ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6073/2022 от 30.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гильманова Т.А.

Докладчик: Кириллова Т.В.

Дело № 33-6073/2022 (2-280/2015)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2022 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Кирилловой Т.В.,

при секретаре Степанове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Администрации Мариинского муниципального округа Кривцова А.А. на определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 20 апреля 2022 года по судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Казакова А.А. о процессуальном правопреемстве,

УСТАНОВИЛА:

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Казаков А.А. обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

Требования мотивированы тем, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 01.04.2015 по гражданскому делу № 2-280/2015 по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности исковые требования были удовлетворены, судом по делу выдан исполнительный лист серии ФС , на основании которого возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Мариинского городского поселения. На основании решения Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 29.09.2021 № 1/40 «О ликвидации администрации Мариинского городского поселения Мариинского муниципального района как юридического лица» создана и действует ликвидационная комиссия администрации Мариинского городского поселения Мариинского муниципального района. Согласно решению Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 21/1 от 27.09.2021 утверждено дополнительное соглашение от 27.09.2021 к соглашению между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района о передаче осуществления части полномочий от 04.04.2017.

Заявитель просит суд произвести процессуальное правопреемство в гражданском деле № 2-280/2015 по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности - устранить нарушение санитарного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, заменить взыскателя - администрацию Мариинского городского поселения на его правопреемника - администрацией Мариинского муниципального района.

Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от 20.04.2022 постановлено:

Заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Казакова А.А. о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу № 2-280/2015 по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного крута лиц к администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности - устранить нарушение санитарного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды удовлетворить.

Произвести замену взыскателя - администрации Мариинского городского поселения на его правопреемника - администрацию Мариинского муниципального округа в гражданском деле № 2-280/2015 по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности - устранить нарушение санитарного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В частной жалобе представитель Администрации Мариинского муниципального округа Кривцов А.А. просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Указывает на то, что ликвидация Администрации Мариинского городского поселения в настоящее время не завершена, в связи с чем Администрация Мариинского муниципального округа не может являться ее правопреемником.

Обращает внимание также на то, что дополнительным соглашением, на которое ссылался заявитель, полномочия по вопросу выведения из эксплуатации сливного колодца, расположенного по адресу: г. Мариинск, ул. Сибиряков-Гвардейцев и осуществление строительства сливной станции для приема жидких бытовых отходов не переданы от Администрации Мариинского городского поседения к Администрации Мариинского муниципального округа.

Ссылается, что судом не было учтено, что на территории Мариинского муниципального округа организация водоотведения возложена на управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, права которого затронуты настоящим определением и которое привлечено не было.

В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы исходя из положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В силу ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Соответственно, исходя из выше приведенных норм материального права, следует, что для осуществления процессуального правопреемства суд должен установить материально-правовые основания выбытия одной из сторон в спорном или установленном правоотношении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 01.04.2015 по гражданскому делу № 2-280/2015 по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинского городского поселения о возложении обязанности - устранить нарушение санитарного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды исковые требования прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Мариинского городского поселения в части непринятия мер по строительству и введению в эксплуатацию сливной станции. Возложена на администрацию Мариинского городского поселения обязанность в срок до 01 января 2017 года устранить выявленные нарушения законодательства путем выведения из эксплуатации сливного колодца, расположенного по адресу: г.Мариинск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, и осуществить строительство сливной станции для приема жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения от ассенизационных машин в соответствии с действующим законодательством с последующим введением сливной станции в эксплуатацию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23.06.2015 решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 01.04.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика администрации Мариинского городского поселения - без удовлетворения.

22.07.2015 по делу выдан исполнительный лист серии , на основании которого возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Мариинского городского поселения.

Разрешая заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Казакова А.А. о замене стороны должника Администрации Мариинского городского поселения на его правопреемника – Администрацию Мариинского муниципального округа и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 44 ГПК РФ, Законом Кемеровской области - Кузбасса от 08.12.2020 № 140-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района», решениями Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса № 1/14 от 29.09.2021 «О переименовании администрации Мариинского муниципального района», № 1/24 от 29.09.2021 «О вопросах правопреемства» и исходил из того, что правопреемником Администрации Мариинского городского поселения является Администрация Мариинского муниципального округа.

Судебная коллегия находит законным и обоснованным данный вывод суда первой инстанции, поскольку он должным образом мотивирован и основан на нормах действующего закона.

Исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса.

По смыслу положений ст. 44 ГПК РФ и ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правопреемство в исполнительном производстве происходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят другому лицу, которое не принимало участия в данном производстве.

Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовую основу местного самоуправления, являющейся формой осуществления народом своей власти, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее также Закон № 131-ФЗ).

Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Закон № 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, и под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (часть 1 статьи 13 Закона № 131-ФЗ).

При этом преобразование муниципальных образований, как предписывает часть 8 указанной статьи, влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.1 этой статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

На основании абз. 6 п. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 08.12.2020 № 140-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района с целью наделения статусом муниципального округа муниципальные образования, входящие в состав Мариинского муниципального района, в том числе и Мариинское городское поселение, преобразованы во вновь образованное муниципальное образование - Мариинский муниципальный округ.

Решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса № 1/14 от 29.09.2021 «О переименовании администрации Мариинского муниципального района» Администрация Мариинского муниципального района переименована в Администрацию Мариинского муниципального округа; решением № 1/24 от 29.09.2021 «О вопросах правопреемства» Администрация Мариинского муниципального округа определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Мариинского муниципального района, Мариинского городского поселения и др.

Принимая во внимание изложенное, доводы жалобы о том, что между Администрацией Мариинского городского поседения и Администрацией Мариинского муниципального округа не подписывалось соглашение о передаче полномочий по вопросу выведения из эксплуатации сливного колодца, расположенного по адресу: г. Мариинск, ул. Сибиряков-Гвардейцев и осуществлению строительства сливной станции для приема жидких бытовых отходов, сами по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для правопреемства, поскольку такие доводы не соответствует положениям ч. 10 ст. 85 Закона № 131-ФЗ.

Реорганизация Администраций городских и сельских поселений как юридических лиц в соответствии со статьями 57 - 60 ГК РФ не освобождает Администрацию городского округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований.

Аналогичная позиция изложена в пункте 50 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (за 2019 год), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 № 303-ЭС18-23092 по делу № А59-166/2017 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2019 № 122-ПЭК19 по делу № А59-166/2017.

Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что ликвидация Администрации Мариинского городского поселения не окончена, и потому Администрация Мариинского муниципального округа не может являться ее правопреемником, судебная коллегия учитывает следующее.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ Администрация Мариинского городского поселения находится в стадии ликвидации, дата внесения записи 08.10.2021 (195-199).

Между тем, при преобразовании муниципального образования в порядке ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ положения ст. 61 ГК РФ, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, не подлежат применению, поскольку существует специальная норма - п. 10 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ.

В этой связи, ликвидация органа местного самоуправления не может быть приравнена по своим процессуально-правовым последствиям к ликвидации юридического лица в силу того, что осуществлявшиеся ликвидируемым органом в пределах соответствующего муниципального образования полномочия в порядке правопреемства всегда переходят к иным органам того же или иного уровня власти.

При этом, исходя из положений п. 10 ст. 85 и ст. 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ сам по себе факт ликвидации (упразднения) Администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств.

Поскольку Мариинское городское поселение утратило статус муниципального образования на основании Закона Кемеровской области - Кузбасса от 08.12.2020 № 140-ОЗ, суд пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Мариинского городского округа, в этой связи доводы жалобы с учетом указанных обстоятельств не могут рассматриваться основаниями для отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.

Следует отметить также, что ссылка заявителя жалобы на то, что на территории Мариинского муниципального обрезания действуют Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, правового значения не имеет, так как в рассматриваемом случае Комитет по управлению муниципальным имуществом Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа правопреемником Администрации Мариинского городского поселения не является.

В этой связи доводы частной жалобы являются несостоятельными по вышеизложенным мотивам и не могут служить основанием к отмене оспариваемого определения, поскольку оно соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

При изложенных обстоятельствах, обжалуемое определение суда первой инстанции полностью соответствует правовым требованиям вышеприведенных процессуальных норм, в связи с чем какие-либо правовые основания для отмены или изменения обжалуемого определения суда и удовлетворения частной жалобы в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Администрации Мариинского муниципального округа Кривцова А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В. Кириллова