ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6240/13 от 19.11.2013 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Кабатова А.В. Дело № 33-6240/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 19 ноября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Задорневой Н.П.,

судей Меньшова С.В., Дубинина А.И.,

с участием секретаря судебного заседания Марусич А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Кисловодска на решение Кисловодского городского суда от 28 августа 2013 года,

по исковому заявлению Дарий Т.В. и Бондарь С.П. к администрации г. Кисловодска и Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Кисловодска о признании незаконным отказа в производстве выплат, возложении обязанности произвести перерасчёт выплат и взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истцы Дарий Т.В. и Бондарь С.П. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Кисловодска и Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Кисловодска, указав в его обоснование, что они являются инвалидами и Дарий Т.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. ……………... На протяжении нескольких лет они обращались в УТСЗН о получении денежных компенсаций за коммунальные услуги, но получали отказ по тому основанию, что они проживают в садово-дачном товариществе. Истцы получают небольшую пенсию, отказ в выплате денежных компенсаций ответчиками существенно отражается на бюджете их семьи.

Истцы просили суд признать незаконным отказ УТСЗН администрации г.Кисловодска об отказе в производстве выплаты денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, возложить обязанность произвести перерасчёт и выплаты указанных компенсаций с 17 сентября 2001 года и по настоящее время, взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда ……. рублей и судебные расходы.

Обжалуемым решением суда от 28 августа 2013 года иск суд признал незаконным отказ УТСЗН администрации г. Кисловодска № 640 от 24 февраля 2012 года, возложил обязанность произвести перерасчёт и выплаты указанных компенсаций с 25 марта 2010 года по настоящее время, взыскал государственную пошлину в размере ….рублей. Судом отказано истцам во взыскании компенсации морального вреда в размере ……. рублей, а также в удовлетворении требований, заявленных к администрации г. Кисловодска.

В апелляционной жалобе УТСЗН администрации г. Кисловодска просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. В жалобе ссылается на то, что судом предписано произвести перерасчёт по оплате коммунальных услуг, однако на дату вынесения решения истцами расчётов не сделано, в связи с чем создаётся ситуация неисполнимости судебного акта. Также ссылается на то, что отсутствие регистрации истцов по месту жительства, исключает возможность назначения денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по данному адресу, в свидетельстве о регистрации указано, что дом является нежилым строением, а на основании закона компенсация может предоставляться только на жилой дом, полагает, что отказа в предоставлении выплат истца не было, а ответчик лишь дал разъяснение на письменное обращение истцов.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истцов Дарий Т.В. и Бондарь С.П., просивших решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения и представителей УТСЗН администрации г.Кисловодска по доверенностям Пронского С.В. и Иноземцеву Ю.В., просивших решение суда отменить, доводы апелляционной жалобы удовлетворить, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, производстве перерасчёта с 17 сентября 2001года по 24 марта 2010 года и освобождении администрации г.Кисловодска от ответственности оставить без изменения, а в остальной части отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушением и неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что истцы Дарий Т.В. и Бондарь С.П. являются инвалидами 3 и 2 группы соответственно (л.д. 8, 10). Дарий Т.В. на праве собственности принадлежит объект незавершённого строительства и земельный участок, расположенные по адресу: г.Кисловодск, ул.………….. (л.д. 22-23).

Письмом УТСЗН администрации г. Кисловодска № 640 от 24 февраля 2012 года истцу Бондарь Т.В. сообщено о том, что она зарегистрирована по адресу: г. Кисловодск, ул. …………………., в связи с чем ответчик не вправе предоставить истцам льготы по оплате ЖКУ по месту их проживания в садово-дачном товариществе «Юбилейное» (л.д. 40).

Заочным решением Кисловодского городского суда от 10 июля 2012 года Дарий Т.В. признана прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Кисловодск, ул. …………………., а БондарьС.П. не приобретшим право пользования им (л.д. 33-36).

Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.

Удовлетворяя исковые требования истцов Дарий Т.В. и Бондарь С.П. и признавая незаконным отказ УТСЗН администрации г. Кисловодска № 640 от 24 февраля 2012 года, а также возлагая на УТСЗН администрации г.Кисловодска обязанность произвести перерасчёт истцам по оплате коммунальных услуг с 25 марта 2010 года по настоящее время, суд первой инстанции пришёл к выводу, что истцы постоянно проживают в незавершённом строительством объекте являющимся жилым домом и регулярно оплачивают коммунальные услуги.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на неё обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (ст. 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется исходя из специфики конкретных правоотношений - законодателем.

В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении или выполнении гражданами соглашений по её погашению.

Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Данным Законом установлены конкретные меры социальной защиты инвалидов, в частности, в соответствии с ч. 13 ст. 17 инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

На основании статьи 28.2 вышеуказанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации названного полномочия Правительством Ставропольского края принято постановление № 145-п от 17 сентября 2004года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме», которым утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещение и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме.

Указанный Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных, в частности, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п. 1).

Согласно п. 2 данного Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) предоставляются гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту их жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края.

Пункт 7 указанного Порядка, содержит перечень документов, которые при обращении в орган местного самоуправления за компенсацией необходимо предоставить гражданину или его законному представителю, а именно: заявление о назначении компенсации на ЖКУ и способе её доставки, документы, удостоверяющие личность гражданина и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, документы о праве на меры социальной поддержки, справку с места жительства о составе семьи; документы, в которых указаны вид жилищного фонда, размер общей площади жилого помещения и жилой площади, виды предоставляемых гражданину коммунальных услуг, домовую книгу, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

При назначении гражданам компенсации на ЖКУ по месту пребывания на территории Ставропольского края гражданин дополнительно предоставляет справку о неполучении компенсации на ЖКУ и (или) мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по иным основаниям по месту жительства и документ об оплате коммунальных услуг по месту пребывания.

Согласно п. 10 Порядка компенсация назначается со дня предъявления всех документов, указанных в п. 7 Порядка.

Вместе с тем, материалы гражданского дела не содержат относимых и допустимых доказательств предоставления истцами в адрес ответчика полного пакета документов, необходимых для начисления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и истцами в условиях состязательности и равноправия процесса суду первой и апелляционной инстанции не доказано обратного.

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что при изменении гражданином места жительства (регистрации по месту пребывания) в пределах Ставропольского края выплата компенсации на ЖКУ по новому месту жительства (пребывания) осуществляется с даты оформления регистрации по новому месту жительства (пребывания), но не ранее месяца прекращения выплаты компенсации на ЖКУ по прежнему месту жительства (пребывания) гражданина.

Согласно п. 2 данного Порядка, органами местного самоуправления гражданам предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг жилых помещениях.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Абзацем 3 ст. 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из предъявленного иска и пояснений истцов Дарий Т.В. и Бондарь С.П., данных ими в суде первой и апелляционной инстанции, они постоянно проживают в незавершённом строительством доме литер А (64%готовности), назначение которого, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 марта 2010 года, определено как нежилое здание и в эксплуатацию он не сдан, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что истцы проживают в жилом доме, является неверным и опровергается указанным свидетельством о регистрации права (л.д. 22).

Обращаясь с иском в суд, истцы просили признать незаконным отказ УТСЗН администрации г. Кисловодска в производстве выплат денежных компенсаций № 640 от 24 февраля 2012 года.

Вместе с тем, из указанного письма УТСЗН администрации г.Кисловодска не следует, что истцам отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в связи с чем вывод суда первой инстанции о признании данного письма незаконным, является неверным, поскольку при предоставлении всех необходимых документов, перечень которых установлен в п. 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещение и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, истцам буду произведены соответствующие выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

С учётом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания, предусмотренные законом, для признания незаконным отказа в производстве выплат и возложении обязанности произвести перерасчёт, в связи с чем доводы апелляционной жалобы УТСЗН администрации г. Кисловодска подлежат удовлетворению, а решение суда отмене в указанной части.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кисловодского городского суда от 28 августа 2013 года в части отказа во взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, производстве перерасчёта с 17 сентября 2001 года по 24 марта 2010 года и освобождении администрации г. Кисловодска от ответственности - оставить без изменения.

В остальной части это же решение отменить, апелляционную жалобу ответчика УТСЗН администрации г. Кисловодска - удовлетворить.

Принять по делу в отменённой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Дарий Т.В. и Бондарь С.П. о признании незаконным отказа УТСЗН администрации г. Кисловодска № 640 от 24 февраля 2012 года в производстве выплат денежных компенсаций по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчёт по оплате коммунальных услуг, произвести выплаты с 25 марта 2010 года по день вынесения решения суда и взыскании с УТСЗН администрации г. Кисловодска в пользу Дарий Т.В. государственной пошлины в сумме … рублей.

Председательствующий

Судьи