ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6513/22 от 01.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Глебова А.Н. № 33-6513/22

24RS0046-01-2021-001964-76

2.211г

01 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Деева А.В.,

судей Макурина В.М., Шиверской А.К.,

при ведении протокола помощником судьи Мамаевым А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа №62», Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителя Администрации г. Красноярска ФИО1, представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска ФИО2,

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №62» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- установить при входе в здание общеобразовательного учреждения для инвалидов по зрению информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании;

- установить в здании общеобразовательного учреждения информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов.

Обязать Администрацию города Красноярска, Главное управление образования администрации города Красноярска выделить бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №62» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.»

Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском, к МБОУ «Средняя школа №62», Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что 04.12.2020 г. прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения социальных гарантий инвалидов, детей – инвалидов. В ходе данной проверки установлено, что при входе в здание образовательного учреждения для инвалидов по зрению не установлена информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Кроме того, также отсутствует информационная система, оснащенная визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, предоставляющая инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания). По результатам проверки 22.12.2020 г. в адрес директора МБДОУ «Средняя школа №62» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое исполнено не было. Здание МБДОУ «Средняя школа № 62», расположенное по адресу: <...> находится в оперативном управлении МБОУ «Средняя школа № 62». Поскольку МБОУ «Средняя школа № 62» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация г. Красноярска, собственником имущества является МО г. Красноярск. Финансирование и обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидий. Право по распределению лимита бюджетных обязательств и ассигнований предоставлено распорядителю бюджетных средств - Главному управлению образования администрации г. Красноярска. С учетом уточненных исковых требований, истец просил обязать МБУ «Средняя школа №62» в срок до 01.09.2021 г. установить при входе в здание общеобразовательного учреждения для инвалидов по зрению информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании; установить в здании общеобразовательного учреждения информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов; обязать Администрацию города Красноярска, Главное управление образования администрации города Красноярска выделить МБОУ «Средняя школа №62» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Красноярска ФИО1 просил решение суда от 24.11.2021 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указал, что администрация как самостоятельное юридическое лицо не является финансовым органом муниципального образования г. Красноярск, не является главным распорядителем средств бюджета города. В связи с чем, обязанность выделить финансирование МБДОУ не может быть возложена на администрацию г. Красноярска. Кроме того, ссылаясь на конкретные примеры (разработка образовательными учреждениями района паспорта доступности объектов социальной среда, наличие в г. Красноярске муниципальной образовательной программы, предусматривающей обеспечение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и др.) указал, что Главное управление образования Администрации г. Красноярска не допускало бездействия в части создания необходимых условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Главного управления образования Администрации г. Красноярска – ФИО2 просила решение суда от 24.11.2021 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылаясь на неверные выводы суда относительно установленных по делу обстоятельств, указала, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры может осуществляться как путем приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду. При этом, выбор варианта определяется органом местного самоуправления. Ссылаясь на конкретные примеры (наличие в г. Красноярске муниципальной образовательной программы, предусматривающей обеспечение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и др.) указала, что на территории г. Красноярска созданы необходимые условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом, в МБОУ СШ №62 обучается один ребенок, имеющий нарушение слуха, для которого реализуется адаптированная образовательная программа, не требующая применения специальных средств или устройств при организации образовательного процесса. Указала, со ссылкой на положения об Администрации г. Красноярска и ряда ее структурных подразделений, что Главное управление образования не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Полагает, что, поскольку требования, связанные с причинением вреда гражданам истцом не заявлены, оснований для привлечения к участию в деле Управления образования либо Администрации г. Красноярска отсутствовали.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Чепелеву Н.Г., возражавшую против доводов жалоб ответчиков, представителя ответчика – директора МБОУ «Средняя школа №62» ФИО3, поддержавшего жалобы ответчиков, проверив материалы дела, решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с абз. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О.

В соответствии с п.п. «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения социальных гарантий инвалидов, детей - инвалидов, в том числе несовершеннолетних в МБОУ «Средняя школа №62».

По результатам проверки установлены нарушения требований действующего законодательства в части соблюдения прав инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры:

при входе в здание образовательного учреждения для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц;

в здании образовательного учреждения отсутствует информационная система, доступная для инвалидов, которая оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, предоставляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности.

По результатам проверки, 10.12.2020 г. прокуратурой Свердловского района в адрес директора МБОУ «Средняя школа № 62» внесено представление об устранении вышеприведенных нарушений закона.

Из содержания ответа и.о. директора МБОУ «Средняя школа № 62» от 22.12.2020 г. на представление прокурора, следует, что нарушения закона не устранены, принято решение запросить коммерчески предложения на установление мнемосхем, на дублирование звуковой, зрительной, текстовой и графической информации с целью определения необходимых финансовых ресурсов; запросить дополнительное финансирование в ГУО администрации г.Красноярска.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями нормативно-правовых актов, обоснованно исходил из того, что создание доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов, получающих среднее общее образование, является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.

Принимая во внимание, что в образовательном учреждении МБОУ «Средняя школа №62» не оборудована доступная среда для инвалидов по зрению, как того требуют положения вышеизложенных норм закона, правомерно признал заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, возложив на МБОУ «Средняя школа №62» обязанность установить на входе в учреждение информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), установить в здании информационную систему, оснащенную визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации.

При этом, на ответчиков Администрацию г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска судом была возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Доводы апелляционных жалоб о том, что ни Администрация г. Красноярска, ни Главное управление образования администрации г. Красноярска, не являются надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании ответчиками положений материального права.

В соответствии с п. 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

В соответствии со ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Согласно ст. 9 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1 ст. 66 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62), город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города.

Согласно п. 13 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска (утверждено Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р), оосуществление координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования (далее - муниципальные учреждения), осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности.

МБОУ «Средняя школа №62» является бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование город Красноярск (п. 1.3 Устава).

Таким образом, именно администрацией г. Красноярска как органом местного самоуправления, выступающим от имени муниципального образования - учредителя МБОУ «Средняя школа №62», должны осуществляться все предусмотренные законом меры, направленные на создание доступной среды для детей-инвалидов, получающих среднее образование в данном учреждении.

Кроме того, Главное управление образование Администрации г. Красноярска, являясь структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа городского округа г. Красноярск, и осуществляющее полномочия по контролю над деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, также несет ответственность за соблюдение данными учреждениями законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 21.04.2011 N 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае», государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Городской округ г. Красноярска - публично-правовое образование, которое по смыслу ст. ст. 48, 125 Гражданского кодекса РФ не является юридическим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, интересы городского округа представляет администрация городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и главный распорядитель бюджетных средств.

Вопреки доводам жалобы, Администрация г. Красноярска и Главное управление образования как структурное подразделение администрации (в связи с наличием полномочий по контролю за деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска) являются органами, ответственными за выделение финансовых средств на реализацию мероприятий по созданию доступной среды для детей-инвалидов.

Доводы жалобы Главного управления образования Администрации г. Красноярска, о том, что в МБОУ «Средняя школа №62» на момент проведения проверки не обучаются дети-инвалиды по зрению, в связи с чем, фактическая потребность в выполнении запрашиваемых мероприятий отсутствует, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Положения федерального законодательства, обязывающее образовательное учреждение обеспечить доступную среду для детей-инвалидов, действует независимо от фактического наличия данной категории лиц в образовательном учреждении.

В настоящей ситуации, устройство в здании образовательного учреждения специальных средств информирования для детей-инвалидов по зрению должно быть обеспечено еще до момента поступления лиц, относящихся к указанной категории, в образовательное учреждение, что прямо следует из положений федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании».

Ссылка в жалобах ответчиков на реализацию на территории г. Красноярска мероприятий, направленных обеспечение беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры (принятие муниципальных программ, разработка паспорта объекта доступности социальной среды и др.), правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

В данном случае прокурором заявлены требования о выполнении определенных мероприятий в отношении конкретного социального учреждения, которые подлежат безусловному исполнению, без учета фактического выполнения мероприятий подобного рода в иных образовательных учреждениях г. Красноярска или на территории г. Красноярска в целом.

Указание в жалобе ответчика Главного управления образования Администрации г. Красноярска о возможности самостоятельного выбора учреждением варианта обеспечения беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры, является несостоятельным.

Положения закона в части осуществления требуемых прокурором мероприятий, носят императивный характер, не допускают возможности учреждения отказа от их проведения или замены.

Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционные жалобы ответчиков не содержат. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 ноября 2021 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Администрации г. Красноярска ФИО1, представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий: А.В. Деев

Судьи: В.М.Макурин

А.К. Шиверская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.06.2022 г.