судья Савченко И.Н. дело № 33-6639/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» апреля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Гулян Р.Ф.,
судей: Марчукова А.В., Станковой Е.А.,
при секретаре: Буйлушкиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО1
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 15 августа 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением и пакетом документов для начисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Однако, письмом № 75/1 от 24 августа 2017 г. начальника жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в предоставлении субсидии было отказано в связи с не предоставлением сведений о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению.
Истец полагала, что отказ в начислении субсидии является незаконным, поскольку при обращении к ответчику, ею были представлены все документы, предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Кроме того, ранее, ей была назначена и выплачивалась субсидия после предоставления аналогичных документов, что и при обращении 15 августа 2017 г.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным отказ в начислении субсидии на оплату жилья, возложить обязанность на администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по начислению субсидии на основании представленных документов, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права. Утверждает, что при обращении к ответчику, представила все необходимые документы для начисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов вышеуказанным требованиям закона не соответствует.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при обращении к ответчику, истцом не представлены все необходимые документы для назначения субсидии, предусмотренные п. 8, 32 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, так как не подтвержден доход за 6 месяцев, предшествующих обращению, в том числе путем самостоятельного декларирования доходов в порядке п. 36, 45 методических указаний, утвержденных приказом минстроя России № 1037/пр, приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 г.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части по следующим основаниям.
В силу ч. 1 – 3, 7 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на получение субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 г. № 1145 – ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», полномочия по предоставлению субсидий возложены на органы местного самоуправления.
В рамках возникшего спора, уполномоченным органом по предоставлению субсидии является жилищно – коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением ряда документов, в том числе подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 10 правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные п. 8, 9, 27 и 48 настоящих правил, не допускается.
В то же время п. 32 правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Перечень выплат, подлежащих учету при определении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии установлен п. 34 вышеуказанных правил, а также постановлением правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2017 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о начислении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, представив наряду с другими документами копию трудовой книжки и справку о доходах № 1 от 11 августа 2017 г. согласно которой, с 30 мая по 14 июня 2017 г. ФИО1 работала в МОУ <.......>, получала заработную плату с учетом пособия за счет средств ФСС в размере 6353 рубля 59 копеек. За период с мая по июнь 2017 г. средний заработок составил 3176 рублей 80 копеек.
Однако, письмом № 75/1 от 24 августа 2017 г. начальника жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в предоставлении истцу субсидии было отказано в связи с не предоставлением сведений о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению, то есть по основаниям, предусмотренным п. 32 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Действительно, в силу требований п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 при обращении с заявлением предоставлении субсидии, гражданин должен представить документы, подтверждающих доходы заявителя, а в соответствии с п. 32 правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев.
Однако, как следует из записи в трудовой книжке, 31 мая 2015 г. истец была уволена из ООО «Экоформ» и была принята на работу в МОУ лицей № 9 лишь с 30 мая 2017 г.
Таким образом, из записей в трудовой книжке истца следует, что до мая 2017 г. истец не была трудоустроена и доходов не имела.
В то же время из справки ООО «Наш город» следует, что истец осуществляла трудовую деятельность в марте и апреле 2016 г. получая заработную плату в размере по 10000 рублей в месяц, а в соответствии со справкой ООО «Экоформ» следует, что истцу была произведена выплата заработной платы и оплата листка временной нетрудоспособности за август и сентябрь 2016 г. в размере 2348 рублей и 481 рубль 14 копеек соответственно.
Таким образом, из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что с октября 2016 г. и по апрель 2017 г. включительно, истец не осуществляла трудовую деятельность, в связи с чем, сведения о доходах за 6 месяцев предшествующих обращению к ответчику не может представить по объективным причинам ввиду отсутствия трудоустройства и получения доходов.
Однако, из справки ЖКО администрации Новоаннинского района Волгоградской области и пояснений истца следует, что с мая 2016 г. по апрель 2017 г. ФИО1 получала субсидию путем предоставления справок ООО «Наш город» и ООО «Экоформ», то есть аналогичных документов, что и при обращении к ответчику 15 августа 2017 г., свидетельствующих о продолжительности трудовой деятельности не более двух месяцев.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при обращении с заявлением от 15 августа 2017 г. о предоставлении субсидии, истцом были представлены необходимые сведения о фактически полученных доходах с учетом периода трудовой деятельности, то есть документы, прямо предусмотренные п. 8 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Принимая во внимание отсутствие у истца доходов за период предшествующий маю 2017 г., отказ в предоставлении субсидии по представленным истцом документам, является необоснованным.
Ссылка суда на п. 36, 45 методических указаний, утвержденных приказом минстроя России № 1037/пр, приказом Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 г. несостоятельна, поскольку в рамках возникшего спора речь идет не об отсутствии у истца возможности документально подтвердить какие – либо доходы, путем их самостоятельного декларирования, а об отсутствии доходов как таковых в связи с не трудоустройством.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, приняв в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда отменить в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, приняв в указанной части новое решение.
Признать незаконным отказ жилищно – коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области № 75/1 от 24 августа 2017 г. в начислении ФИО1 субсидии на оплату жилья на основании заявления от 15 августа 2017 г.
Возложить обязанность на жилищно – коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по начислению ФИО1 субсидии на оплату жилья на основании заявления от 15 августа 2017 г.
В остальной части решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к жилищно – коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в начислении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по начислению субсидии на основании представленных документов, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского областного суда А.В. Марчуков
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>