Дело № 33-6582/2015
апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Косиловой Е.И. |
судейпри секретаре | ФИО1, ФИО2 ФИО3 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 25 августа 2015 года, с учетом определения Ишимского районного суда Тюменской области от 25 сентября 2015 года об исправлении описки, которым постановлено:
«Иск Администрации Администрации Новолоктинского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, удовлетворить.
Прекратить право собственности на земельные доли в количестве <.......> размером <.......> каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровыми номером <.......> принадлежащие в том числе Антонову Н,М., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36,
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО37 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО4 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>,
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО5 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО6 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО7 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО8 на основании
свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО9 на основании
свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>,
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО10 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО11 на основании
свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО12 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО13 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую
на праве собственности ФИО14 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО15 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Е1оволоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО16 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО17 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО18 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО19 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО20 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО21 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО22 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>,, принадлежащую
на праве собственности ФИО23 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО24 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО25 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО26 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащую на праве собственности ФИО27 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО28 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО29 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО30 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую на праве собственности ФИО31 на основании свидетельства <.......> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Новолоктинского сельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащую
на праве собственности ФИО32 на основаниисвидетельства <.......> в праве общей долевой собственности наземельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинскогосельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащуюна праве собственности ФИО33 на основаниисвидетельства <.......> в праве общей долевой собственности наземельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинскогосельского поселения на земельную долю в размере <.......>., принадлежащуюна нраве собственности ФИО34 на основаниисвидетельства <.......> в праве общей долевой собственности наземельный участок с кадастровым номером <.......>.
Признать право собственности за администрацией Новолоктинскогосельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащуюна праве собственности ФИО35 на основаниисвидетельства <.......> в праве общей долевой собственности наземельный участок с кадастровым номером <.......>
Признать право собственности за администрацией Новолоктинскогосельского поселения на земельную долю в размере <.......> принадлежащуюна праве собственности ФИО36 наосновании свидетельства <.......> в праве общей долевойсобственности на земельный участок с кадастровым <.......>».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Косиловой Е.И., судебная коллегия
установила:
Администрация Новолоктинского сельского поселения обратилась суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя тем, что соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <.......><.......> «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от <.......><.......> «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в долевую собственность граждан. Постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от <.......><.......> был зарегистрирован СПК «Новолоктинский», земельные участки переданы в коллективно-долевую собственность граждан (трудового коллектива, работников социальной сферы и др.) в количество <.......>. Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно-наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <.......>, выданного СПК «Новолоктинский», за СПК «Новолоктинский» был закреплен массив земель <.......>, из них: коллективной совместной собственности <.......> бессрочное (постоянное) пользование <.......> в границах, указанных в государственном акте, для сельскохозяйственного производства. Истец указывает на то, что что на основании распоряжений Администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей. Между тем, часть собственников своими земельными долями не распорядились, не предприняли мер к использованию принадлежащих им земельных долей на землях сельскохугодий по их назначению, что негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. Органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка бывшего СПК «Новолоктинский», находящегося в общедолевой собственности граждан, является Администрация Новолоктинского сельского поселения, которой в течение <.......> в рамках заключенного администрацией муниципального контракта от <.......><.......> с Муниципальным бюджетным учреждением «Земельно-градостроительная служба Ишимского муниципального района», была проведена работа по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности, определению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. В результате инвентаризации установлено, что общий список участников долевой собственности СПК «Новолоктинский» <.......>. Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику земельной доли, составляет <.......>. В земельную долю каждого участника общей долевой собственности входят пашня - площадью <.......>, сенокос площадью <.......> пастбище - площадью <.......> Граждан, не получивших свидетельств о праве собственности на земельную долю в Новолоктинском сельском поселении нет. В уставный капитал сельскохозяйственных организаций земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности, не передавались. В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от <.......><.......>-рп «Об образовании земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей», протоколом общего собрания участников долевой собственности СПК «Новолоктинский» от <.......> из общего количества земельных долей четыре земельные доли ранее признаны невостребованными. В течение установленного Законом срока со дня публикации информационного сообщения в газете «Ишимская правда» от <.......><.......> с заявлением об исключении из списка невостребованных сельскохозяйственных долей никто не обратился. В обоснование заявленных требований истец указал, что общая площадь земельного участка, предоставленного СПК «Новолоктинский» на основании государственного акта <.......> эффективно, а часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности вообще не используется. В результате проведенной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выявлено <.......> невостребованных земельных долей. Собственники <.......> земельных долей, признанных невостребованными, умерли, не распорядившись своей земельной долей. Ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении и необходимость возвращения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот, а также правовые основания, предусмотренные ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец с учетом уточненных требований просил признать право собственности муниципального образования Новлоктинское сельское поселение Тюменской области на невостребованные земельные доли размером <.......> каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>, в количестве <.......> земельных долей.
Определением Ишимского районного суда Тюменской области от <.......> требования администрации Новолоктинского сельского поселения о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, заявленные к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в отношении земельных долей ФИО37, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 выделены в отдельное производство.
В суде представитель истца на основании доверенности ФИО38, поддержав иск по основаниям указанным в заявлении, просила прекратить право собственности на земельные доли размером <.......> каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>, в отношении вышеуказанных граждан.
Представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела по существу.
До судебного заседания от представителя ответчика в лице руководителя П.Н, ФИО39 поступили возражения относительно исковых требований Администрации Новолоктинского сельского поселения, согласно которым в реестре федерального имущества земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>. Ссылается на то, что Территориальное управление не является надлежащим ответчиком по данному иску.
Представитель третьего лица Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области не явился, о рассмотрении дела был извещен.
Представитель третьего лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области не явилась, извещена, извещена просила о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В суд представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Ишимского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Территориальное управление Росимущества в Тюменской области.
В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя ФИО40 просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований администрации в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что Территориальное управление не могло знать о своих правах на земельные доли. Считает, что ТУ Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку таковыми в силу действующего законодательства признаются собственники востребованных земельных долей, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей. Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в случае если спорные невостребованные земельные доли являются выморочным имуществом, то они должны поступить в собственность Российской Федерации, а не в собственность муниципального образования.
Истец и ответчик о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Истец ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области указывает на то, что полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время как налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, а также проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с п.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Удовлетворяя требования администрации Новолоктинского сельского поселения Тюменской области, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные доли являются невостребованными, поскольку их собственники – ФИО37, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО15, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО41 умерли; при жизни не распорядились принадлежащим им имуществом и не зарегистрировали на него право собственности в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», наследники у данных лиц отсутствуют, а потому суд пришел к выводу, что истец вправе требовать признания права муниципальной собственности Новолоктинского сельского поселения Тюменской области на вышеуказанные земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными..
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права на распоряжение земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" это явилось основанием для обращения администрации Новолоктинского сельского поселения Тюменской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащими должны быть собственники востребованных земельных долей, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей, судебная коллегия признает несостоятельными.
В данном случае, как следует из материалов дела и правильно установлено судом, наследники к имуществу ФИО37, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО15, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО41 отсутствуют, поскольку за принятием наследства с заявлением к нотариусу никто не обращался.
Как закреплено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007г. № 281-ФЗ).
С 23 июля 2013 года в законную силу вступила новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432).
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Кроме того, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, имущество в виде земельных долей, надлежащим ответчиком в отношении данных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ввиду того, что наследники умерших собственников данных земельных долей отсутствуют.
Территориальное управление Росимущества в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Тюменской области.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Истцом предприняты все меры по установлению наследников, согласно установленной Гражданским кодексом РФ очередности. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти указанных лиц, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшие им земельные доли невостребованными при соблюдении установленной ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эти доли.
С мотивами, приведенными в обоснование данных выводов суда, судебная коллегия согласна, поскольку они не противоречат обстоятельствам настоящего дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность администрации Новолоктинского сельского поселения Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиками по данному иску в отношении земельных долей, наследники которых отсутствуют, должны являться все собственники востребованных земельных долей, судебная коллегия полагает ошибочным, и не влекущим отмену постановленного судом решения, поскольку указанным иском муниципального органа права собственников востребованных земельных долей, не нарушаются.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения.
Таким образом, при разрешении дела судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи коллегии (подписи)