ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5952/18 от 20.11.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-5952/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 20 ноября 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т.В.

судей Харебиной Г.А., Скоковой Д.И.

при секретаре Аноприенко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиенко Владимира Ивановича к УСЗН администрации Белгородского района Белгородской области об установлении факта оплаты коммунальных платежей и возмещении материального ущерба

по апелляционной жалобе Сергиенко В.И.

на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 3 августа 2018 года.

Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., судебная коллегия

установила:

Дело инициировано иском Сергиенко В.И., в котором он, ссылаясь на незаконность бездействий Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района, выразившихся в не перечислении ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) за коммунальные услуги и содержание жилья за январь, март, апрель, май 2018 года в размере, установленном законом в установленный срок, просил суд взыскать в его пользу с УСЗН района материальный вред, причиненный невыплатой до 5 июня 2018 года ЕДК за январь, март, апрель, май 2018 года в размере 51 877,71 рублей; признать факт полной оплаты коммунальных платежей за потребленный в декабре 2016, январе, феврале, апреле, сентябре, ноябре 2017 года газ и потребленную в январе, феврале и ноябре 2017 года электроэнергию.

В судебное заседание истец не явился о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика УСЗН администрации Белгородского района возражал против удовлетворения заявленных требований истца, полагая, что они не основаны на законе.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Сергиенко В.И. просит об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, полагает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.

В суд апелляционной инстанции истец Сергиенко В.И. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения), в апелляционной жалобе просил в случае его неявки рассмотреть дело в его отсутствие; представитель ответчика УСЗН администрации Белгородского района также не явился, в соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ ответчик извещен посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте Белгородского областного суда, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.

На основании части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В силу статьи 53 Социального кодекса Белгородской области граждане, являющиеся ветеранами боевых действий в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», военнослужащие, проходившие военную службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Российской Федерации, а также проходившие военную службу в Чеченской Республике с января 1997 года по июль 1999 года имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме мер социальной поддержки и социальных выплат в виде субсидий.

Лицам, указанным в статье 53 настоящего Кодекса, предоставляются такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов от платы за коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг (статья 54 Социального кодекса области).

Постановлением Правительства Белгородской области от 28 апреля 2008 года № 90-пп «О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов» урегулированы порядок и сроки выплаты соответствующей компенсации.

Вопреки утверждению в жалобе об обратном, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, мотивированным, постановленным с учетом подробного анализа норм материального права и представленных сторонами доказательств, подробно приведенных в мотивировочной части судебного постановления.

При этом судом учтены положения пунктов 4.1., 4.7 постановления Правительства Белгородской области от 28 апреля 2008 № 90-пп, приведенного выше, предусматривающих основания для назначения и выплаты соответствующей компенсации, перечень необходимых документов, а также сроки назначения компенсации.

В случае наличия у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и Социальным кодексом Белгородской области, компенсация (по каждому из видов услуг) предоставляется по наиболее выгодному для него основанию (пункт 1.2 вышеупомянутого Положения).

Как следует из материалов дела, Сергиенко В.И. имеет статус «Ветеран боевых действий», является инвалидом второй группы, что дает ему право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

4 июля 2017 года распоряжением УСЗН администрации Белгородского района ему установлена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 8 декабря 2016 года по 16 ноября 2025 года. В соответствии с представленной справкой УСЗН района истцу в силу закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» назначается и выплачивается ЕДК по услугам энергоснабжения и газоснабжения в пределах норматива потребления, и на основании ФЗ «О ветеранах» назначается и выплачивается ЕДК по услуге вывоза ТБО исходя из площади жилого дома.

Сергиенко В.И. за период с января по май 2018 года выплачено 4 516,47 рублей, с указанием в решении конкретных сумм и месяцев выплаты.

Как видно из справки ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», представленной по запросу суда, лицевой счет по <данные изъяты> открыт на Сергиенко В.И., по состоянию на 11 мая 2018 года по лицевому счету образовалась задолженность за потребленный природный газ в размере 383,80 руб.

Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Граждане, имеющие право на получение компенсации, производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг в сроки, установленные статьей 155 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Назначение денежной компенсации производится в соответствии с действующим законодательством и с учетом ежемесячных фактически потребленных объемов и платежей за жилищно-коммунальные услуги. Размер ЕДК определяется ранее потреблёнными объёмами услуг (в мае по фактическому потреблению в марте, в июне - по фактическому потреблению в апреле) на основании данных поставщиков о фактических объемах потребленных и оплаченных коммунальных услуг.

Орган социальной защиты населения не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет поставщикам жилищно-коммунальных услуг и иным организациям, располагающим сведениями о платежах граждан и объемах потребления в разрезе коммунальных услуг, списки граждан, имеющих право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на электронном носителе, в свою очередь поставщики жилищно- коммунальных услуг ежемесячно в период с 11 по 20 число месяца, следующего за отчетным, представляют органу социальной защиты населения сведения в электронном виде о фактически потребленных и оплаченных объемах жилищно-коммунальных услуг для расчета величины компенсации, а орган социальной защиты населения на основании данных поставщиков и иных организаций, располагающих сведениями о фактически потребленных и оплаченных объемах потребленных гражданами жилищно-коммунальных услуг, производит расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункты 5.7-5.9. постановления Правительства области от 28 апреля2008 года № 90-пп, указанного выше).

Судом первой инстанции с учетом всех представленных доказательств, по мнению судебной коллегии, правильно сделан вывод о выплате истцу ЕДК за период с января по май 2018 года в полном объеме в сумме 3 355,53 рублей, а также произведенной выплате дополнительных средств согласно представленного перерасчета.

Поскольку истцом не представлено доказательств причинения материального вреда ответчиком, связанным с невыплатой ЕДК, суд обоснованно указал в решении об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска.

В мотивировочной части суд также указал об отказе в удовлетворению иска в части установления факта полной оплаты за потребленные газ и электроэнергию, которые в конкретном деле не являются спорными и адресованы к иным - третьим лицам, не участвующим в деле. Более того, истцом в обоснование данных требований не представлено соответствующих доказательств в подтверждение заявленного факта.

Подлежит отклонению довод в жалобе о нарушении судом норм ГПК РФ в связи с тем, что в рассмотрении спора со стороны ответчика участвовал специалист, который в силу статьи 18 ГПК РФ не мог представлять ответчика.

Статьей 18 ГПК РФ предусмотрены основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, таковых заявлений сделано не было.

Кроме того, как следует из материалов дела, интересы ответчика представлял начальник отдела ЕДК по предоставлению выплат на оплату жилых помещений и коммунальных услуг УСЗН администрации Белгородского района на основании доверенности, выданной начальником УСЗН администрации Белгородского района (л.д. 31).

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложению понимания и толкования истцом норм материального права и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, дал правовую оценку доводам сторон. Выводы суда в этой части соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана оценка, применительно к положениям статьи 67 ГПК РФ.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белгородского районного суда Белгородской области от 3 августа 2018 года по делу по иску Сергиенко Владимира Ивановича к УСЗН администрации Белгородского района об установлении факта оплаты коммунальных платежей и возмещении материального ущерба оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергиенко В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи