При наличии спора о принадлежности имущества, не вступив в право собственности ответчики не могут содержать и обслуживать спорное имущество, в связи с чем не может быть признано незаконным бездействие ответчиков по не принятию мер по организации электроснабжения названных домов, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В поданной апелляционной жалобе администрация города Оренбурга указывая на аналогичные основания, также просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Все лица участвующие в деле о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом, судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Оренбургской области Аброменок Е.А. просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в их пределах проверив законность и обоснованность судебного решения, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Структура исковых требований, в пределах которых суд в соответствие с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен принимать решение состоит из основания и предмета, по которым данные требования истцом были заявлены.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 1 ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствие ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Анализ приведённых норм Закона во взаимной связи, приводит к выводу, что гражданское дело должно рассматриваться судом в пределах основания и предмета иска, с учётом представленных истцом доказательств, а также в пределах возражений ответчика с учётом представленных им же соответствующих доказательств, выйти же за пределы заявленных требований суд может только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения в полной мере учтены и применены не были.
Как правильно указал суд, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Правилами благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" от 24.10.2017 года № 416 определено понятие наружного освещения – это освещение объектов благоустройства.
Правила содержат понятие «объекты благоустройства», которое используется в значении, определенном Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", а именно - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе, детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Понятие прилегающая территория закреплено в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где прилегающая территория означает - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой города Оренбурга рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах № и № по (адрес) об отсутствии освещения дворовых территорий. Данные жилые дома возводились ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», при строительстве заключались договоры участия в долевом строительстве. Введены в эксплуатацию в надлежащем административном порядке. Право собственности на жилые и нежилые помещения в МКД зарегистрированы в ЕГРН. Одновременно со строительством домов на земельных участках в соответствии с проектной документацией осуществлено строительство сетей наружного освещения, являющихся отдельными объектами недвижимости.
Многоквартирный жилой дом № по (адрес) расположен в пределах земельного участка с кадастровым № и возведен ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2019 году.
Многоквартирный жилой дом № по (адрес) расположен в пределах земельного участка с кадастровым № и возведен ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2018 году.
Многоквартирный жилой (адрес) расположен в пределах земельного участка с кадастровым №, а многоквартирный жилой (адрес) расположен в пределах земельного участка с кадастровым № и возведены ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2018 году.
В границах земельных участков расположены электрические сети и столбы наружного освещения придомовой территории многоквартирных жилых домов:
- наружное освещение, 630 метров, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый №;
наружное освещение, 298 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №;
- наружное освещение, 485 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №;
- наружное освещение, 270 метров, расположенное по адресу: (адрес) кадастровый №.
Право собственности на указанные наружные сети было зарегистрировано за ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», что подтверждается выписками из ЕГРН.
ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» как собственник электрических сетей, неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга и администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии на баланс и в собственность муниципального образования г. Оренбург сетей наружного освещения, расположенных на территории многоквартирных домов №, №, №, № по (адрес), что подтверждается письменными обращениями, представленными в материалы дела.
В связи с отказом администрации г. Оренбурга от ранее достигнутой договоренности о принятии в муниципальную собственность сетей наружного освещения ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» письмом от (дата)№, направленным в адрес органа местного самоуправления заявил об отказе от права собственности на построенные объекты «наружное освещение».
В своем исковом заявлении прокурор г.Оренбурга ссылаясь на положения ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что органом местного самоуправления в лице администрации г.Оренбурга, а также КУИ, выполняющим от имени администрации г.Оренбурга полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, не приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети наружного освещения дворовой к обеспечению освещения дворовых территорий многоквартирных домов №, №, №, № по (адрес).
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что КУИ не является органом самоуправления, как следует из решения № от (дата) Оренбургского городского Совета об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Оренбурга, КУИ является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по правовым вопросам.
Кроме того, указанные прокурором доводы опровергаются материалами дела, из которых следует, что после того, как ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» письмом от (дата)№, направленным в адрес органа местного самоуправления заявил об отказе от права собственности на построенные объекты «наружное освещение», уже на следующий месяц 2021 года указанное имущество комитетом по управлению имуществом города Оренбурга были поставлены на учет, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи о принятии указанного имущества как бесхозяйного, а при таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения названных исковых требований прокурора к комитету по управлению имуществом города Оренбурга подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении.
Вместе с тем, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в остальной части законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Так, как правильно указал суд, в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищного кодекса Российской Федерации) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В частности согласно названным правилам в состав общего имущества включается а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно п. 5 указанных правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 6 Правил, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 7 Правил, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Согласно п. 8 Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 9 Правил, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Судом установлено, что построенные одновременно со строительством жилых домов на земельных участках сети наружного освещения являются отдельно стоящими объектами, не присоединены к жилым домам, запитаны от ТП, зарегистрированные сети наружного освещения и поставленные на кадастровый учет, также расположены в пределах нескольких земельных участков. При этом, сети наружного освещения предметом договоров долевого участия в строительстве не являлись, в состав общего имущества собственников многоквартирных домов не включались и на основании договора содержания имущества собственников многоквартирного дома управляющей компании не передавались и не могли быть переданы, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов данные объекты не возводились. Кроме того, уличное освещение призвано обслуживать более одного дома, что подтверждается схемой расположения электросетей на земельных участках и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что в состав общего имущества в многоквартирном доме спорные сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 491 не содержат.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «город Оренбург» (принят решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2015 № 1015) Оренбургский городской совет является представительным органом муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 27 Устава к компетенции Оренбургского городского Совета относит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Оренбурга полномочий по решению вопросов местного значения.
Между тем, с учетом положений ст. 42 Конституции Российской Федерации, провозглашающей право каждого на благоприятную окружающую среду, положений статьи 14 ФЗ т 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования г. Оренбург, к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация освещения улиц, участие в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Суд первой инстанции с учетом того, что в настоящее время возникла угроза нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, на благоприятные условия жизни, что требует незамедлительного принятия мер по организации уличного освещения, принятии мер по организации обслуживания сетей уличного освещения, непринятие же мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов №, №, по (адрес), организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, свидетельствует о бездействии администрации города Оренбурга поскольку причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток.
Свои выводы в обоснование принятого решения в указанной части суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действительно, как указывают, в том числе апеллянты в своих жалобах, в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящих Правил;
б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований:
совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома;
обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
Согласно подпунктам «ж,з,и» п. 11 названных Правил содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий должны проводиться соответствующей управляющей организацией.
Однако судебная коллегия также указывает, что согласно названным Правилам, состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, собственник сетей ООО «СЗ «УПСК Жилстрой» отказался от права собственности на наружные сети освещения в пределах многоквартирных домов №, №, №, № по (адрес), заявив о прекращении обслуживании данных сетей.
Вместе с тем, поскольку судом установлено, что собственником спорного имущества - ООО СЗ «УПСК Жилстрой», которое после ввода домов в эксплуатацию предпринимало меры к соблюдению договоренностей согласно сложившейся практике по передаче названного спорного имущества в дар администрации города Оренбурга, при этом, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, соответствующего решения о передачи данного имущества управляющей организации, обслуживающих названные выше многоквартирные дома, в том числе и органом местного самоуправления при формировании состав общего имущества МКД не принималось, указанный в апелляционных жалобах довод ответчиков об обязанности управляющей организации производить действия по содержанию названного выше спорного имущества судебная коллегия считает несостоятельным.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, в приведенной части, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2022 года в части признания незаконным бездействие комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес) и в части возложения на комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга обязанности организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес), а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения) предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов № и № по (адрес) отменить, принять в этой части новое решение, которым исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации города Оренбурга, комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2022 года.