ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6639/2018 от 26.04.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Савченко И.Н. дело № 33-6639/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Гулян Р.Ф.,

судей: Марчукова А.В., Станковой Е.А.,

при секретаре: Буйлушкиной Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшиковой С. В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Меньшиковой С. В.

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года, которым:

было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Меньшиковой С. В.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав Меньшикову С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Меньшикова С.В. обратилась с иском к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 15 августа 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением и пакетом документов для начисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Однако, письмом № 75/1 от 24 августа 2017 г. начальника жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в предоставлении субсидии было отказано в связи с не предоставлением сведений о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению.

Истец полагала, что отказ в начислении субсидии является незаконным, поскольку при обращении к ответчику, ею были представлены все документы, предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Кроме того, ранее, ей была назначена и выплачивалась субсидия после предоставления аналогичных документов, что и при обращении 15 августа 2017 г.

На основании изложенного, истец просила признать незаконным отказ в начислении субсидии на оплату жилья, возложить обязанность на администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по начислению субсидии на основании представленных документов, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Меньшикова С.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права. Утверждает, что при обращении к ответчику, представила все необходимые документы для начисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска Меньшиковой С.В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении иска Меньшиковой С.В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов вышеуказанным требованиям закона не соответствует.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при обращении к ответчику, истцом не представлены все необходимые документы для назначения субсидии, предусмотренные п. 8, 32 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, так как не подтвержден доход за 6 месяцев, предшествующих обращению, в том числе путем самостоятельного декларирования доходов в порядке п. 36, 45 методических указаний, утвержденных приказом минстроя России № 1037/пр, приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 г.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части по следующим основаниям.

В силу ч. 1 – 3, 7 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на получение субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 г. № 1145 – ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», полномочия по предоставлению субсидий возложены на органы местного самоуправления.

В рамках возникшего спора, уполномоченным органом по предоставлению субсидии является жилищно – коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением ряда документов, в том числе подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 10 правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные п. 8, 9, 27 и 48 настоящих правил, не допускается.

В то же время п. 32 правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

Перечень выплат, подлежащих учету при определении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии установлен п. 34 вышеуказанных правил, а также постановлением правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Из материалов дела следует, что 15 августа 2017 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о начислении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, представив наряду с другими документами копию трудовой книжки и справку о доходах № 1 от 11 августа 2017 г. согласно которой, с 30 мая по 14 июня 2017 г. Меньшикова С.В. работала в МОУ <.......>, получала заработную плату с учетом пособия за счет средств ФСС в размере 6353 рубля 59 копеек. За период с мая по июнь 2017 г. средний заработок составил 3176 рублей 80 копеек.

Однако, письмом № 75/1 от 24 августа 2017 г. начальника жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в предоставлении истцу субсидии было отказано в связи с не предоставлением сведений о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению, то есть по основаниям, предусмотренным п. 32 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Действительно, в силу требований п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 при обращении с заявлением предоставлении субсидии, гражданин должен представить документы, подтверждающих доходы заявителя, а в соответствии с п. 32 правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев.

Однако, как следует из записи в трудовой книжке, 31 мая 2015 г. истец была уволена из ООО «Экоформ» и была принята на работу в МОУ лицей № 9 лишь с 30 мая 2017 г.

Таким образом, из записей в трудовой книжке истца следует, что до мая 2017 г. истец не была трудоустроена и доходов не имела.

В то же время из справки ООО «Наш город» следует, что истец осуществляла трудовую деятельность в марте и апреле 2016 г. получая заработную плату в размере по 10000 рублей в месяц, а в соответствии со справкой ООО «Экоформ» следует, что истцу была произведена выплата заработной платы и оплата листка временной нетрудоспособности за август и сентябрь 2016 г. в размере 2348 рублей и 481 рубль 14 копеек соответственно.

Таким образом, из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что с октября 2016 г. и по апрель 2017 г. включительно, истец не осуществляла трудовую деятельность, в связи с чем, сведения о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению к ответчику не может представить по объективным причинам ввиду отсутствия трудоустройства и получения доходов.

Однако, из справки ЖКО администрации Новоаннинского района Волгоградской области и пояснений истца следует, что с мая 2016 г. по апрель 2017 г. Меньшикова С.В. получала субсидию путем предоставления справок ООО «Наш город» и ООО «Экоформ», то есть аналогичных документов, что и при обращении к ответчику 15 августа 2017 г., свидетельствующих о продолжительности трудовой деятельности не более двух месяцев.

В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при обращении с заявлением от 15 августа 2017 г. о предоставлении субсидии, истцом были представлены необходимые сведения о фактически полученных доходах с учетом периода трудовой деятельности, то есть документы, прямо предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Принимая во внимание отсутствие у истца доходов за период предшествующий маю 2017 г., отказ в предоставлении субсидии по представленным истцом документам, является необоснованным.

Ссылка суда на п. 36, 45 методических указаний, утвержденных приказом минстроя России № 1037/пр, приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 г. несостоятельна, поскольку в рамках возникшего спора речь идет не об отсутствии у истца возможности документально подтвердить какие – либо доходы, путем их самостоятельного декларирования, а об отсутствии доходов как таковых в связи с не трудоустройством.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска Меньшиковой С.В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, приняв в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Меньшиковой С. В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда отменить в части отказа в удовлетворении иска Меньшиковой С. В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, приняв в указанной части новое решение.

Признать незаконным отказ жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области № 75/1 от 24 августа 2017 г. в начислении Меньшиковой С. В. субсидии на оплату жилья на основании заявления от 15 августа 2017 г.

Возложить обязанность на жилищно – коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по начислению Меньшиковой С. В. субсидии на оплату жилья на основании заявления от 15 августа 2017 г.

В остальной части решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Меньшиковой С. В. к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Меньшиковой С. В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно:

Судья Волгоградского областного суда А.В. Марчуков

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>