Судья Швецов С.И. дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2015 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования Кореновский район Голобородько С.А. на решение Кореновского районного суда от 24 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования Кореновский район от 08.08.2012г. №1517.
В обоснование требований указано, что оспариваемым постановлением установлен постоянный публичный сервитут в пользу муниципального образования Кореновский район для строительства подводящего газопровода высокого давления на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Заявитель указывает, что сервитут установлен незаконно, в отсутствие согласия органа, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
В связи с чем, заявитель просит признать постановление администрации муниципального образования Кореновский район от 08.08.2012г. №1517 недействительным с момента принятия.
Решением Кореновского районного суда от 24.10.2014г. заявление Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае удовлетворить частично.
Суд признал несоответствующим статье 23 Земельного кодекса РФ и недействующим с момента принятия постановление администрации муниципального образования Кореновский район от 08.08.2012г. №1517 (в редакции постановлений от 28.11.2012г. №2139, от 06.02.2013г. №254) «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки, с кадастровыми номерами <...>, <...>, расположенные в <...> для строительства подводящего газопровода высокого давления от города Кореновска до поселка Мирного и хутора Свободного Кореновского район» в части установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки, с кадастровыми номерами <...>, <...>. расположенные в Кореновском городском поселении Кореновского района Краснодарского края для строительства подводящего газопровода высокого давления от города Кореновска до поселка Мирного и хутора Свободного Кореновского район.
В остальной части требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования Кореновский район на основании доверенности Грицаева Д.Н., настаивавшего на удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенные на территории Кореновского района Краснодарского края, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 08.08.2012г. №1517 (в редакции постановлений от 28.11.2012г. №2139, от 06.02.2013г. №254) на вышеуказанные земельные участки установлен постоянный публичный сервитут в пользу муниципального образования Кореновский район, для строительства подводящего газопровода высокого давления.
Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
При этом в силу статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Принимая во внимание обязанность собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (статья 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), вопрос об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения в целях строительства подводящего газопровода высокого давления может разрешаться только с учетом всех указанных требований закона о приоритетном использовании сельскохозяйственных земель для нужд сельскохозяйственного производства, которое предполагает защиту земель от любой порчи и повреждения, включая уплотнение, деградацию плодородного слоя и уничтожение посевов сельскохозяйственных культур в результате строительства подводящего газопровода высокого давления.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Пункт 3 данной нормы позволяет устанавливать публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5 статьи 23 Земельного кодекса РФ).
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
Порядок установления публичных сервитутов в государственных интересах Краснодарского края, в интересах местного самоуправления и местного населения регламентирован Законом Краснодарского края от 05.11.2002г. №532 – КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 указанного Закона заинтересованное лицо обращается с заявлением об установлении публичного сервитута в орган местного самоуправления. В заявлении указываются цели установления, содержание и срок действия сервитута, обоснование необходимости его установления, сведения о правообладателях земельных участков, которые предлагается обременить сервитутом, а также круг лиц, в интересах которых устанавливается сервитут.
Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края либо органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (пункт 3 статьи 16.2 Закона №532 – КЗ).
Согласно пункту 1 статьи 16.4 Закона №532 – КЗ нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута должен содержать сведения о: земельном участке, обременяемом публичным сервитутом (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование); собственнике, землепользователе, землевладельце, арендаторе соответствующего земельного участка; содержании публичного сервитута и зоне его действия; сроке действия публичного сервитута; условиях установления публичного сервитута.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. №48 (в редакции от 09.02.2012г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно статье 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
При этом, как установил суд первой инстанции, оспариваемое постановление вынесено без учета согласия собственника земельных участков – Российской Федерации, что противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Доводы заявителя о незаконности решения заинтересованного лица последним не опровергнуты. Факт нарушения прав заявителя установлен судом правильно.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кореновского районного суда от 24 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования Кореновский район Голобородько С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: