ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 33-6380/2023 (2-926/2022)91RS0021-01-2022-001557-90 | судья первой инстанции Рыков Е.Г. судья-докладчик Копаев А.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Копаева А.А.,
судей Крапко В.В., Пономаренко А.В.,
при секретаре Дмитриковец Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корытовой Зульфии к администрации города Судака Республики Крым, заместителю главы администрации города Судака ФИО1 о признании незаконным действий и возложении обязанности предоставить жилье,
по апелляционной жалобе Корытовой Зульфии на решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации города Судака Республики Крым, заместителю главы администрации города Судака ФИО1 о признании незаконными действий администрации города Судака об отказе в предоставлении ФИО2 жилья как репрессированной жертве политических репрессий и возложении на администрацию города Судака обязанности предоставить жилье, как репрессированной жертве политических репрессий.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является реабилитированной жертвой политических репрессий, по категории детей, родившихся в спецпоселении родителей и утратившей жилое помещение в связи с репрессиями. 14 июля 2022 года ФИО2 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении жилья за счет бюджетных средств в г. Судаке Республики Крым на основании ст. 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года №1761-1. 12 августа 2022 года администрация города Судака отказала истцу в предоставлении жилья. Истец, не согласившись с названным решением, считая его незаконным и необоснованным, обратилась в суд с данным иском за защитой своих прав.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2022 года в удовлетворении иска ФИО2 отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 не явилась, извещалась надлежащим образом, конверт возвратился с отметкой «истек срок хранения».
В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель администрации города Судака Республики Крым и заместитель главы администрации города Судака Республики Крым не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 63 - 68 постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 Зульфие, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вместе с отцом ФИО3, репрессированым в виде выселения по национальному признаку в 1944 году на основании Постановления ГОКО СССР № 11/У-1944г. с территории Крымской области на спецпоселение в Красновишерский район Пермской области, находилась в местах поселения и состояла на учете спецпоселения в Красновишерском районе до 28 апреля 1956 года.
На основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 24 июня 2002 года ФИО2 реабилитирована, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии, что подтверждается соответствующей справкой, выданной информационным центром Главного Управление внутренних дел Пермской области от 24 июня 2002 года за № 10/3-1602/2/от 18 июня 2002 года (л.д. 12). Отец истца ФИО3 также реабилитирован на основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 24 июня 2002 года, что подтверждается справкой Управления внутренних дел Пермской области №10/3 от 4 марта 1993 года (л.д. 11).
14 июля 2022 года ФИО2 обратилась в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке жилья за счет бюджетных средств в г. Судак Республики Крым, как реабилитированной жертве политических репрессий, относящихся к категории детей, родившихся в спецпоселении родителей и утратившей жилое помещение в связи с репрессиями (л.д. 41-50).
Как следует из сообщения администрации города Судака Республики Крым от 12 августа 2022 года, обеспечение жильем граждан подвергшихся политическим репрессиям в рамках Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года №611, реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных. Администрацией было отказано истцу в обеспечении жилым помещением в связи с тем, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма в рамках данного Порядка, необходимо не только относиться к категории граждан подвергшихся политическим репрессиям, но и быть признанным в установленном порядке, нуждающимся в жилых помещениях (л.д. 40).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, руководствуясь положениями статьи 13 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 611 «Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных», суд первой инстанции исходил из того, что истец на учете в администрации города Судака Республики Крым в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит и не состояла, с заявлением о постановке на жилищный учет в установленном законом порядке с приложением перечня необходимых документов, не обращалась, решение уполномоченного органа об отказе в постановке истца на жилищный учет не принималось, возможность обеспечения жильем данной категории граждан в предложенном истцом порядке федеральным законом и законом Республики Крым не предусмотрена, в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком не было допущено каких-либо неправомерных действий, нарушающих жилищные права истца.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается и находит их обоснованными.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. При этом закрепленное в указанной статье право на жилище не порождает у гражданина прав в отношении конкретного жилого помещения. Условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением устанавливаются законом
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями определено Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» (далее по тексту - Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015).
Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года №130-ЗРК/2015 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются: 1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 данного Закона; 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета (статья 4 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015).
Статьей 5 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015 предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявления о принятии на учет подаются гражданами при наличии оснований для признания их нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях.
Заявления о принятии на учет в соответствии с законодательством подаются гражданами в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии.
В заявлении о принятии на учет должны содержаться сведения, предусмотренные в статье 6 настоящего Закона. Форма заявления о принятии на учет утверждается органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане, подающие заявления о принятии на учет, прилагают к ним документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления по договорам социального найма жилых помещений (далее - документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет), за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены по собственной инициативе гражданином, подающим заявление о принятии на учет.
Заявления о принятии на учет и документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, рассматриваются органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов принимается одно из следующих решений: 1) решение о принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - решение о принятии гражданина на учет); 2) решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - решение об отказе в принятии гражданина на учет).
Орган местного самоуправления, в котором осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение по результатам рассмотрения документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр заверенная копия принятого решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином, подавшим заявление о принятии на учет.
В целях определения механизма обеспечения жильем депортированных (репрессированных) по национальному признаку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, построенным или приобретенным за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета (далее - бюджетные средства), постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года за № 611 утвержден Порядок обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных (далее по тексту - Порядок),
Пунктом 3 Порядка регламентирован круг граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджетных средств:
а) принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма;
б) подвергшиеся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, признанные пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», и члены их семей (муж, жена, дети), возвратившиеся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся гражданами Российской Федерации.
Обеспечение жильем граждан реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных.
Списки, заверенные в установленном порядке, подаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым ежеквартально до второго числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, доказательств обращения истца заявлением о постановке на жилищный учет в установленном законом порядке с приложением перечня необходимых документов, материалы дела не содержат, доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о возможности получения истцом названной меры социальной поддержки без постановки на жилищный учет в установленном законом порядке, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, вопреки доводам апелляционной жалобы положения федерального законодательства предусматривают контроль и исполнение органами местного самоуправления реализации прав граждан на получение меры социальной поддержки по категории детей, родившихся в спецпоселении родителей и утративших жилое помещение в связи с репрессиями, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан.
Доводы истца по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом первой инстанции норм материального права.
Вместе с тем, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корытовой Зульфие, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар) через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2023 года