АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2024 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Ковалева А.А., Максименко И.В.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» к (ФИО)6 ФИО1 о разрешении социального спора,
по апелляционной жалобе КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» на решение Няганского городского суда от 14.09.2023, которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» обратилось в суд с иском о взыскании неправомерно полученного ответчиком пособия по безработице в сумме 7 913,71 руб. Требования мотивированы тем, что 27.07.2020 ответчик подал в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске работы с признанием его безработным. На основании приказа истца от 03.08.2020 (номер) ответчик был признан безработным, ему назначено и выплачивалось пособие по безработице. При проверке истцом указанных ответчиком сведений о занятости установлено, что (ФИО)7 В.С. был зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) с 22.07.2020 по 08.10.2020. На основании приказов истца от 16.10.2020 (номер), от 16.10.2020 (номер) выплата пособия прекращена, ответчик снят с учета в качестве безработного. По мнению истца, ответчик неправомерно получил пособие по безработице с 27.07.2020 по 01.09.2020 в размере 7 913,71 руб., поскольку сообщил недостоверные сведения о своей занятости.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел, что ответчик самостоятельно зарегистрировался в качестве плательщика налога на профессиональный доход. «Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460) не установлен срок для проверки сведений о занятости заявителей. Истец выявил факт регистрации заявителя в качестве плательщика налога на профессиональный доход на основании информации, полученной от ФНС России. Представленные в дело доказательства подтверждают недобросовестность действий ответчика, поэтому выплаченное ему неправомерно пособие подлежит возврату.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что (ФИО)8 В.С. не работает. Он неоднократно самостоятельно регистрировался на официальном сайте налогового органа через мобильное приложение «Мой налог» в качестве плательщика налога на профессиональный доход: с 25.11.2019 по 04.12.2020, с 14.11.2023 по настоящее время. Алгоритм регистрации в качестве плательщика на профессиональный доход предполагает совершение значительного количества осмысленных действий, исключающих возможность случайной регистрации в качестве самозанятого.
Скриншоты сообщений из личного кабинета мобильного приложения «Мой налог» подтверждают надлежащее информирование (ФИО)9 В.С. о факте постановки на учет и снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
20.07.2020 (ФИО)10 В.С. через официальный сайт «Работа России» подал в КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» заявление об оказании содействия в поиске работы с признанием его безработным. При оформлении заявления (ФИО)11 В.С. указал в разделе «Сведения о занятости» – «Категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, и претендуют только на поиск работы» - «Являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход» заведомо недостоверную информацию о том, что он не является плательщиком данного налога.
На основании приказа КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» от 03.08.2020 (номер) ответчик был признан безработным, ему назначено пособие по безработице.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (в редакции на период спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно положениям ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 занятыми считаются граждане выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам.
Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного (п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем (п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», согласно которым в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (п. 1). Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в РФ, а также пребывания на территории РФ. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2). Достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 4 (2)). Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае подтверждение недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме (п.п. Г п. 9). В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы (п. 19).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в соответствии с п. 8 ст. 1 НК РФ начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в следующих субъектах Российской Федерации: с 01.01.2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
На основании ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ мобильное приложение «Мой налог» - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
По смыслу вышеприведенных положений закона, граждане, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в рамках эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» не могут быть признаны безработными и получать соответствующее пособие, поэтому истец обоснованно указывает на неправомерное получение ответчиком пособия по безработице.
Приказом Минтруда России от 09.04.2020 № 192н утверждена форма бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме.
Указанная форма не содержит сведений о регистрации заявителя в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
Между тем, как следует из видеофайла с инструкцией об оформлении заявления об оказании содействия в поиске работы через ИАС «Работа России» - для формирования заявления необходимо указать сведения о занятости заявителя, в том числе о статусе в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Без заполнения соответствующих разделов заявления – документ не будет сформирован и направлен на рассмотрение в соответствующее государственное учреждение службы занятости населения.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку (ФИО)12 В.С. при оформлении заявления об оказании содействия в поиске работы с признанием его безработным указал заведомо недостоверные сведения, что не является плательщиком налога на профессиональный доход, его действия с очевидностью являются недобросовестными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что компетенция и полномочия органа службы занятости, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с иными соответствующими органами и организациями, позволяли узнать об отсутствии у (ФИО)13 В.С. права на получение пособия по безработице.
Между тем, суд не учел положения п. 2 ст. 1102 ГК РФ, согласно которым правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу закона недостатки в организации работы органа службы занятости не имеют значения для разрешения спора о взыскании неправомерно полученного ответчиком пособия по безработице, поскольку они не влекут переквалификацию недобросовестных действий последнего в добросовестные.
С учетом изложенного требования КУ ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» о взыскании с (ФИО)14 В.С. неправомерно полученного пособия по безработице подлежат удовлетворению.
Представленные в дело платежные поручения с приложениями подтверждают размер заявленных истцом требований в сумме 7 913,71 руб.
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина 550 руб. (400 руб. по требованиям имущественного характера, 150 руб. за апелляционную жалобу) от уплаты которой был освобожден истец.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
отменить решение Няганского городского суда от 14.09.2023. Принять новое решение.
Взыскать с (ФИО)15 ФИО1 (номер) в пользу казенного учреждения ХМАО – Югры «Няганский центр занятости населения» (номер) неправомерно полученное пособие по безработице в сумме 7 913,71 руб.
Взыскать с (ФИО)16 ФИО1 в бюджет муниципального образования «город Нягань» государственную пошлину 550 руб.
Определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 02.02.2024.
Председательствующий | Ишимов А.А. |
Судьи | Ковалев А.А. |
Максименко И.В. |