ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-659/2017 от 15.02.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-659/2017

судья Калашникова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Доржиевой Б.В.

и судей Усольцевой С.Ю., Малолыченко С.В.

при секретаре Брюховой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 февраля 2017 года гражданское дело по иску администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края о взыскании субсидии,

по апелляционной жалобе представителя истца администрации городского округа «Город Чита» Петрика А.В.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 1 декабря 2016 года, которым постановлено: «Администрации городского округа «Город Чита» в удовлетворении требований о взыскании субсидии отказать».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Представитель истца администрации городского округа «Город Чита» Петрик А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» Забайкальским краем предусмотрена поддержка городского округа «Город Чита» в связи с наделением его статусом административного центра (столицы) Забайкальского края в виде субсидии, направляемой на софинансирование установленных законом расходных обязательств городского округа. Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 марта 2015 г. № 98 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2015 г. субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края. Статьей 9 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2014 г. № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Забайкальский край запланировал на указанные цели 62527000 рублей. 12 января 2015 г. справкой-уведомлением № 3 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Министерством территориального развития Забайкальского края до городского округа «Город Чита». 30 апреля 2015 г. справкой-уведомлением № 301 бюджетные ассигнования (в связи с оптимизацией бюджета Забайкальского края на 10%) были уменьшены на 6252700 руб. По согласованию сторон (письмо Минтерразвития Забайкальского края от 10.04.2014 № 07-3669 и письмо администрации городского округа от 16.04.2015 № 1337-8) справкой-уведомлением от 9 октября 2015 г. № 563 бюджетные ассигнования были уменьшены еще на 8999400 руб. В дальнейшем, несмотря на то, что в пределах имеющихся ассигнований главным распорядителем средств бюджета городского округа - комитетом ЖКХ администрации были проведены конкурсные процедуры и заключены муниципальные контракты на выполнение работ по текущему содержанию зеленых насаждений и очистке озелененных территорий города Читы, мероприятий по строительству уличных освещений, при неоднократном уведомлении Забайкальского края о наличии действующих расходных обязательств, Забайкальским краем в декабре 2015 г. было принято решение в одностороннем порядке уменьшить по соответствующим кодам бюджетной классификации бюджетные ассигнования до 0,00 руб. В 2015 г. из краевого бюджета на исполнение вышеуказанных полномочий было перечислено всего 14217000 руб. Общая сумма задолженности бюджета Забайкальского края на 1 января 2016 г. составила 33055954,05 руб. и в соответствии со ст. 112.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобрели статус просроченной задолженности (образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации), в связи с чем администрацией принято решение о взыскании задолженности с Забайкальского края за 2015 г. Администрация городского округа неоднократно обращала внимание Забайкальского края на имеющуюся задолженность по статусу краевого центра за 2015 г. Частично в 2016 г. платежным поручением № 318613 от 20.07.2016 Забайкальский край погасил кредиторскую задолженность на 10 млн. руб., которые в последующем были оплачены в пользу МП «ДМРСУ» по муниципальному контракту от 30 апреля 2015 г. Таким образом, задолженность Забайкальского края по выполненным работам в 2015 г. снизилась и составляет 23055954 (двадцать три миллиона пятьдесят пять тысяч девятьсот пятьдесят четыре) рубля 05 коп. На основании изложенного, средства бюджета подлежат взысканию с Забайкальского края путем их восстановления в бюджет городского округа по соответствующим мероприятиям. Также в связи с несвоевременным исполнением обязательств Забайкальским краем своих обязательств у городского округа по принятым судебным актам сложились убытки на общую сумму 766611,49 руб., которые также подлежат взысканию с Забайкальского края. Просил суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу администрации городского округа «Город Чита» задолженность в размере 23055954,05 руб.; убытки в размере 766611,49 руб. (том 1, л.д. 1-5).

В ходе рассмотрения дела представитель истца исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика задолженность 16822355,47 руб. и убытки 766611,49 руб. (том 1, л.д.220, 260-261).

Определением суда от 12.10.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство территориального развития Забайкальского края (том 1, л.д. 258).

Судом постановлено обжалуемое решение (том 1, л.д. 278-289).

В апелляционной жалобе представитель истца администрации городского округа «Город Чита» Петрик А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что при окончании финансового года в соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) расходные обязательства прекращают свое действие 31 декабря. Как следствие, образовавшаяся на 1 января 2016 г. задолженность в виде неисполнения обязательства является погашенной и не подлежит исполнению. Полагает, что данные выводы построены на необъективном и неправильном толковании норм материального права, при этом суд, установив правовое основание для отказа в удовлетворении исковых требований, не стал выяснять существенные обстоятельства по делу, истребовать доказательства, которые могли бы подтвердить фактические остатки средств (их отсутствие) на едином счете бюджета. Как следствие, не был установлен факт надлежащего или ненадлежащего исполнения Забайкальским краем своих обязательств. При вынесении решения суд не принял во внимание положения ст. 112.1 БК РФ, в соответствии с которыми неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобретают статус просроченной задолженности, образовавшейся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Также судом не были применены положения ст.ст. 1, 8, 124, 125, 309, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом настаивает на том, что в силу неисполненных Забайкальским краем в 2015 г. обязательств в объеме 16822355,47 рублей муниципальное образование дополнительно понесло убытки в размере 766611,49 руб. (с учетом погашения задолженности в 2016 г.). Полагает, что денежные средства должны быть взысканы с казны Забайкальского края (том 1 л.д. 297-298).

Ответчик Министерство территориального развития Забайкальского края, третье лицо Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца администрации городского округа «Город Чита» Петрика А.В., поддержавшего жалобу, представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., просившую оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливаются БК РФ, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 БК РФ установлено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

В соответствии со статьями 8 и 65 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 12 и пунктами 1 и 3 статьи 242 БК РФ установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регулируется положениями статьи 139 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Закона Забайкальского края от 04.05.2010 № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» предусмотрено, что в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия, которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Чита" по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита"; организация благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края (том 1, л.д. 6).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 марта 2015 г. № 98 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2015 г. субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края (далее - Положение) (том 1, л.д. 7).

Статьей 9 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2014 г. № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Забайкальский край запланировал на указанные цели 62527000 рублей.

12 января 2015 г. справкой-уведомлением № 3 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Министерством территориального развития Забайкальского края до городского округа «Город Чита» (том 1, л.д. 8).

Цели и условия расходования указанной субсидии ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.03.2015 № 98 об утверждении Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется на: организацию благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкцию спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита".

Условием предоставления субсидии является обеспечение городским округом "Город Чита" финансирования из местного бюджета расходов на указанные в Положении мероприятия в объёме не менее 5 % от размера субсидии.

Для получения субсидии администрация городского округа "Город Чита" представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края решение о бюджете городского округа "Город Чита", подтверждающее принятие расходных обязательств в соответствии в объёме не менее 5 процентов от размера субсидии, заявку на финансирование, а также документы, подтверждающие выполнение городским округом "Город Чита" мероприятий по вопросам местного значения, указанных в пункте 2 настоящего Положения, за счёт средств местного бюджета.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, неисполненные заявки 2015 г. Министерства территориального развития Забайкальского края на финансирование указанных выше целей отсутствуют.

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 10.04.2015 № 171-р Министерству финансов Забайкальского края предписано подготовить предложения о внесении изменений в закон о бюджете края на 2015 год по сокращению расходов бюджета Забайкальского края на 10%, включая расходы на содержание исполнительных органов государственной власти края, с указанием расходов, на которые указанное сокращение не распространяется. Субсидии в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа "Город Чита" к расходам, не подлежащим сокращению на 10%, не отнесены. В закон края о бюджете на 2015 год были внесены соответствующие изменения, сумма субсидии уменьшена на 6252700,0 рублей.

В рамках исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, Министерство территориального развития Забайкальского края, в соответствии с обращением ГО «Город Чита», представило в финансовый орган края предложение от 09.09.2015 № 08-10023, о перераспределении бюджетных ассигнований в объёме 8999400,0 рублей с мероприятия по осуществлению городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края на иное мероприятие. В закон края о бюджете на 2015 год были внесены соответствующие изменения, сумма субсидии уменьшена на 8999400,0рублей.

Главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края Министерством территориального развития Забайкальского края представлены 29.09.2015 заявки № 7259 и № 7260 на 469630,88 руб. и 13747369,12 руб. соответственно, на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края, всего на 14217000,0 рублей. Указанные заявки профинансированы в полном объёме (расходное расписание от 30.09.2015г. № 3).

10.11.2015 в Минфин Забайкальского края поступило предложение Министерства территориального развития Забайкальского края № 04-12715 по перемещению свободных остатков бюджетных ассигнований на исполнение обязательств по оплате труда за 2015 год. В соответствии с изменениями, внесёнными в закон края о бюджете на 2015 год, сумма субсидии уменьшена на 4042884,06 рублей.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 19.11.2015 № 627-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края 2015 года приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края, предписано главным распорядителям средств бюджета края в случае финансирования первоочередных расходов в объёмах недостаточных для полного погашения существующих обязательств, производить финансирование указанных расходов пропорционально доведённым до них объёмам финансирования.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

При этом судом первой инстанции обоснованно указано на то, что указанные выше правовые акты (распоряжения) Правительства Забайкальского края, законы Забайкальского края о внесении изменений в краевой бюджет 2015 года, в результате которых сумма субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края стала равной 14217000,0 рублей, являются действующими, не оспорены, не отменены и обязательны к исполнению исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и иными участниками бюджетных правоотношений.

Кроме того, следует учитывать, что к моменту заключения муниципальным образованием части муниципальных контрактов истцу было достоверно известно о том, что суммы субсидии уменьшены. Правовые акты, которыми суммы субсидий были уменьшены, истцом не обжаловались, истец заключил муниципальные контракты, рискуя оставить их неоплаченными.

Довод апелляционной жалобы о том, что действиями ответчика, выразившимися в неисполнении Забайкальским краем в 2015 г. обязательств по выплате субсидии, истцу были причинены убытки, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 16 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти. Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

В силу норм статьи 1064 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт причинения вреда, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности. Недоказанность хотя бы одного из необходимых элементов исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Таким образом, истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не доказан факт причинения убытков, причинно-следственная связь между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде убытков.

Истцом не доказана вина ответчика в возникших убытках, поскольку муниципальные контракты (предмет спора по указанному выше делу) были заключены администрацией для нужд городского округа «Город Чита».

Бюджет 2015 года к моменту обращения истца с вышеуказанным иском исполнен, обязательства по нему прекратились, срок действия Закона о бюджете истек.

Указанные обстоятельства исключают такие обязательные элементы деликтной ответственности в виде убытков как вина причинителя вреда и противоправность его действий.

Довод заявителя жалобы о том, что неисполненные бюджетные обязательства текущего года в новом финансовом году приобретают статус просроченной задолженности, образовавшейся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы подробно выяснялись в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка в постановленном по делу решении, с которым судебная коллегия соглашается.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Доржиева Б.В.

Судьи Усольцева С.Ю.

Малолыченко С.В.