ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6112/2016 от 09.09.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи

Любобратцевой Н.И.,

Судей

Гоцкалюка В.Д.,

Хмарук Н.С.,

при секретаре

Урденко А.В.,

с участием истцов ФИО2, ФИО1, представителей ответчиков ФИО14, ФИО15, представителя третьего лица ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Филиалу «ДТЭК «Крымэнерго» публичного акционерного общества «ДТЭК Крымэнерго», Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», Совету министров Республики Крым, ФИО7, третье лицо - Министерство топлива и энергетики Республики Крым, о признании незаконным и отмене приказа в части отстранения от работы, приостановлении выплаты и начисления заработной платы, признании неправомерными действий по отстранению от работы, прекращению начисления и выплаты заработной платы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработка,

по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 апреля 2015 года,

У С Т А Н О В И Л А :

26 февраля 2015 года ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились с иском к филиалу ДТЭК «Крымэнерго» ПАО ДТЭК «Крымэнерго» в лице временной администрации по управлению филиалом ДТЭК «Крымэнерго» о признании незаконным и отмене приказа в части отстранения от работы, приостановлении выплаты и начисления заработной платы, признании неправомерными действий по отстранению от работы, прекращению начисления и выплаты заработной платы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработка. Исковые требования мотивированы тем, что истцы состояли в трудовых отношениях с Крымским филиалом «ДТЭК «Крымэнерго» ПАО «ДТЭК «Крымэнерго» с 01.06.2014 г. 21.01.2015 г. на внеочередной сессии Государственным советом РК принято Постановление № 416-1/15 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета РК от 30.04.2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым». Согласно указанному постановлению до завершения процедуры инвентаризации и закрепления имущества, которое признается собственностью Республики Крым, Совет министров Республики Крым имеет право вводить временную администрацию с определением её полномочий по управлению предприятием, обществом или его филиалом. Движимое и недвижимое имущество ПАО «ДТЭК Крымэнерго», расположенное на территории Республики Крым в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете, учитывается как собственность Республики Крым. На основании вышеуказанного акта 22.01.2015г. произошла смена собственника имущества организации. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 г. № 6-р «О закреплении имущества» указанное имущество ПАО «ДТЭК Крымэнерго», расположенное на территории Республики Крым, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Крымэнерго». Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым «О назначении временной администрации по управлению Филиалом «ДТЭК Крымэнерго» № 1 от 21.01.2015 г. введена временная администрация по управлению филиалом с определением её персонального состава в количестве десяти сотрудников ГУП РК «Крымэнерго». 22.01.2015 г. истцов не допустили на рабочие места. Впоследствии стало известно, что Приказом временной администрации филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» «Об отстранении от работы» № 1 от 21.01.2015 г. истцы отстранены от работы с 21.01.2015 г. и с этого времени им приостановлено начисление и выплата заработной платы. Антипенко М.О., Антюфеев И.О., Ключник А,А. получили от временной администрации филиала «ДТЭК «Крымэнерго» ПАО «ДТЭК «Крымэнерго» письменные сообщения о том, что временная администрация филиала с 28.02.2015 г. прекращает свою работу, трудовые книжки работников филиала будут переданы по адресу юридической регистрации предприятия, трудовые отношения будут продолжены с юридическим лицом, которое зарегистрировано в Украине. Из распоряжения Совета Министров Республики Крым № 119-р от 20.02.2015 г. усматривается, что степень правопреемственности ГУП РК «Крымэнерго» определена Советом Министров Республики Крым. Трудовые отношения также порождают права и обязанности для субъекта хозяйствования. В связи с вышеизложенным истцы просили:

- признать незаконным и отменить приказ Временной администрации Филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» № 1 от 21.01.2015 г. в части отстранения их от работы и приостановлении выплаты и начисления заработной платы;

- признать действия ФИО7 по отстранению истцов и прекращению начисления и выплаты заработной платы неправомерными;

- обязать ГУП РК «Крымэнерго» и Совет Министров Республики Крым допустить к работе истцов;

- взыскать с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 сумму среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 21.01.2015 г. по день вынесения решения из расчета среднемесячного заработка.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 отказано.

Не согласившись с таким решением суда, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции неправильно применил положения ст.ст. 75, 76 ТК РФ, не учел смену собственника имущества и возникновение у истцов трудовых отношений с ГУП «Крымэнерго», а руководитель временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК «Крымэнерго» ФИО17 принял незаконный приказ об отстранении истцов от работы.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 апреля 2016 года отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворены частично. Признан незаконным и отменен приказ временной администрации по управлению Филиалом «ДТЭК «Крымэнерго» ПАО «Крымэнерго» №1 от 21 января 2015 года в части отстранения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 от работы и приостановления им выплаты заработной платы. Признано неправомерным отстранение ФИО5 от работы в филиале ДТЭК «Крымэнерго». Суд обязал ГУП Республики Крым «Крымэнерго» допустить ФИО1 к работе в должности начальника отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ; ФИО2 - в должности начальника отдела по правовому обеспечению продаж крупным потребителям; ФИО3 - на работе в должности начальника отдела по договорной работе; ФИО9 - в должности ведущего юрисконсульта отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ; ФИО10 - в должности ведущего юрисконсульта отдела по общеправовой работе. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО1 средний заработок с 22.01.2015 г. по 24.12.2015 г. в сумме <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО2 средний заработок с 22.01.2015 г. по 24.12.2015 г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО3 средний заработок с 22.01.2015 г. по 24.12.2015 г. в сумме <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО4 средний заработок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 174709 руб.08 коп. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО5 средний заработок с 21.01.2015 г. по 24.12.2015 г. в сумме <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. В остальной части иска отказано. Взыскано с ГУП РК «Крымэнерго» в доход бюджета Республики Крым государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп.

30.12.2015 г. ГУП РК «Крымэнерго» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с заявлением о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года в части порядка допуска истцов к работе, ссылаясь на отсутствие между истцами и предприятием заключенного трудового договора, а также по вопросу удержания НДФЛ с взысканных сумм среднего заработка.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2016 г. заявление ГУП РК «Крымэнерго» о разъяснении апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 24.12.2015 г. удовлетворено частично. Разъяснено, что суммы среднего заработка, взысканные с ГУП РК «Крымэнерго» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, определены без учета налогов и других обязательных платежей. В части разъяснения процедуры и порядка допуска к работе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением президиума Верховного Суда Республики Крым от 08июня 2016 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

ФИО6 с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции не обращалась, поэтому законность и обоснованность судебного решения в части отказа в удовлетворении её исковых требований судом апелляционной инстанции не проверяется и не анализируется.

Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что они подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что трудовой договор был заключен истцами с филиалом «ДТЭК Крымэнерго» и не расторгнут до настоящего времени. Приказ Временной администрации филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» № 1 от 21.01.2015 года об отстранении истцов от работы соответствует Распоряжению Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 года № 7-р «О назначении временной администрации по управлению Филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» и приказу Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21.01.2015 года № 1 «О назначении временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго». ПАО «ДТЭК Крымэнерго» и филиал ПАО «ДТЭК Крымэнерго» не ликвидированы и действуют на основании уставных документов. Истцы в свою очередь не состоят в трудовых отношениях с ГУП РК «Крымэнерго» и Советом министров Республики Крым, а поэтому требования к данным ответчикам о допуске к работе по договору, заключенному с иным юридическим лицом, и о взыскании заработка – являются необоснованными. После прекращения деятельности временной администрации 04.03.2015 года полномочия исполнительных органов филиала «ДТЭК Крымэнерго» восстановлены на основании п. 4.2 Положения о временной администрации, в связи с чем ГУП РК «Крымэнерго» не является правопреемником филиала ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Ввиду прекращения деятельности Временной администрации требования истцов о взыскании средней заработной платы не могут быть предъявлены к указанному ответчику, а ФИО7, как руководитель Временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго», не может рассматриваться как самостоятельный субъект гражданско-правовой ответственности.

С выводами суда первой инстанции в части законности отстранения истцов от работы не может согласиться судебная коллегия, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что 01.09.2014 года между истцами и ПАО «ДТЭК Крымэнерго» в лице директора по управлению персоналом филиала «ДТЭК «Крымэнерго» были заключены трудовые договора на неопределенный срок.

С ФИО2 был заключен договор на выполнение обязанностей начальника отдела по правовому обеспечению продаж крупным потребителям департамента по правовому обеспечению продаж дирекции по правовому обеспечению аппарата управления филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» Республики Крым;

- с ФИО1 - на выполнение обязанностей на должности начальника отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ департамента по правовому обеспечению продаж дирекции по правовому обеспечению аппарата управления филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» Республики Крым;

- с ФИО3 - на выполнение обязанностей на должности начальника отдела по договорной работе департамента по правовому обеспечению операционной деятельности дирекции по правовому обеспечению аппарата управления филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» Республики Крым;

- с ФИО5 - на выполнение обязанностей на должности ведущего юрисконсульта отдела по общеправовой работе Департамента по правовому обеспечению операционной деятельности Дирекции по правовому обеспечению аппарата управления филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» Республики Крым; - с ФИО22 A.A. - на выполнение обязанностей на должности ведущего юрисконсульта отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ департамента по правовому обеспечению продаж дирекции по правовому обеспечению аппарата управления филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» Республики Крым.

Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым «О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым. До завершения процедуры инвентаризации и закрепления имущества, которое признается собственностью Республики Крым согласно приложению к настоящему постановлению, Совет министров Республики Крым имеет право вводить временную администрацию с определением ее полномочий по управлению предприятием, обществом или его филиалом, в случаях, если введение временной администрации необходимо для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования объектов, право собственности на которые признано за Республикой Крым, с целью недопущения возникновения дестабилизационных ситуаций при эксплуатации данных объектов. Движимое и недвижимое имущество ПАО «ДТЭК Крымэнерго», расположенное на территории Республики Крым в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом учете, учитывается как собственность Республики Крым.

Распоряжением Совета министров Республики Крым № 6-р от 21.01.2015 года за ГУП РК «Крымэнерго» на праве хозяйственного ведения закреплено движимое и недвижимое имущество ПАО «ДТЭК Крымэнерго», расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете).

Приказом Министерства топлива и энергетики РК № 1 от 21.01.2015 года в филиале «ДТЭК Крымэнерго» назначена временная администрация управления филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Функции и полномочия временной администрации определяются Положением о временной администрации.

Согласно указанному Положению временная администрация является специальным органом управления филиала «ДТЭК Крымэнерго», которая выполняет функции высшего органа управления филиалом общества. Все полномочия, предоставленные органам управления филиала уставом, осуществляет исключительно Временная администрация с момента ее назначения. Руководитель Временной администрации вправе отстранить членов исполнительных органов и иных должностных лиц филиала от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы. Полномочия руководителя и иных должностных лиц филиала, отстраненных на период деятельности Временной администрации от исполнения своих обязанностей, считаются восстановленными после прекращения деятельности Временной администрации. Распоряжением Совета министров Республики Крым № 7-р от 21.01.2015 года введена временная администрация по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго», утвержден персональный состав временной администрации по управлению филиалом общества, функции и полномочия временной администрации. Согласно приказу № 25 Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 27.02.2015 года срок полномочий временной администрации установлен до 04.03.2015 года включительно.

21.01.2015 года приказом Временной администрации филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» № 1 во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 года № 7-р «О назначении временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» и приказа Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21.01.2015 года № 1 «О назначении временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго», подписанным руководителем Временной администрации Филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» ФИО7, были отстранены от работы с 21.01.2015 года ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО22 A.A., ФИО6 с приостановлением выплаты заработной платы. ФИО5 была отстранена от выполнения должностных обязанностей с приостановлением выплаты заработной платы фактически, без включения в приказ.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными конституционными законами осуществляется:

- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений разграничены статьей 6 ТК РФ. К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений, основы правового регулирования трудовых отношений, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (часть 1 ст.6 ТК РФ). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть2 ст.6 ТК РФ). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральными законами или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (часть3 ст.6 ТК РФ).

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что нормативное правовое регулирование отношений, связанных с установлением порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров осуществлено на федеральном уровне и составляет предмет полномочий федеральных органов власти. Подобных полномочий не предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу части 1 ст.13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Таким образом, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности приказа Временной администрации филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» № 1 от 21.01.2015 года об отстранении истцов от работы как соответствующего Распоряжению Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 года № 7-р «О назначении временной администрации по управлению Филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» и приказу Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21.01.2015 года № 1 «О назначении временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго».

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.16 ТК РФ). Основания для отстранения от работы предусмотрены статей 76 ТК РФ. По смыслу указанной правовой нормы отстранение от работы – это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не влечет за собой прекращение трудовых отношений, поскольку работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Перечень оснований для отстранения от работы, установленный ст.76 ТК РФ, не является исчерпывающим, поскольку возможны другие случаи, предусмотренные как Трудовым кодексом РФ, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из приказа № 1 от 21 января 2015 года Временной администрации филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» об отстранении от работы сотрудников филиала, в том числе истцов ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО2, не усматривается, какими положениями ТК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работников от работы в связи с назначением временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО2 от работы отстранены без достаточных законных оснований и в этой части обжалуемый ими приказ следует признать незаконным. Также нельзя признать законным фактическое отстранение ФИО5, поскольку оно произведено без достаточных законных оснований.

Однако решая вопрос о возложении на ответчика обязанности допустить истцов к работе, о взыскании в их пользу среднего заработка за время вынужденного прогула, судебная коллегия исходит из таких обстоятельств.

Трудовые договоры истцами-работниками были заключены 1.09.2014 г. с Публичным акционерным обществом «ДТЭК Крымэнерго» в лице директора по управлению персоналом филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» ФИО18 - работодателем, в соответствии с которыми работники ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО6, ФИО5, ФИО4 и работодатель ПАО ДТЭК «Крымэнерго» принимали на себя взаимные права и обязанности.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 января 2015 г. № 7-р Министерству топлива и энергетики Республики Крым было предписано ввести временную администрацию по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21 января 2015 г. № 1 в филиал «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» была назначена временная администрация по управлению указанным филиалом, которая без достаточных законных оснований отстранила истцов от работы.

Однако из материалов дела также усматривается, что постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2006-6/14 было создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» (т.1 л.д.121), которое является самостоятельным юридическим лицом, не имеющим никакого отношения к существующему филиалу «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго». В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.04.2014 г. № 371-р «О вопросах Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» органом управления ГУП РК «Крымэнерго» является Министерство топлива и энергетики Республики Крым (т.1 л.д.122). Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица запись о создании ГУП РК «Крымэнерго» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 14 мая 2014 года (т.1 л.д.224).

Истцы на работу в ГУП РК «Крымэнерго» не принимались (трудовой договор заключили с 1.06.2014 г. с другим юридическим лицом), его работниками никогда не были и впоследствии с работы уволены по соглашению сторон работодателем – филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЕК Крымэнерго» с 30 апреля 2015 года (т.2 л.д.157—160). ПАО «ДТЭК Крымэнерго» до настоящего времени не ликвидировано и действует в соответствии с уставными документами с юридическим адресом: Украина, <адрес>. Согласно сведениям ЕГРН от 08.02.2016 г. филиал «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» состоит на учете в Федеральной налоговой службе, поставлен на учет инспекцией ФНС России по гор. Симферополю (т.2 л.д.161).

Из представленных документов, в частности, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Устава ГУП РК «Крымэнерго», вступивших в законную силу судебных постановлений Арбитражного суда Центрального округа (т.3 л.д.66-84) следует, что ГУП РК «Крымэнерго» в спорных правоотношениях не является правопреемником ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Этого обстоятельства в судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы не отрицали.

При таких обстоятельствах не имеется ни малейшего основания обязывать ГУП РК «Крымэнерго» допустить ФИО1 к работе в должности начальника отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ; ФИО2 – к работе в должности начальника отдела по правовому обеспечению продаж крупным потребителям; ФИО3 – к работе в должности начальника отдела по договорной работе; ФИО4 – к работе в должности ведущего юрисконсульта отдела по правовому обеспечению деятельности РОЭ; ФИО5 – к работе в должности ведущего юрисконсульта отдела по общеправовой работе, поскольку истцы указанные должности в ГУП РК «Крымэнерго» никогда не занимали, его работниками не являлись. По этим же основаниям с ГУП РК «Крымэнерго» не может быть взыскан в пользу истцов средний заработок за время незаконного отстранения от работы.

Не соответствующий требованиям закона приказ № 1 от 21 января 2015 года об отстранении ФИО19, ФИО2, ФИО3, ФИО4 был принят Временной администрацией филиала «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго», созданной для управления имуществом и другими процессами в переходный период, которая по отношению к истцам работодателем не является. В соответствии с приказом № 25 от 27.02.2015 г. Министерства топлива и энергетики Республики Крым полномочия временной администрации по управлению филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго» истекли 04.03.2015 г. (т.1 л.д.72).

Признавая отстранение истцов от работы незаконным, судебная коллегия не находит законных оснований для взыскания среднего заработка за время отстранения с ответчиков, поскольку требовать такую выплату работник может только с работодателя. Так, статьей 234 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.

Поскольку ни ГУП РК «Крымэнерго», ни Совет министров Республики Крым, ни Государственный совет Республики Крым в трудовых отношениях с истцами не состояли и по отношению к работникам не являлись работодателями, а временная администрация, которая, по сути, работодателем истцов не являлась, прекратила свое существование, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула с указанных лиц.

При этом судебная коллегия также исходит из таких соображений. Статьями 56, 63, 113 ГК РФ закреплены положения ответственности юридического лица (унитарного предприятия) по своим обязательствам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или другими законами. Согласно требованиям п.6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Из материалов дела также усматривается, что трудовые договоры с истцами расторгнуты; ФИО2 на основании приказа № от 28.04.2015 г. уволен с работы по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ с 30.04.2015 г. (т.2 л.д.11,158); ФИО1 - на основании приказа № от 28.04.2015 г. уволен по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ с 30.04.2015 г. (т.2 л.д.12,160); ФИО3 - на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ уволена по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ с 03.03.2015 г.(т.2 л.д.36-41); ФИО5 - на основании приказа -к от 28.04.2015 г. уволена по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ с 30.04.2015 г. (т.2 л.д.43-оборот); ФИО4 на основании приказа -к от 28.04.2015 г. уволен по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ с 30.04.2015 г. (т.2 л.д.157). Приказы о прекращении трудовых договоров с истцами приняты работодателем - Филиалом «ДТЭК Крымэнерго» ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Из пояснений истцов в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что заявлений о прекращении трудовых договоров по соглашению сторон они не писали, подписи на копиях приказов, имеющихся в материалах дела, выполнены не ими, однако факта получения трудовых книжек с записью об увольнении ФИО2, ФИО1, ФИО3 не отрицают. Более того, свое увольнение с работы истцами до настоящего времени не оспорено.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции нельзя признать полностью законным и обоснованным, оно подлежит отмене в обжалуемой части, а также в части отказа в иске истцам о признании незаконным приказа об отстранении от работы, с постановкой по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО3 Это же решение суда в части отказа в иске ФИО6 в связи с тем, что ею оно не обжаловано, и в части отказа в иске о возложении обязанности допустить истцов к работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула остается без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить частично.

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 апреля 2015 года в части исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным приказа об отстранении от работы отменить, постановить в этой части новое решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Филиалу «ДТЭК «Крымэнерго» публичного акционерного общества «ДТЭК Крымэнерго», Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», Совету министров Республики Крым, ФИО7, третье лицо - Министерство топлива и энергетики Республики Крым, о признании незаконным и отмене приказа в части отстранения от работы, приостановлении выплаты и начисления заработной платы, признании неправомерными действий по отстранению от работы, прекращению начисления и выплаты заработной платы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработка, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ временной администрации по управлению филиалом ДТЭК Крымэнерго» ПАО Крымэнерго» №1 от 21 января 2015 года в части отстранения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 от работы и приостановления им выплаты заработной платы. В остальной части решение Киевского районного суда гор. Симферополя от 22 апреля 2015 года оставить без изменения.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

ФИО8

Судьи:

ФИО11