Судья Говоруха Л.Л. УИД 65RS0001-02-2020-004942-02
Докладчик Калинский В.А. Дело № 33-733/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск 29 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Калинского В.А.,
судей Доманова В.Ю., Карпова А.В.,
при помощнике судьи Марченко Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Южно-Сахалинска к ФИО1 о возврате неосновательного обогащения, по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Калинского В.А., судебная коллегия
установила:
08.10.2020 Администрация г. Южно-Сахалинска обратилась в суд с иском к ФИО1 о возврате неосновательного обогащения.
Заявленные требования обоснованы тем, что 08.05.2019 ответчиком подано заявление на участие в мероприятии «Предоставление социальных выплата отдельным категориям граждан для обеспечения жильем». 13.11.2019 года МКУ «Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска» ФИО1 выдано уведомление о предоставлении социальной выплаты в размере 1 375 447 рублей. 16.03.2020 года на основании представленного ответчиком договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ г. № произведено перечисление денежных средств на счет застройщика <данные изъяты>» в сумме 1 375 447 руб. В результате проведённой контрольно-счетной палатой Сахалинской области проверки использования средств областного бюджета было выявлено неправомерное предоставление ФИО1 социальной выплаты, поскольку согласно сведениям из ЕГРН в собственности у последней находятся жилые объекты недвижимости, о чем ФИО1 не сообщила при подаче заявления на участие в программе по обеспечению жильем. 11.08.2020 года ответчику вручено требование о возврате выплаченной суммы социальной выплаты, которое оставлено без ответа. В связи с изложенным, Администрацией г. Южно-Сахалинска поставлены требования о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения в размере 1375447 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. С ФИО1 в пользу Администрации г. Южно-Сахалинска взыскано неосновательное обогащение в размере 1375477 рублей, в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» взыскана государственная пошлина в размере 15077 рублей 24 копейки.
Не согласившись с указанным решением, представителем ответчика ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что ФИО1 правомерно получила социальную выплату с целью улучшения жилищных условий, информацию о зарегистрированной недвижимости не скрывала, документы, поданные ответчиком истцом были проверены несколько раз и признаны достоверными. Отметил, что об имеющейся у ответчика недвижимости истцу было известно на протяжении четырех месяцев до выдачи уведомления о предоставлении социальной выплаты. Кроме того, указал, что в соответствии с п. 2.8 Постановления № 3044-па основания для отказа в предоставлении ответчику социальной выплаты отсутствовали, в связи с чем жилищная комиссия приняла законное решение о предоставлении ответчику указанной выплаты, которая приобрела право и реализовала его в соответствии с действующим законодательством.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации г. Южно-Сахалинска ФИО3 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобы стороны ответчика – без удовлетворения.
Выслушав объяснения ответчика ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из дела, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 как работник бюджетной сферы обратилась в администрацию г. Южно-Сахалинска с заявлением на участие в мероприятии «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем». К указанному заявлению были приложены копия паспорта заявителя, справка с места работы, справка о составе семьи. Из заявления также следует, что с условиями участия в Мероприятии, Порядком формирования списков участников Мероприятия ФИО1 ознакомлена и обязалась выполнять.
13.11.2019 ФИО1 было выдано уведомление с указанием размера предоставляемой социальной выплаты – 1 375 447 руб., и с указанием перечня документов, необходимого для перечисления социальной выплаты.
05.02.2020 ФИО1 обратилась в МКУ «Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска» с заявлением о перечислении социальной выплаты, с приложением договора № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ о внесённой сумме в счет уплаты цены и об оставшейся неуплаченной сумме по договору.
16.03.2020 в качестве предоставления социальной выплаты за ФИО1 администрацией города на счет продавца жилого помещения <данные изъяты>» перечислены денежные средства в общем размере 1 375 447 руб., что подтверждается платежными поручениями №№ 664 и 665.
Согласно акту контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 20 августа 2020 года по результатам контрольного мероприятия «проверка использования средств областного бюджета, направленных в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения качественным жильем»», ФИО1 была неправомерно предоставлена социальная выплата в сумме 1375400 рублей.
На этом основании, из-за неправомерных расходов МО «Город Южно-Сахалинск» в части субсидий, выделенных на обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем за 2018, 2019 годы и истекший период 2020 года, составляющей 1375,4 тыс. рублей, представлением контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 07.09.2020 № 02-06/630 руководителю муниципального образования было предложено обеспечить их возврат в доход областного бюджета.
Согласно справке ООО УК «ЖЭУ-13», адресной справке ФИО1 с 07.05.2019 года по 29.07.2020 года была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> долевым собственником которого является.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска № 177-р от 25.01.2019 года, земельному участку в составе <адрес> присвоен адрес: <адрес>.
Как следует из указанной выписки ответчику на праве единоличной собственности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска № 985-р от 26.04.2019 года земельному участку, расположенному по адресу: г<адрес> присвоен адрес: <адрес>
Кроме того, как следует из выписки ЕГРН, ответчик ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: г. <адрес> право собственности на которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая по существу спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что на момент подачи заявления на участие в Мероприятии на предоставления социальной выплаты для обеспечения жильем ответчик ФИО1 была обеспечена жилым помещением, однако не предоставила сведения о наличии в долевой собственности жилого помещения в <адрес>», в связи с чем отверг доводы ответчика об отсутствии недобросовестности действий с его стороны.
Таким образом суд не нашел оснований для освобождения ФИО1 от возврата денежной суммы социальной выплаты в соответствии с положениями подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки ФИО4»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем».
Таким образом, во исполнение предписаний статьи 40 Конституции Российской Федерации о праве на жилище, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами на уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются условия и порядок предоставления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки в целях содействия улучшению их жилищных условий.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (далее – ГК РФ), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению – для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
В соответствии с Основным мероприятием 10. Национальный проект «Жилье и городская среда» Федеральный проект «Жилье» Подпрограммы № 1 государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428, работник бюджетной сферы, в том числе государственный (гражданский, муниципальный) служащий органов власти Сахалинской области, органов местного самоуправления, имеющий постоянное место жительства или временную регистрацию на территории Сахалинской области, относится к одной из отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются жильем.
В целях реализации государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» постановлением Правительства Сахалинской области от 09.04.2014 № 150 утвержден Порядок формирования списка участников мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем».
В соответствии с п. 1.2 указанного Порядка гражданин, изъявивший желание быть включенным в список участников, предоставляет в администрацию муниципального образования заявление на участие в мероприятии по установленной форме с приложением необходимого перечня документов.
Исходя из характера и предназначения предоставленной ФИО1, являющейся работником бюджетной сферы, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Сахалинской области, данная мера государственной поддержки представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки такой категории граждан, направлена ответчиком на оплату по договору о долевом участии в строительстве, в связи с чем данная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.
В соответствии с Порядком формирования списка участников мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» Подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», администрация муниципального образования либо уполномоченный(ые) ею орган(ны) в течение периода, не превышающего 60 рабочих дней с момента представления Заявителем комплекта документов, осуществляет их проверку.
По истечении срока приема документов администрация муниципального образования либо уполномоченный(ные) ею орган(ны) запрашивает(ют) в управлении Федеральной регистрационной службы выписку об отсутствии зарегистрированных на территории Российской Федерации прав на недвижимое имущество (жилье) на Заявителя (при наличии семьи - на всех членов семьи) (п. 1.10).
По результатам проведенной проверки администрация муниципального образования либо уполномоченный(ные) ею орган(ны) принимает(ют) решение:
- о приеме документов;
- о возврате комплекта документов (в случае принятия решения претендентом об отказе в участии Мероприятия) (п. 1.11).
Решение о возврате документов принимается в случаях:
- установления фактов представления Заявителем документов, содержащих недостоверные сведения;
- установления фактов ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджетов;
- несоответствия Заявителя условиям и требованиям, установленным Мероприятием (п. 1.12).
Администрация муниципального образования либо уполномоченный(ые) ею орган(ны) информирует Заявителя о принятом решении, используя любые средства и виды связи, в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения с последующим письменным подтверждением решения, принятого администрацией муниципального образования либо уполномоченным(ми) ею органом(ми), в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения (п. 1.13).
Как следует из приложений к заявлению ФИО1 на участие в Программе от 08.05.2019, помимо прочих документов ею была представлена справка ООО УК «ЖЭУ-13» указывающая не только о том, что она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, но и на принадлежность ей 1/4 доли в этом жилом помещении на праве собственности.
Доказательствами по делу и пояснениями в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя истца ФИО3 также подтверждается, что после подачи ФИО1 заявления на участие в мероприятии Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем, в распоряжении администрации имелась информация о нахождении в собственности ответчика, как доли указанного жилого помещения, так и дома, расположенного по адресу: <адрес>, однако эти обстоятельства ошибочно не были учтены при выдаче уведомления о предоставлении ФИО1 социальной выплаты в размере 1375447рублей.
Таким образом, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы ответчика об отсутствии с ее стороны недобросовестного, противоправного поведения при реализации права на получение указанной меры государственной поддержки, однако суд первой не применил к спорным отношениям положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не принял во внимание социально значимый характер полученной ФИО1 в рамках действовавшей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» денежной выплаты для приобретения жилья.
В этой связи вывод суда первой инстанций о наличии оснований для взыскания с ФИО1 в пользу администрации города Южно-Сахалинска суммы предоставленной социальной выплаты на приобретение жилья, а также не применение к спорным отношениям положения подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, сделан без учета правовой природы названной выплаты, не соответствует приведенному правовому регулированию.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных администрацией к ФИО1 исковых требований о возврате неосновательного обогащения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2021 года, отменить.
Принять по делу новое решение.
Администрации города Южно-Сахалинска отказать в удовлетворении иска к ФИО1 о возврате неосновательного обогащения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 апреля 2022 года.
Председательствующий В.А. Калинский
Судьи В.Ю. Доманов
А.В. Карпов