Судья Сасенко И.Е. Дело № 33-6249/2018
2.200
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Наприенковой О.Г.,
судей Авходиевой Ф.Г., Славской Л.А.,
при секретаре Настенко В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авходиевой Ф.Г.
гражданское дело по иску прокурора Иланского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации
по апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4
на решение Иланского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Иланского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главе К(Ф)Х «Штокалов Г.П» о взыскании ущерба причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства – удовлетворить.
Взыскать с Главы К(Ф)Х ФИО3 в пользу Российской Федерации с зачислением в доход федерального бюджета РФ ущерб причиненный государственному лесному фонду в сумме 4280993 руб. 00 коп.
Реквизиты для перечисления: счет № №, получатель - УФК по Красноярскому краю (Министерство лесного хозяйства Красноярского края), БИК-№, ИНН - №, КПП - №, КБК - №, ОКТМО №.
Взыскать с Главы К(Ф)Х ФИО3 в доход местного бюджета Иланского муниципального района Красноярского края, государственную пошлину в сумме 29604 руб. 97 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Иланского района Красноярского края обратился в интересах РФ и неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также – глава фермерского хозяйства) ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Иланского района по материалам ОМВД России по Иланскому району, проведена проверка исполнения лесного законодательства главой фермерского хозяйства ФИО3 Проверкой установлено, что 23.06.2017г. сотрудниками КГБУ «Иланское лесничество» была обнаружена незаконная рубка древесины в лесосеке ООО «Надежда» квартал 9, выдел 6,7, где были вырублены деревья породы: сосна – объемом 872,192 куб.м., лиственница - объемом 13,54 куб.м., береза-объемом 279,51 куб.м. Согласно материалам доследственной проверки, по указанию ФИО3, заблуждавшегося в расположении места разработки лесосеки, незаконную рубку совершили ФИО1, и ФИО2 Действиями ФИО3 был причинен ущерб лесному фонду, находящемуся в ведении КГБУ «Иланское лесничество», в общей сумме 4280992,69 руб.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 – ФИО4 просит отменить решение суда. Указывает, что судом не дана оценка возражениям на иск. Отмечает, что истцом не представлено доказательств причинения вреда окружающей среде, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом. Отсутствие вреда подтвердил руководитель КГБУ «Иланское лесничество», указавший, что данная лесосека была отведена в 2016 году для нужд населения. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2017г. отменено, в настоящее время продолжается проверка по факту незаконной рубки в лесосеке ООО «Надежда» квартал 9, выдел 6,7.
ФИО3, представитель КГКУ «Иланское лесничество», представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п.п. 1 и 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На основании ч.1 ст.100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абз.2 п.1 1064 ст. ГК РФ).
В соответствии п.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубки лесных насаждений устанавливается Правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 11 Правил заготовки древесины (далее - Правила заготовки древесины), утвержденных приказом Рослесхоза от 13.09.2016г.№ 474 предусмотрено, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
В соответствии с абз.3 п.5 Правил заготовки древесины граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесная декларация, в силу ст. 26 ЛК РФ, является заявлением об использовании лесов в соответствии с проектами освоения лесов.
Согласно Приложению №1 «Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации», утвержденного приказом Рослесхоза от 15.06.1993г. N 155 (далее – Наставление по отводу и таксации лесосек) лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами (естественными рубежами) и лесосечными знаками (столбами). Иногда лесосекой называют лесосечный фонд на определенный год.
В силу п.4 Наставления по отводу и таксации лесосек отвод и таксация лесосек осуществляется работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников, лесоустроительными предприятиями ГО «Леспроект», а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами.
В силу п.17 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
В силу п.13 Наставления по отводу и таксации лесосек съемка границ и привязка лесосек производится с помощью буссоли, гониометра или других геодезических инструментов, а промеры линий - мерной лентой или стальной рулеткой длиной 20 м и более.
Ошибки при отводе лесосек не должны превышать: при измерении линий - 1 м на 300 м; при измерении углов - не более 30'.
Согласно п.30 Наставления по отводу и таксации лесосек при сплошнолесосечном способе рубки выбор метода таксации лесосек зависит от площади лесосеки (делянки), группы лесов, полноты древостоя, густоты подроста под пологом леса, возможности применения полнотомеров и точности имеющихся материалов лесоустройства, а именно производится сплошной перечет площади лесосеки до 3 га в лесах всех групп независимо от характеристики насаждения.
На основании п. 32 Наставления по отводу и таксации лесосек сплошной перечет производится на лесосеке (делянке) отдельно по каждому таксационному участку (выделу) в порядке, предусмотренном пунктом 28 Наставления.
В силу п.87 Наставления по отводу и таксации лесосек проверка работ по отводу и таксации лесосек производится лесхозами (другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство) в присутствии представителя лесничества не менее чем на 5% лесосек по количеству и 3% по площади по каждому лесничеству, но не менее чем на 2-х лесосеках.
Вышестоящие государственные органы управления лесным хозяйством осуществляют периодический контроль. По результатам проверки составляется акт.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007г. №273 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 3), а также утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (Приложение № 1).
Согласно п.1 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273 таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, в результате незаконной рубки выкапывания, уничтожения или повреждения до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан: деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, применяется 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно п.5 приложения №3 Постановления от 08.05.2007г. № 273 в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
Согласно п.6 приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273 при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяются ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений взяты на основании Постановления РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу объема лесного участка, находящегося в федеральной собственности» № 310 от 22.05.2007г.
Согласно таблице 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» леса Иланского района Красноярского края относятся ко второму Восточно-Сибирскому лесотаксовому району.
Стоимость одного кубометра древесины составляет:
порода сосна-55,44 руб.;
порода лиственница - 44,28 руб.;
порода береза - 27,72 руб.
Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007г. № 310, установленные в 2007 году, применялись в 2017 году с коэффициентом 1,51 (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016г. № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.06.2017г., сотрудниками КГБУ «Иланское лесничество» была обнаружена назаконная рубка древесины в лесосеке ООО «Надежда» квартал 9, выдел 6,7, где были вырублены деревья породы: сосна – объемом 872,192 куб.м., лиственница - объемом 13,54 куб.м., береза-объемом 279,51 куб.м.
23.06.2017г. государственным инспектором по охране леса отдела лесного и пожарного надзора КГКУ «Лесная охрана» составлено сообщение о лесонарушении, из которого следует, что с 01.06.2017г. по 23.06.2017г. в Южном участковом лесничестве ООО «Надежда», квартал 9, выдел 6,7, произведена самовольная порубка сосны, лиственницы, березы, на общую сумму 3563853,68 руб., объемом 933,842 куб.м.
26.06.2017г. КГКУ «Лесная охрана» обратилось в ОМВД России по Иланскому району Красноярского края, сообщив о том, что поступила информация, подтверждающая факт совершения незаконной рубки лесных насаждений на лесном участке, расположенном на территории КГБУ «Иланское лесничество» в Южном участковом лесничестве ООО «Надежда», квартал 9, выдел 6, 7; объем незаконно срубленной древесины составил 933,842 куб.м., стоимостью 3563853,00 руб.
04.07.2017г. КГКУ «Лесная охрана» обратилось в ОМВД России по Иланскому району Красноярского края с дополнительным расчетом ущерба на сумму 717139 руб. объемом 231,4 куб.м.
Согласно материалам доследственной проверки, по указанию ФИО3, заблуждавшегося в расположении места разработки лесосеки, незаконную рубку совершили ФИО1, и ФИО2 Постановлением следователя СО ОМВД России по Иланскому району от 07.11.2017г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО3, ФИО1, ФИО2 было отказано по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.
Лесосека, расположенная в квартале 9, выдел 6,7 Южного участкового лесничества ООО «Надежда» Иланского лесничества, находится на территории государственного лесного фонда, что подтверждается справкой КГБУ «Иланское лесничество» от 27.02.2018г.
ФИО3 является главой фермерского хозяйства при этом вид деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений, деревообработкой в выписке из ЕГРИП, доступной в сети Интернет на официальном сайте ФНС России, отсутствует.
Согласно учредительного договора от 04.03.2016г., ФИО3, ФИО7, ФИО8, являются учредителями Ассоциации Иланских Лесопромышленников.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ФИО3 без законных на то оснований произвел рубку лесных насаждений на лесном участке, расположенном на территории КГБУ «Иланское лесничество» в Южном участковом лесничестве ООО «Надежда» квартал 9, выдел 6,7.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании со ФИО3 суммы ущерба, причиненного государству в результате незаконной рубки в сумме 4280993 руб.
При этом суд обоснованно исходил из того, что сотрудники главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 ФИО2 и ФИО1 произвели незаконную рубку лесных насаждений не имея на это каких либо правоустанавливающих документов, в связи с чем имеются основания для определения размера ущерба с учетом примененных такс и методик для исчисления размера вреда окружающей среде.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произведенной вырубкой не нанесен ущерб лесному фонду, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отведение лесосеки в 2016 году для нужд населения не означает наличие правовых оснований для осуществления рубки без наличия соответствующего разрешения.
Представитель ФИО3 – ФИО4 в ходе рассмотрения дела указывал, что вред лесному фонду не причинен, поскольку лесосека, расположенная в квартале 9 выдел 7 ООО «Надежда», на рубку которой имеются разрешительные документы, не вырублена, что влечет отсутствие вреда для лесного фонда.
Однако указанные доводы опровергаются представленным КГБУ «Иланское лесничество» ответом №321 от 04.06.2019г., согласно которому лесосека, расположенная в квартале 9 выдел 6,7 ООО «Надежда» вырублена в полном объеме без разрешительных документов; а лесосека, расположенная в квартале 9 выдел 7 ООО «Надежда», вырублена в полном объеме в соответствии с договорами купли-продажи лесных насаждений для нужд населения согласно приложению №1.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требования ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иланского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3 – ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: