Дело № 33-6540/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Тумашевич Н.С., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно – расчетный центр» по гражданскому делу № 2-1422/2020 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года, которым удовлетворены частично исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно – расчетный центр» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно – расчетный центр» обратилось в Гатчинский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании 105302 руб. 82 коп., незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указало, что с ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» была назначена ежемесячная денежная выплата ветерану труда (ЕДВ) по Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ответчику была предоставлена мера социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с п. 2.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Данные выплаты были назначены ответчику, как проживающему и зарегистрированному в Санкт-Петербурге.
В ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО2 в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением стало известно о снятии его с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге с ДД.ММ.ГГГГ. После этого администрацией Московского района Санкт-Петербурга были вынесены распоряжения о прекращении выплат ЖКУ и ЕДВ, по причине снятия ответчика с регистрационного учета в Санкт-Петербурге, насчитана переплата ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73312 руб. 65 коп. и переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 32818 руб., по данной выплате поступил возврат в сумме 828 руб.
Ответчик возражал против исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, заявил о пропуске срока исковой давности.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
С ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» взыскано неосновательное обогащение в виде незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8752 руб. 83 коп.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Истец не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании суммы переплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Удовлетворяя ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд исходил из того, что истец мог располагать сведениями о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге до его обращения в администрацию Московского района Санкт-Петербурга, поскольку имеет доступ к данным АИС ЭСРН. Однако суд, не истребовав дополнительной информации относительно функциональности АИС ЭСРН, сделал неверные выводы о возможности истца располагать актуальными сведениями о личности ответчика, включая информацию о снятии его с регистрационного учета. Суд не учел, что использование указанной системы требует дополнительных программных компонентов, финансирование на разработку которых в настоящее время отсутствует. АИС ЭСРН не является автоматической системой в смысле ее наполнения информацией о персонах. Первоначальные данные вносятся операторами на основании содержащейся в заявлениях информации, подтвержденной определенными документами. Автоматические функции указанной системы используются только в технических операциях и предполагают работу без участия человека. Использование системы АИС ЭСРН не предполагает, что информация, касающаяся личных данных, синхронизируется с актуальными сведениями по личности гражданина, которыми располагают другие службы и органы, такими ресурсами АИС ЭСРН не владеет. Решение суда содержит противоречивые выводы относительно добросовестности ответчика, суд, полагая, что истцом не представлено доказательств недобросовестного поведения ответчика, признал, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получал социальные выплаты незаконно. Между тем недобросовестность ответчика прослеживается за весь спорный период.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он полагает жалобу необоснованной, полагает, что с него не подлежит взысканию сумма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона (в редакции от 16.12.2004 № 684-86) меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ЕДВ) устанавливаются для граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных в Санкт-Петербурге и для граждан без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга (в редакции от 21.12.2017 № 872-151) меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются ветеранам труда, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, постоянно зарегистрированным по месту жительства в Санкт-Петербурге, регулируются «Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации" утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085.
В соответствии с п. 8 названного «Порядка» перечисление ЕДВ прекращается в случаях утраты гражданином права на получение ЕДВ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района (п. 11 Порядка).
В случае установления факта излишнего перечисления ежемесячной денежной выплаты администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством (п. 13 Порядка).
В соответствии с п. 1.1 «Порядка предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 № 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс СПб», ЕДВ предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Предоставление ЕДВ прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие утрату гражданином права на эти выплаты. При возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга (п. 2.16 Порядка).
В случае установления факта необоснованно (излишнего) перечисления ЕДВ администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина – в порядке, установленном действующим законодательством. Суммы ежемесячной денежной выплаты считаются излишне выплаченными за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (п. 2.17 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 г. № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», принятого законодательным собранием Санкт-Петербурга 26.04.2006 г., размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
На основании п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 г. № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.
Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат, в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.9.2 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 данного Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п. 2.11 Положения).
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Положения подп. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации, направлены на защиту имущественных прав граждан и в качестве такового служат реализации предписаний статей 17 (часть 3), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность гражданина в данном случае резюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчику с ДД.ММ.ГГГГ по его личному заявлению в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» была назначена ежемесячная денежная выплата ветерану труда (ЕДВ) по Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ответчику была предоставлена мера социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с п. 2.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО2 в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением стало известно о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге с ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик ФИО1 с 21.06.2013 зарегистрирован по адресу: <...>. Однако о том, что он снялся с регистрационного учета в Санкт-Петербурге, зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте – в администрацию не сообщил.
Администрацией Московского района Санкт-Петербурга были вынесены распоряжения о прекращении выплат ЖКУ и ЕДВ, по причине снятия ответчика с регистрационного учета в Санкт-Петербурге, насчитана переплата ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 312 руб. 65 коп. и переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 32818 руб., по данной выплате поступил возврат в сумме 828 руб.
О смене места жительства и снятии с регистрационного учета непосредственно в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно – расчетный центр», а также администрацию Московского района Санкт-Петербурга ответчик не сообщал.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда не подлежит отмене или изменению.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по части заявленным требованиям, о чем было заявлено ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, доказательств, что они не знали и не могли знать о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге и регистрации его в 2013 году в Ленинградской области, в связи с чем утрате права на указанные выплаты.
Отказывая частично в удовлетворении исковых требований в силу пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом не представлено доказательств, об отсутствии у него информации о снятии ответчика с регистрации в Санкт-Петербурге в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец в силу возложенных на него полномочий обязан был проводить сверку базы данных лиц, имеющих право на назначение дополнительных выплат, ежемесячно осуществлять контроль по данным АИС ЭСРН за соблюдением прав граждан на социальные выплаты, о нарушении своего права мог узнать, совершая действия по проверке и контролю регистрации ответчика со дня снятия его с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, так как с ДД.ММ.ГГГГ реализована система межведомственного взаимодействия Санкт-Петербурга при предоставлении мер социальной поддержки. Доказательств, что в данной программе сведения о регистрации истца отсутствовали, либо были размещены значительно позднее, истцом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что стороны обязаны добросовестно пользоваться своими правами и обязанностями и своевременно обращаться за защитой своего права, при этом судебная коллегия учитывает, что истец достоверно зная в ДД.ММ.ГГГГ года о необоснованном начислении денежных средств, обратился в суд за защитой своего права только ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что имеются основания для взыскания сумм с ответчика заявленных в пределах срока исковой давности, поскольку ответчик также не исполнил свою обязанность по извещению истца об изменении своего места жительства, о чем он был извещен и принял на себя данное обязательство, поэтому возражения ответчика на апелляционную жалобу в данной части являются не состоятельными.
В соответствии с п. 2.8. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, заявления ФИО1 от 12.01.2012 о предоставлении денежной выплаты, которое было подано ответчиком в администрацию Московского района Санкт-Петербурга, о наличии обязанности по извещению администрации района ему было известно, что подтверждается его подписью.
При таких обстоятельствах, с учетом пропуска истцом срока исковой давности, о чем ответчиком было заявлено при рассмотрении дела в суде первой инстанции, прав и обязанностей сторон имелись основания для удовлетворения исковых требований частично.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалобы не содержат.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно – расчетный центр» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Литвинова Е.Б.