ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7009/2012 от 25.12.2012 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Змеева Т.Н. дело № 33-7009/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 декабря 2012 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Пюрвеевой А.А.,

Цакировой О.В. и Кашиева М.Б.,

Б,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Российской Федерации и Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия к Собранию депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия и Вегера Александру Ивановичу о расторжении трудового договора на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения ответчика Вегера А.И., представителя Собрания депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия Д., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Имкеновой Д.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Решением № 20 Собрания депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия (далее Красномихайловское СМО) от 4 мая 2007 года Вегера А.И. назначен на должность главы администрации Красномихаловского сельского муниципального образования и с ним заключен трудовой контракт. В ходе проверки установлено, что приговором Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2012 года Вегера А.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб. Согласно приговору Вегера А.И., являясь главой администрации Красномихайловского СМО, в период времени с мая 2007 года по апрель 2008 года, используя свое служебное положение, похитил из бюджета местного самоуправления и использовал на личные нужды денежные средства в сумме ***** руб.; в период с июня 2008 года по февраль 2011 года похитил из бюджета Красномихайловского СМО и использовал на личные нужды *** руб., причинив материальный ущерб на общую сумму *** руб.

Согласно пунктам 9.1, 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно, в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.

15 августа 2012 года прокуратурой района в адрес главы Красномихайловского СМО внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием о расторжении трудового контракта с главой администрации Красномихайловского СМО Вегера А.И. По результатам рассмотрения указанного представления главой Красномихайловского СМО меры по устранению нарушений федерального законодательства не приняты.

В связи с этим просил обязать Красномихайловское сельское муниципальное образование Яшалтинского района Республики Калмыкия расторгнуть трудовой контракт с главой администрации Красномихайловского СМО Вегера А.И.

С учетом уточненных исковых требований просил в интересах Российской Федерации и Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия обязать Собрание депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия расторгнуть трудовой контракт с главой администрации Красномихайловского СМО Вегера А.И., который заключен согласно решению собрания депутатов Красномихайловского СМО № 20 от 4 мая 2007 года в течение 5 дней после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор К. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Собрания депутатов Красномихайловского СМО Д. и Вегера А.И. требования прокурора не признали.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. На Собрание депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия возложена обязанность расторгнуть трудовой договор, заключенный 4 мая 2007 года с главой администрации Красномихайловского СМО РК Вегера А.И. в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решение суда, указав следующее. Согласно приговору, дополнительное наказание в виде запрета занимать должности муниципальной службы, ему не назначалось. Правовые основания для расторжения с ним трудового контракта отсутствуют, поскольку Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязанности расторжения трудового договора не содержит. На работодателя не возложена обязанность расторгнуть трудовой договор в случае совершения работником по месту работы хищения чужого имущества, растраты. Также судом не принято во внимание ходатайство граждан - жителей Красномихайловского СМО об оставлении ФИО1 в должности главы администрации.

Прокурор в своих возражениях просит отклонить жалобу, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявленные требования,суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в соответствии с трудовым договором от 4 мая 2007 года принят на должность главы администрации сельского муниципального образования, в связи с чем он является муниципальным служащим. Судом установлено, что в отношении ФИО1 28 апреля 2012 года постановлен обвинительный приговор, его действия квалифицированы по части 3 статьи 160 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа. Суд, оценив указанные обстоятельства, с учетом положений статьи 13 Федерального Закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации" пришел к выводу, о том, что наличие судимости не совместимо для муниципального служащего с продолжением трудовых отношений, поэтому пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требовании прокурора.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что 4 мая 2007 года ФИО1 назначен на должность главы администрации Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и с ним заключен трудовой договор.

Приговором Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2012 года ФИО1 признан виновным в совеошении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб. Согласно приговору ФИО1, являясь главой администрации Красномихайловского СМО, похитил из бюджета сельского муниципального образования денежные в сумме *** руб. Приговор суда вступил в законную силу.

В соответствии с частью 7статьи 11 Трудового кодексаРоссийской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Аналогичная норма закреплена вчасти 2 статьи 3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы.

В силу пункта 7 части 10 статьи 37 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" определен ряд обязанностей, запретов и ограничений для лиц, находящихся на муниципальной службе. Законом устанавливается обязанность муниципального служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, предусмотренные действующим законодательством.

Статьей 13 приведенного закона определен перечень ограничений, при возникновении которых муниципальный служащий не имеет права находиться на муниципальной службе. Так, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения муниципального служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 36 Устава Красномихайловского СМО полномочия главы администрации муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Смысл ограничения доступа на государственную службу лиц, совершивших уголовное преступление, связан с повышенной социальной значимостью данного вида профессиональной деятельности.

Эту правовую позицию подтвердил Конституционный Суд РФ, который в определении от 15 апреля 2008г. указал, что досрочное прекращение полномочий по данному основанию является мерой публично-правовой ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления, которая применяется на основании ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления и в порядке, определенном уставом муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает основания для расторжения трудового договора, и для прекращения трудового договора, с муниципальным служащим, имеющим неснятую или непогашенную судимость.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности муниципальной службы, в связи, с чем препятствий для продолжения муниципальной службы не имеется, а правовых оснований для расторжения с ним трудового договора Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит, основаны не неправильном толковании норм материального закона.

Иных доводов, которые могут повлечь отмену состоявшегося решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких данных решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

ФИО2

ФИО3

ФИО4