ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5935 от 01.07.2014 Пермского краевого суда (Пермский край)

 Судья Калина Е.Д.                            Дело № 33-5935-2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.

 судей Бургановой Н.А. и Тотьмяниной Е.И.

 при секретаре Нечаевой О.В.

 рассмотрев в судебном заседании 01.07.2014 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу ФИО1 на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 21 апреля 2014 года, которым постановлено:

 В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Негосударственному образовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа-Учительский дом д.Разина», Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, Муниципальному учреждению «Управление образования Администрации Кудымкарского муниципального района», Министерству финансов Российской Федерации. Министерству финансов Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о признании права на получение денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по выделению денежных средств, взыскании денежных средств и судебных расходов отказать.

 Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., объяснения истца ФИО1, её представителя ФИО2, представителей ответчиков ФИО3 и ФИО4, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1. обратилась в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа - Учительский дом д.Разина» (далее по тексту НОУ «Начальная общеобразовательная школа Учительский дом д.Разина»),Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края (деле по тексту Администрация Кудымкарского района), муниципальному учреждению «Управление образования Администрации Кудымкарского муниципального района» (далее МУ «Управление образования Администрации Кудымкарского муниципального района), Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о признании права на получение денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности на Администрацию Кудымкарского муниципального района по выделению денежных средств для реализации права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных средств и судебных расходов.

 В обоснование заявленных требований указала на то, что в настоящее время она работает воспитателем дошкольной группы НОК «Начальная общеобразовательная школа - Учительский дом д. Разина» и проживает в сельской местности. Ранее она работала в аналогичной должности в муниципальном образовательном учреждении МАОУ «Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа». Как педагогический работник образовательного учреждения, находящегося в сельской местности, и в соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1992 года №3266-1 имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Начиная с 01.01.2013 года, мера социальной поддержки не предоставляется по основаниям, что учреждение, в котором она осуществляет педагогическую деятельность, является негосударственным.

 Полагает, что отказ в предоставлении мер социальной поддержки является необоснованным, поскольку законодатель не связывает право педагогических работников образовательных учреждений на указанные льготы ни со статусом жилья, ни видом образовательного учреждения. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ. Учреждение, в котором она работает, как и остальные образовательные учреждения района, находится в ведении государства (муниципалитета), имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, также принадлежит муниципалитету. Законом Пермского края от 01.06.2010 года №628-ПК не установлено ограничение права педагогических работников негосударственных образовательных учреждений на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО5 заявленные требования поддержали по вышеизложенным мотивам.

 Представитель ответчика НОУ «Начальная общеобразовательная школа -Учительский дом ФИО6» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Представитель соответчика Администрации Кудымкарского района ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась. Из представленных письменных возражений следует; что ФИО1. является педагогическим работником негосударственного образовательного учреждения, созданного собственником -гражданином. В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 10. 07.1992 года №3266-1 и ст.47 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 года №273-Ф3. педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Вместе с тем действующим федеральным законодательством не предусмотрены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений (частных образовательных организаций), а так же не указано за счет какого бюджета бюджетной системы РФ обеспечиваются меры социальной поддержки педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений. Администрация Кудымкарского района не может выделить средства на оплату жилья и коммунальных услуг ФИО1, т.к. это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Просила в удовлетворении иска отказать.

 Представитель соответчика МУ «Управление образования Администрации Кудымкарского муниципального района» ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, приведя аналогичные доводы.

 Представитель соответчика Министерства финансов РФ ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в письменных возражениях.

 Представитель соответчика Министерства финансов Пермского края ФИО8 в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в письменных возражениях указала, что согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ. В соответствии с положениями ч.8 ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-Ф3, компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета Пермского края предоставляется педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций. Положения федерального закона не устанавливают обязанность субъекта РФ предоставлять педагогическим работникам негосударственных, образовательных организаций льготы по оплате коммунальных услуг. Расходы, связанные с предоставлением компенсации по оплате коммунальных, услуг, педагогическим работникам негосударственных учреждений, являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны быть взысканы с федерального бюджета. Полагает, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В связи с чем просит в иске к Министерству финансов Пермского края отказать. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

 Представитель соответчика Министерства образования и науки Пермского края ФИО9 в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в письменных возражениях указала, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в силу действующею законодательства предоставляются педагогическим работникам государственных образовательных организаций Пермского края и муниципальных организаций, осуществляющим образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Просит в удовлетворении иска отказать.

 Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 21 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований ФИО1. отказано в полном объеме.

 В апелляционной жалобе ФИО1. не согласна с постановленным решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, неверно истолковав его.

 Так, право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением было гарантировано Законом РФ «Об образовании» всем работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности. Аналогичные гарантии в виде возмещения компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения были предусмотрены и ФЗ «Об образовании» №439. При этом названным законом было определено, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение указанной нормы, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых указанной категории педагогических работников, надень вступления в силу ФЗ №439 (на 11.01.20011 г.).

 Действие законодательства Российской Федерации распространяется на все образовательные учреждения независимо от организационно-правовых норм и подчиненности. После вступления в силу ФЗ №273 «Об образовании» данное право педагогических работников на льготы также не было поставлено в зависимость от статуса жилья, вида или типа образовательного учреждения.

 Право на меры социальной поддержки педагогам, работающим в образовательных учреждениях в сельской местности предусмотрено и нормативными правовыми актами, принятыми СМ СССР, которые не отменены и продолжают действовать. Тем самым, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Вывод суда, о том, что право на меры социальной поддержки не имеют педагогические работники негосударственных образовательных учреждений, является неверным.

 Коль скоро, Закон «Об образовании» не ставит право педагогических работников в зависимость от категории образовательного учреждения, следовательно субъект РФ не вправе устанавливать дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки работникам образования. Субъекты РФ вправе определять только порядок финансового обеспечения данной меры социальной поддержки.

 Отсутствие механизма реализации права работников негосударственных учреждений образования само по себе это право не отменяет.

 Судом не было учтено и то, что с момента образования НОУ «Начальная образовательная школа-Учительский дом в деревне Разина» и до 1 января 2013 года данная мера предоставлялась в полном объеме на основании постановления администрации Кудымкарского муниципального района №89-01-06 от 02.04.2012 года «Об утверждении порядка расходования средств, переданных из бюджета Пермского края по предоставлению педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которого право на указанные меры социальной поддержки имеют и работники негосударственных образовательных учреждений.

 Право педагогических работников на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.

 Порядок предоставления бюджетов субъектам РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 №377, которым предусмотрено, что затраты по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых их бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и проживают в сельской местности.

 Негосударственное учреждение, где работает истица, финансировалось из бюджета Кудымкарского района, а с 2014 года из бюджета Пермского края. Следовательно, расходы по оплате жилищно-коммунальных льгот должны финансироваться за счет субвенций, передаваемых бюджетов субъектам РФ.

 Ответчиками признается её право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а отсутствие механизма реализации указанной социальной льготы в соответствии с Конституцией Российской Федерации не должно ограничивать право на её получение.

 Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

 В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя их доводов, изложенных в жалобе и возражениях на неё,

 Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 Разрешая требования истца, суд исходил из того, что право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение имеют педагогические работники, проживающие в сельской местности и работающие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Педагогические работники негосударственных образовательных учреждений права на такую компенсацию не имеют.

 Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

 Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

 В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (действовавшего до 01.09.2013 года), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 8 статьи 47 ФЗ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в РФ» также определено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Размер, условия и порядок предоставления социальных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, в Пермском крае определен Законом Пермского края от 01.06.2010 №628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» и принятым во исполнение его постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 года, которым утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 Действие Закона Пермского края №628-ПК распространяется на постоянно проживающих в Пермском крае педагогических работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа и работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях Пермского края.

 Таким образом, предоставление мер социальной поддержки предусмотрено только педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, работающим в государственных и образовательных учреждениях. Федеральный закон не содержит указаний на обязанность субъектов Российской Федерации предоставлять меры социальной поддержки за счет средств их бюджетов работникам негосударственных образовательных учреждений.

 Предоставление указанной социальной меры поддержки работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений согласуется и с Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 №377, в соответствии с п.2 которого компенсации подлежат фактически понесенные бюджетам субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

 Доводы жалобы о том, что НОУ «Начальная общеобразовательная школа-Учительский дом д. Разина» финансируется из бюджета Пермского края, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку образовательное учреждение, в котором работает истица, является негосударственным, учредителем его является физическое лицо-гражданин РФ ФИО10, согласно п.4.12 Устава учреждение из бюджета Пермского края непосредственно не финансируется, а получает денежные средства от муниципального заказчика для реализации прав граждан на получение дошкольного, начального общего в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

 С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку все обстоятельства по делу установлены судом верно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, правильно применен материальный закон. Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование приведенных правовых норм, иную оценку возникшей спорной ситуации, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и не влекут его отмену.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

 определила:

 Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 21.04.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий-

 Судьи-