ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5984/19 от 03.09.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Разина О.С. Дело № 33-5984/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2019 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ишимова А.А.,

судей Назарука М.В., Мироненко М.И.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» (далее – КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат») к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сургутского городского суда от 19.09.2018 года, которым постановлено:

исковые требования КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат», в бюджет округа, задолженность в размере 52 136 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Сургут ХМАО-Югры государственную пошлину в размере 1 764,08 рублей.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что 07.05.2013 года, 23.05.2015 года, 24.05.2016 года ответчик обращалась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (филиал в г.Сургуте) с заявлениями для назначения ежемесячного пособия на ребенка (детей) (ФИО)3, (дата) года рождения, (ФИО)4, (дата) года рождения. Истцом были приняты решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка: в размере 735 рублей на период с 01.05.2013 года по 30.04.2014 года, в размере 808 рублей на периоды с 01.02.2015 года по 30.04.2016 года и с 01.02.2015 года по 30.04.2016 года, в размере 861 рубль на период с 01.05.2016 года по 30.04.2017 года. По результатам обращения ответчика 04.05.2017 года за назначением мер социальной поддержки было выявлено, что супруг истца (отец детей) с 26.03.2013 года являлся индивидуальным предпринимателем, сведения об его доходах не были представлены. Ответчиком при обращении за назначением ежемесячных пособий были предоставлены заведомо недостоверные сведения, право на получение пособий отсутствует, ответчиком неправомерно получены пособия в сумме 52 136 рублей, которые в добровольном порядке ответчиком н возмещены. Просит взыскать с ФИО1 в свою пользу, в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, излишне выплаченную сумму пособий в размере 52 136 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что не была извещена о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Судебные извещения направлялись по почтовому адресу, по которому она с марта 2018 года не проживает. Требования истца полагает незаконными, уведомление истца о возникновении переплаты не получала. Полагает, истцом пропущен срок исковой давности для взыскания излишне выплаченного пособия. Принятие ответчиком 29.12.2016 года решения о прекращении выплаты пособия свидетельствует о наличии у него необходимой информации, однако после принятия такого решения истец продолжил выплаты пособий. Полагает, предоставила истцу всю необходимую информацию об отсутствии у ее семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума.

В письменных возражениях истец КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как подтверждается материалами дела, в нарушение ст.113 ГПК РФ ответчик не была надлежаще извещена о времени и месте проведения судебного заседания, назначенного на 19.09.2018 года, в котором спор был разрешен судом по существу, что в силу п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В соответствии с положениями Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югре предусмотрено, в частности, ежемесячное пособие на ребенка (детей), которое устанавливается при наличии низкого среднедушевого дохода одному из родителей (законных представителей) на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носит заявительный характер. Порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ст.2). Пособия, выплаты и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, не назначаются при отсутствии права на получение пособий, выплат и мер социальной поддержки (ст.3.2.).

В соответствии с Порядком назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (Приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 г. № 371-п) назначение и выплата вышеуказанного пособия осуществляется КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» (п.1). Назначение таких пособий осуществляется, в частности, на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых одним из родителей, обо всех видах доходов родителей с указанием размеров заработной платы без вычета налогов и иных платежей за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления. Документы обо всех видах доходов родителей представляются как состоящими в браке, так и не состоящими в браке родителями при установлении отцовства (п.3, 4, 4.5.). Пособие назначается сроком на один год, по истечении которого КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» принимается заявление о назначении пособия на следующий год с приложением предусмотренных документов, но не более чем до достижения ребенком возраста 16 лет либо 18 лет при условии обучения его в общеобразовательной организации (п.9). К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, относятся доходы от занятий предпринимательской деятельностью (п.24). Доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода семьи определяется как общая сумма доходов до вычета налогов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, исходя из состава семьи на дату его подачи (п.25).

Выплата пособий прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: выявление фактов предоставления заведомо недостоверных и (или) неполных сведений (п.34). При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия, гражданин обязан не позднее чем в пятидневный срок сообщить об этом в письменном виде органу, назначившему пособие (п.35).

Суммы пособий, излишне выплаченные их получателям (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия сведений, влияющих на выплату), КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» удерживает из сумм последующих выплат в размере не свыше 20 процентов в месяц или в полном размере по заявлению получателя. КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» в течение 5 рабочих дней со дня прекращения предоставления пособий направляет уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных сумм в добровольном порядке в течение 1 месяца со дня прекращения. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм, в том числе невозврата в течение сроков, предусмотренных настоящим пунктом, излишне выплаченных сумм, они взыскиваются в судебном порядке (п.40).

Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как следует из материалов дела, 07.05.2013 года ФИО1 обратилась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (филиал в г.Сургуте) с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка (ФИО)3, (дата) года рождения. В таком заявлении ответчик указала, что являющейся членом ее семьи отец ребенка (ФИО)1 индивидуальным предпринимателем не является и не имеет доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Подтвердила, что вся предоставленная ею информация является достоверной и точной, обязалась в течение месячного срока сообщать обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление пособий.

Приказом КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» № 249 от 13.05.2013 года ответчику было назначено ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет, на период с 01.05.2013 года по 30.04.2014 года.

В последующем, 23.05.2015 года и 24.05.2016 года ответчик обращалась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (филиал в г.Сургуте) с аналогичными заявлениями о назначении ежемесячных пособий на детей (ФИО)3 и (ФИО)2, (дата) года рождения, в которых указывала, что являющейся членом ее семьи отец детей (ФИО)1 не работает и не имеет доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Подтвердила, что вся предоставленная ею информация является достоверной и точной.

Приказами КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» ответчику были назначены ежемесячные пособия на детей на каждого ребенка: приказами № 243-п от 27.05.2013 года - на периоды с 01.05.2015 года по 30.04.2016 года и с 01.02.2015 года по 30.04.2016 года, приказами № 258-п от 30.05.2016 года – на периоды с 01.05.2016 года по 30.04.2017 года.

04.05.2017 года ответчик вновь обратилась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (филиал в г.Сургуте) с заявлением о назначении ежемесячных пособий на ребенка (детей), в которых указала, что являющейся членом ее семьи отец детей (ФИО)1 не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не имеет доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Подтвердила, что вся предоставленная ею информация является достоверной и точной, обязалась письменно в течение пяти дней сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособий.

Между тем, из ответа налогового органа от 11.05.2017 года истцу стало известно, что (ФИО)1 с 26.03.2013 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, очевидно, что ответчик, действуя недобросовестно, сознательно скрыла от истца сведения, влияющие на исчисление величины среднедушевого дохода ее семьи и правильную оценку права на получение пособий.

В связи с выявленным фактом предоставления ответчиком недостоверных сведений истцом были приняты решения от 15.05.2017 года об удержании неосновательно выплаченных ответчику денежных средств в общем размере 52 136 рублей, правильность расчета которого подтверждена материалами дела и никем не оспаривается.

Как подтверждается выпиской из ЕГРИП, индивидуальный предприниматель (ФИО)1 прекратил деятельность лишь 26.07.2017 года, т.е. после получения ответчиком спорных сумм.

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ и заявительного характера назначения пособий, материалами дела не подтверждается, что, несмотря на наличие у (ФИО)1 статуса индивидуального предпринимателя, среднедушевой доход семьи ответчика в спорные периоды предоставлял ей право на получение ежемесячных пособий на ребенка (детей).

Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению.

Согласно положениям ст.ст.195, 196, 200 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года, течение которого, по общему правилу, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела следует и по правилам ст.56 ГПК РФ доказательствами не опровергнуто, что о наличии у (ФИО)1 статуса индивидуального предпринимателя истцу стало известно лишь из ответа налогового органа от 11.05.2017 года. Доказательства того, истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права ранее указанной даты, в материалах дела отсутствуют. Как следует из содержания приказов КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о прекращении выплат пособий, они были изданы в связи с окончанием установленных сроков выплаты пособий, а не в связи с наличием вышеуказанных сведений.

Рассматриваемое исковое заявление поступило в суд 14.08.2018 года, т.е. в течение установленного срока исковой давности.

Как следует из материалов дела, в мае 2017 года истец направил ответчику по указанному ею адресу уведомление о необходимости возврата в филиал учреждения излишне выплаченных сумм в добровольном порядке. О необходимости возврата излишне выплаченных сумм ответчик узнала не позднее 19.03.2019 года. Доказательства того, что до настоящего времени указанные суммы ответчиком возвращены, в материалах дела отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению: с ответчика в пользу истца следует взыскать неосновательное обогащение в общем размере 52 136 рублей.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 764 рублей.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского городского суда от 19.09.2018 года отменить полностью и принять новое решение.

Взыскать с ФИО1 в пользу Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» неосновательное обогащение в размере 52 136 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 1 764 рублей.

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи коллегии Назарук М.В.

Мироненко М.И.