ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7420/19 от 24.07.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горпинич Н.Н. Дело № 33-7420/2019

А-209г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макаровой Ю.М.

судей Тихоновой Ю.Б., Кучеровой С.М.

с участием прокурора Андреева А.И.

при секретаре Мядзелец Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах РФ в лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска к Терещенко Константину Викторовичу о возмещении ущерба

по апелляционной жалобе Терещенко К.В.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 декабря 2018 года, которым постановлено:

«Взыскать с Терещенко Константина Викторовича в пользу государства Российская Федерация в счет возмещения ущерба денежную сумму 7 070 212,14 рублей, путем перечисления по следующим реквизитам: ИНН/КПП 2460225688/246001001, расчетный счет 40204810800000001047 УФК по Красноярскому краю (ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска), ОКПО: 67644818, ОГРН: 1102468045900, ОКАТО: 04401363, ОКТМО: 04701000001, ОКОГУ: 4210007.

Взыскать с Терещенко Константина Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 43 551,06 рублей».

Заслушав доклад судьи Макаровой Ю.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Российской Федерации в лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратился в суд с иском к Терещенко К.В. о возмещении ущерба.

Требования мотивированы тем, что 09.06.2016 СО по Железнодорожному району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю в отношении директора ООО КСК «Лидер-Прогресс» Терещенко К.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ по факту неисполнения в личных интересах обязанностей налогового агента по перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенного в крупном размере.

Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Терещенко К.В. послужило то, что являясь директором ООО КСК «Лидер Прогресс», основными видами деятельности которого являлось производство общестроительных работ по возведению зданий, по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы, монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций и пр., не исполнил обязанность налогового агента по перечислению налогов в бюджет. В соответствии с решением № 3 единственного учредителя ООО КСК «Лидер Прогресс» от 27.02.2014, приказом № 28к от 27.02.2014 Терещенко К.В. принят на работу и назначен на должность директора ООО КСК «Лидер Прогресс». 27.02.2014 с Терещенко К.В. заключен трудовой договор сроком на 5 лет. ООО КСК «Лидер Прогресс» являлось налоговым агентом и несло обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате в бюджет исчисленных сумм налога на доходы физических лиц.

Терещенко К.В., занимая должность директора ООО КСК «Лидер Прогресс», в соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом ООО КСК «Лидер Прогресс», утвержденным решением единственного учредителя ООО КСК Лидер Прогресс» от 27.02.2014, являясь единоличным исполнительным органом общества, выполнял в нем управленческие функции, руководил его текущей хозяйственной деятельностью. Кроме того, Терещенко К.В., как директор общества, отвечал за организацию бухгалтерского учета в обществе, соблюдение законодательства РФ при выполнении хозяйственных операций, уплату установленных законом налогов и сборов в установленные сроки.

В соответствии с налоговым законодательством на директора ООО КСК «Лидер Прогресс» возложена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с выплаченных доходов.

Вместе с тем, в период с 27.02.2014 до 03.03.2014, Терещенко К.В., являясь директором ООО КСК «Лидер Прогресс» и, соответственно, распорядителем имущества и финансовых средств общества не исполнял обязанностей налогового агента по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации НДФЛ.

В период с 27.02.2014 по 27.02.2015 он, зная о необходимости перечисления в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ с фактически выплаченного дохода, в нарушение ст. 57 Конституции РФ и ст. 23, п. 1, пп. 1-4 п. 3, п.п. 4, 5 ст. 24, п.п. 1,4,6 ст. 226, п. 2 ст. 223 НК РФ систематически, по мере начисления и выплаты доходов, исчисления и удержания НДФЛ работников ООО КСК «Лидер Прогресс», давал главному бухгалтеру ООО КСК «Лидер Прогресс» АЛВ обязательные для нее устные распоряжения о неперечислении удержанного НДФЛ в бюджет, формировании задолженности по выплате НДФЛ и направлении средств на выдачу заработной платы работникам общества, расчеты с контрагентами, с поставщиками и подрядчиками, и другие цели.

Главный бухгалтер ООО КСК «Лидер Прогресс» АЛВ. выполняла обязательные для нее устные распоряжения директора ООО КСК «Лидер Прогресс» Терещенко К.В. по неперечислению исчисленного и удержанного НДФЛ.

За период с 27.02.2014 по 27.02.2015, в соответствии со сроками, установленными Налоговым кодексом РФ, а также с учетом периодов нахождения Терещенко К.В. в очередных отпусках, поскольку им осуществлялось фактическое руководство и распоряжение денежными средствами, налоговым агентом ООО КСК «Лидер Прогресс», в лице директора Терещенко К.В., подлежала перечислению в бюджет исчисленная и удержанная сумма налога на доходы физических лиц в размере 7 511 787 рублей.

Сумма неисполненных обязанностей налогового агента ООО КСК «Лидер Прогресс» в период с 27.02.2014 по 27.02.2015 в срок исполнения обязанностей директора Терещенко К.В. по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате заработной платы работникам предприятия, составила 7 399 841 рубль. Общая сумма подлежащих исполнению обязанностей налогового агента ООО КСК «Лидер Прогресс» за период с 27.02.2014 по 27.02.2015 составила 7 511 787 рублей. Общая сумма перечисленного налоговым агентом ООО КСК «Лидер Прогресс» в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 27.02.2014 по 27.02.2015 составила 111 946 рублей. При этом, в проверяемый период ООО КСК «Лидер Прогресс» располагало денежными средствами, достаточными для исполнения обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ в бюджет Российской Федерации и ведения финансово-хозяйственной деятельности. В результате указанных действий Терещенко К.В. в бюджет Российской Федерации не перечислен НДФЛ в сумме 7 399 841 рубль.

Действия Терещенко К.В., совершенные в период с 27.02.2014 года по 27.02.2015 года привели к тому, что из-под действия механизма принудительного взыскания задолженности по обязательным налоговым платежам в бюджеты различных уровней были выведены и тем самым сокрыты денежные средства на общую сумму 7 070 212,14 рублей, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно было быть произведено исчисление, удержание и перечисление в бюджет Российской Федерации налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пп. 1-4 п. 3, п. 4 ст. 24 НК РФ Терещенко К.В. как руководитель юридического лица, являющегося налоговым агентом, обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам (работникам), и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

В результате вышеуказанных действий Терещенко К.В. для налогового органа - ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска была исключена возможность получения налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет.

Поскольку НДФЛ в соответствии с требованиями НК РФ и Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» зачисляется в бюджет Красноярского края, то ущерб причинен Красноярскому краю. Поскольку функция по администрированию налоговых платежей возложена на федеральные органы исполнительной власти – налоговые органы – соответствующее требование заявляется также в интересах Российской Федерации.

По факту совершения Терещенко К.В. преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, уголовное дело в отношении него прекращено СО по Железнодорожному району г. Красноярска 07.04.2017 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, по нереабилитирующему основанию.

Просит суд взыскать с Терещенко К.В. в доход государства сумму ущерба, причиненного преступлением, в размере 7 070 212,14 рублей, указав, что взысканная сумма подлежит перечислению по следующим реквизитам: ИНН/КПП 2460225688/246001001, расчетный счет 40204810800000001047 УФК по Красноярскому краю (ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска), ОКПО: 67644818, ОГРН: 1102468045900, ОКАТО: 04401363, ОКТМО: 04701000001, ОКОГУ: 4210007.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Терещенко К.В. просит отменить решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного решения. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии какой-либо возможности взыскания с организации-налогоплательщика задолженности и обращение с иском к ответчику является единственно возможным способом защиты и восстановления нарушенного права потерпевшего лица. Указывает на то, что в материалы дела не представлено документов о реализации механизмов взыскания налоговых платежей с должника-налогоплательщика, а также о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц общества. Указывает на то, что ответчик выполнял функцию по решению технических вопросов строительства, фактически являлся номинальным руководителем. Указывает на то, что при рассмотрении суд не учел фактические обстоятельства совершения преступления, не оценил имущественное положение виновного лица, степень его вины в причинении вреда, наличие факта обогащения в результате совершения налогового преступления. Выражает несогласие с суммой ущерба.

На поданную апелляционную жалобу представлено возражение представителем ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска Проводко О.В., в котором она просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Терещенко К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска Проводко О.В., Веревкина И.В., прокурора Андреева А.И., согласившихся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом. Так, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

В силу п. 1, 4, 5 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном данным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

При этом лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, по смыслу гражданского законодательства несет ответственность, если при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или не разумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

В соответствии с п.п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Указанные в абзаце первом данного пункта лица именуются в данной главе налоговыми агентами.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П, обязанность, установленная ст. 57 Конституции Российской Федерации, имеет публично-правовой, а не частноправовой характер; соответственно, налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой и предполагают их субординацию; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены полномочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.

Привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке, в частности после внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении этой организации, либо в случаях, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно. Этим не исключается использование мер, предусмотренных процессуальным законодательством, для обеспечения возмещения причиненного физическими лицами, совершившими налоговое преступление.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с решением № 3 единственного учредителя ООО КСК «Лидер Прогресс» от 27.02.2014, приказом № 28к от 27.02.2014 Терещенко К.В. принят на работу и назначен на должность директора ООО КСК «Лидер Прогресс». 27.02.2014 с Терещенко К.В. заключен трудовой договор сроком на 5 лет. ООО КСК «Лидер Прогресс» являлось налоговым агентом и несло обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате в бюджет исчисленных сумм налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 3.1 трудового договора, Терещенко К.В. обязан в том числе осуществлять оперативное руководство финансовой и хозяйственной деятельностью общества.

Согласно п. 7.1 трудового договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Терещенко К.В. своих обязанностей, нарушения трудового законодательства он несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

В соответствии с разделом 8 устава ООО КСК «Лидер Прогресс» директор является единоличным исполнительным органом общества, руководит текущей деятельностью, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества, обеспечивает ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества в соответствии с действующим законодательством.

Терещенко К.В., занимая должность директора ООО КСК «Лидер Прогресс», в соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом ООО КСК «Лидер Прогресс», утвержденным решением единственного учредителя ООО КСК Лидер Прогресс» от 27.02.2014, являясь единоличным исполнительным органом общества, выполнял в нем управленческие функции, руководил его текущей хозяйственной деятельностью. Кроме того, Терещенко К.В., как директор общества, отвечал за организацию бухгалтерского учета в обществе, соблюдение законодательства РФ при выполнении хозяйственных операций, уплату установленных законом налогов и сборов в установленные сроки.

В соответствии с налоговым законодательством на директора ООО КСК «Лидер Прогресс» возложена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с выплаченных доходов.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в период с 27.02.2014 по 27.02.2015, Терещенко К.В., являясь директором ООО КСК «Лидер Прогресс» и, соответственно, распорядителем имущества и финансовых средств общества, не исполнял обязанностей налогового агента по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации НДФЛ.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами проведенной в отношении ООО КСК «Лидер Прогресс» ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска выездной налоговой проверки, в ходе которой выявлено неперечисление в бюджет в период с 27.02.2014 по 27.02.2015 налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате заработной платы работникам предприятия.

Из материалов дела следует, что Терещенко К.В., являясь единоличным исполнительным органом ООО КСК «Лидер Прогресс», и обязанный осуществлять оперативное руководство обществом, включая организацию бухгалтерского учета и отчетности в обществе, подписание отчетной документации, предоставляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов возглавляемой им организации, в период с 27.02.2014 по 27.02.2015 не исполнил обязанности налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате заработной платы работникам предприятия, в крупном размере в сумме 7 399 841 рубль.

По результатам указанной проверки вынесено решение № 6 от 18.05.2015 о привлечении ООО КСК «Лидер Прогресс» к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма доначисленных налогов, пени, штрафов составила 8 494 194,40 рублей, в том числе налогов 7 495 145 рублей, пени 466 039,40 рублей, штрафа 533 010 рублей.

29.02.2016 произведены зачеты платежей в счет имеющей задолженности в размере 42 164 рублей, 327,61 рублей, 379 493 рублей, 2 948,25 рублей, на общую сумму 424932,86 рублей, что снизило задолженность по налогу с 7 495 145 рублей до 7 070 212,14 рублей.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в адрес ООО КСК «Лидер Прогресс» направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 1379 по состоянию на 22.07.2015. Срок исполнения обязанности по уплате налогов по требованию 11.08.2015.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа ООО КСК «Лидер Прогресс» самостоятельно исполнено не было.

09.06.2016 в отношении Терещенко К.В. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ. Основанием для возбуждения уголовного дела послужило то, что являясь директором ООО КСК «Лидер Прогресс», основными видами деятельности которого являлось производство общестроительных работ по возведению зданий, по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы, монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций и пр., не исполнил обязанность налогового агента по перечислению налогов в бюджет.

17.02.2017 постановлением ГСУ СК РФ по Красноярскому краю Терещенко К.В., являющийся директором ООО КСК «Лидер Прогресс», привлечен в качестве обвиняемого по указанному уголовному делу, с предъявлением ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ.

07.04.2017 постановлением ГСУ СК РФ по Красноярскому краю уголовное преследование в отношении Терещенко К.В. прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 212, ст. 213 УПК РФ, ч. 1 ст. 78 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом письменными доказательствами, из которых следует, что в период с 27.02.2014 по 27.02.2015 директор ООО КСК «Лидер Прогресс» Терещенко К.В. не в полном объеме исполнял обязанность налогового агента по перечислению сумм налога на доходы физических лиц в бюджет с работников ООО КСК «Лидер Прогресс», систематически, по мере начисления и выплаты доходов, исчисления и удержания НДФЛ работников ООО КСК «Лидер Прогресс», он давал главному бухгалтеру ООО КСК «Лидер Прогресс» АЛВ обязательные для нее устные распоряжения о неперечислении удержанного НДФЛ в бюджет, формировании задолженности по выплате НДФЛ и направлении средств на выдачу заработной платы работникам общества, расчеты с контрагентами, с поставщиками и подрядчиками, и другие цели.

Главный бухгалтер ООО КСК «Лидер Прогресс» АЛВ выполняла обязательные для нее устные распоряжения директора ООО КСК «Лидер Прогресс» Терещенко К.В. по неперечислению исчисленного и удержанного НДФЛ.

За период с 27.02.2014 по 27.02.2015, в соответствии со сроками, установленными Налоговым кодексом РФ, а также с учетом периодов нахождения Терещенко К.В. в очередных отпусках, поскольку им осуществлялось фактическое руководство и распоряжение денежными средствами, налоговым агентом ООО КСК «Лидер Прогресс», в лице директора Терещенко К.В., подлежало перечислению в бюджет исчисленная и удержанная сумма налога на доходы физических лиц в размере 7 511 787 рублей, в том числе: 191 844 рубля по сроку уплаты 03.03.2014; 150 948 рублей по сроку уплаты 01.04.2014; 377 194 рубля по сроку уплаты 05.05.2014; 367 325 рублей по сроку уплаты 02.06.2014; 809 463 рубля по сроку уплаты 01.07.2014; 842 061 рубль по сроку уплаты 01.08.2014; 852 900 рублей по сроку уплаты 01.09.2014; 1 079 233 рубля по сроку уплаты 03.10.2014; 945008 рублей по сроку уплаты 03.11.2014; 863 412 рублей по сроку уплаты 01.12.2014; 610 141 рубль по сроку уплаты 12.01.2015; 422 258 рублей по сроку уплаты 02.02.2015.

Сумма неисполненных обязанностей налогового агента ООО КСК «Лидер Прогресс» в период с 27.02.2014 по 27.02.2015 в срок исполнения обязанностей директора Терещенко К.В. по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате заработной платы работникам предприятия, составила 7 399 841 рубль. Общая сумма подлежащих исполнению обязанностей налогового агента ООО КСК «Лидер Прогресс» за период с 27.02.2014 по 27.02.2015 составила 7 511 787 рублей. Общая сумма перечисленного налоговым агентом ООО КСК «Лидер Прогресс» в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 27.02.2014 по 27.02.2015 составила 111 946 рублей.

При этом, в проверяемый период ООО КСК «Лидер Прогресс» располагало денежными средствами, достаточными для исполнения обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ в бюджет Российской Федерации и ведения финансово-хозяйственной деятельности. Так, на 27.02.2014 остаток денежных средств в кассе и на расчетных счетах ООО КСК «Лидер Прогресс» составлял 297 517,84 рублей. За период с 27.02.2014 по 27.02.2015 в кассу предприятия поступили наличные денежные средства в сумме 11 377 131 рубль. За указанный период из кассы предприятия произведено расходование наличных денежных средств в сумме 11 264 597,90 рублей, в том числе: выплачена заработная плата 11 138 937,61 рублей; выдано в подотчет 125 660,29 рублей. Остаток денежных средств в кассе ООО КСК «Лидер Прогресс» по состоянию на 27.02.2015 года составил 112 533,10 рублей. В период с 27.02.2014 по 27.02.2015 на расчетные счета ООО КСК «Лидер Прогресс» поступили денежные средства в сумме 154 872 205,17 рублей, которые с учетом остатка по состоянию на 27.02.2014 года в сумме 297 517,84 рублей направлены в размере 155129723,01 рублей на следующие цели предприятия: предоставлены займы 544 000 рублей; произведены расчеты с поставщиками и подрядчиками 103 016 689,48 рублей; возвращено покупателям 3587000 рублей; произведены расчеты по платежам в бюджет 3 166 534,91 рублей; перечислены страховые взносы на обязательное страхование 5 945 586,58 рублей; выплачена заработная плата 37 648 601,08 рублей; выдано под отчет работникам 641 763,21 рублей; произведены расчеты по прочим операциям 2 000 рублей; произведены расчеты с дебиторами и кредиторами 244 848,33 рублей; произведены прочие расходы 332 699,42 рублей. Остаток денежных средств на конец дня 27.02.2015 года на расчетных счетах ООО КСК «Лидер Прогресс» составил 40 000 рублей.

В результате вышеуказанных действий Терещенко К.В. для налогового органа - ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска была исключена возможность получения налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет.

Приведенные обстоятельства подтверждают тот факт, что действиями Терещенко К.В., как должностного лица, причинен ущерб публичным интересам. Поскольку НДФЛ в соответствии с требованиями НК РФ и Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» зачисляется в бюджет Красноярского края, то ущерб причинен Красноярскому краю. Поскольку функция по администрированию налоговых платежей возложена на федеральные органы исполнительной власти – налоговые органы – соответствующее требование заявляется также в интересах Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ущерб Российской Федерации причинен организацией-налогоплательщиком по вине Терещенко К.В., уполномоченного представлять интересы ООО КСК «Лидер Прогресс», в связи с чем, он является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба в размере 7 070 212,14 рублей, указанную сумму суд взыскал в пользу Российской Федерации в лице ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания ущерба, поскольку установлена вся совокупность условий, предусмотренных ст. 15 ГК РФ, для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постановление о прекращении уголовного дела не содержит выводов о его виновности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 199.1 Уголовного кодекса РФ, что является необходимым элементом возникновения ответственности, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых норм.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении N 39-П от 08.12.2017, прекращение уголовного преследования и уголовного дела не означает освобождение лица от иных негативных последствий совершенного деяния, - в силу публичного характера уголовно-правовых отношений введение уголовно-правовых запретов и ответственности за их нарушение, равно как и установление правил освобождения от уголовной ответственности и наказания, в том числе посредством объявления и применения амнистии, является прерогативой государства в лице его законодательных и правоприменительных органов.

При выявлении нереабилитирующего основания к прекращению уголовного дела лицо, в отношении которого уголовное дело подлежит прекращению, вправе настаивать на продолжении расследования и рассмотрении дела в судебном заседании, а в случае вынесения решения о прекращении уголовного дела - обжаловать его в установленном процессуальным законом судебном порядке, благодаря чему лицам, заинтересованным в исходе дела, обеспечивается судебная защита их прав и законных интересов в рамках уголовного судопроизводства.

Если обвиняемый (подсудимый) не возражает против прекращения уголовного преследования, нет оснований считать его права и законные интересы нарушенными решением о прекращении уголовного дела (при условии его достаточной обоснованности).

Применительно к случаям прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования суд при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства иска о возмещении вреда, причиненного лицом, подвергнутым уголовному преследованию, в силу части первой статьи 67 и части первой статьи 71 ГПК Российской Федерации должен принять данные предварительного расследования, включая сведения об установленных органом предварительного расследования фактических обстоятельствах совершенного деяния, содержащиеся в решении о прекращении уголовного дела, в качестве письменных доказательств, которые суд обязан оценивать наряду с другими имеющимися в деле доказательствами по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании. При этом оценка судом в гражданском деле материально-правовых оснований возмещения причиненного преступлением вреда не может ограничиваться выводами осуществлявших уголовное судопроизводство органов, изложенными в постановлении о прекращении уголовного дела.

Из материалов уголовного дела следует, что Терещенко К.В. не возражал, что уголовное дело будет прекращено в связи с истечением срока исковой давности, то есть по нереабилитирующим основаниям.

Поскольку при рассмотрении гражданского дела Терещенко К.В. оспаривал виновность в причинении убытков, судом рассмотрен иск на основании документов, представленных ИФНС. Кроме результатов налоговой проверки, факт причинения ущерба и его размера подтверждается заключением эксперта № 171 от 08.11.2016 из которого следует, что сумма не перечисленного налога на доходы физических лиц, при фактически выплаченном доходе, без штрафов и пеней, за период с 27.02.2014 по 27.02.2015 составила 6 454 833 рублей, иного размера материалы дела не содержат.

Также подлежит отклонению довод жалобы ответчика о несогласии с размером ущерба, поскольку размер установлен заключением эксперта № 171 от 08.11.2016, проведенного в рамках уголовного дела. Указанное заключение в соответствии со ст. 56 ГПК РФ Терещенко К.В. не опровергнуто.

Довод Терещенко К.В. об отсутствии его вины в совершение налогового правонарушения, так как решение об уплате налогов принимал не он, а он действовал по указанию учредителя, материалами дела не доказан. Допрошенные по ходатайству Терещенко К.В. в суде апелляционной инстанции свидетели не подтверждают факт того, что управление ООО КСК «Лидер Прогресс» осуществлялось иными лицами, письменных доказательств указанному ответчиком обстоятельству в нарушение статьи 56 ГПК РФ им также не представлено. При этом, согласно уставу ООО КСК «Лидер Прогресс» директор является единоличным исполнительным органом общества, руководит текущей деятельностью, дает указания, обязательные для исполнения, директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства РФ.

Согласно пункту 3.4 Постановления Конституционного Суда РФ N 39-П от 08 декабря 2017 года, возмещение физическим лицом вреда, причиненного неуплатой организацией налога в бюджет или сокрытием денежных средств организации, в случае привлечения его к уголовной ответственности может иметь место только при соблюдении установленных законом условий привлечения к гражданско-правовой ответственности и только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей организацией-налогоплательщиком.

После исчерпания или объективной невозможности реализации установленных налоговым законодательством механизмов взыскания налоговых платежей с организации-налогоплательщика и предусмотренных гражданским законодательством механизмов привлечения указанных лиц к установленной законом ответственности обращение в суд в рамках статей 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ к физическому лицу, привлеченному или привлекавшемуся к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, с целью возмещения вреда, причиненного публично-правовым образованиям, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней по ним является одним из возможных способов защиты и восстановления нарушенного права и само по себе не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.

Следовательно, привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке, в частности после внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении этой организации, либо в случаях, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно.

Согласно уведомлению об отсутствии сведений в ЕГРН, по состоянию на 05.04.2018 у ООО КСК «Лидер Прогресс» отсутствуют какие-либо зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества.

ООО КСК «Лидер Прогресс» также не имеет на праве собственности маломерных моторных судов, транспортных средств, самоходной техники.

Согласно базе данных ГУ «КГЦТИ и ОЗСС», сформированной по состоянию на 31.12.1998, за ООО КСК «Лидер Прогресс» объекты недвижимости на территории г. Красноярска на праве собственности не зарегистрированы.

По сообщению Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю на принудительном исполнении в отделе находилось сводное исполнительное производство возбужденное в отношении ООО КСК «Лидер Прогресс», на общую сумму задолженности 17 216 158,41 рублей. Исполнительное производство окончено 28.09.2016 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», оригиналы исполнительных документов направлены в адреса взыскателей.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20.07.2018 производство по делу о банкротстве ООО КСК «Лидер Прогресс» прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. В ходе рассмотрения итогов процедуры наблюдения в отношении ООО КСК «Лидер Прогресс» арбитражный суд пришел к выводу о наличии у должника признаков банкротства, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у должника имущества в достаточном объеме и, как следствие, получения денежных средств, предназначенных на ведение процедуры банкротства.

17.04.2018 в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 29055608 рублей. 22.05.2018 размер заявленных требований уточнен до 29 091 404,48 рублей. Указанная задолженность включает в себя сумму НДФЛ в размере 7 070 212,14 рублей, которая является спорной по настоящему делу.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 06.09.2018 производство по требованию налогового органа прекращено в связи с тем, что производство по делу о признании должника банкротом прекращено.

Факты отсутствия имущества и прекращения хозяйственной деятельности ООО КСК «Лидер Прогресс» установлены определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.11.2017 года по делу № А33-3228/2017, определением Арбитражного суда Красноярского края от 20.07.2018 года по делу № А33-318/2018. Согласно акту обследования от 31.05.2017 года общество по юридическому адресу отсутствует. Согласно выписке о движении денежных средств по счету в банке, в течение 2016-2018 годов денежные расчеты ООО КСК «Лидер Прогресс» не осуществлялись, операции, присущие хозяйствующему субъекту, не производились, остаток денежных средств на текущий момент 0 рублей. Налоговая и бухгалтерская отчетность обществом не представляется. Последний расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, отправлен в налоговый орган 29.04.2016 года ООО КСК «Лидер Прогресс» за 1 квартал 2016 года, бухгалтерский баланс представлен за 2015 год 31.03.2016 года. Последний расчет по налогу на прибыль организаций обществом представлен за 1 квартал 2016 года 25.04.2016 года. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года представлена 25.04.2016 года.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что какая-либо возможность взыскания задолженности с организации-налогоплательщика отсутствует, в силу чего обращение с иском к виновному в налоговом преступлении лицу является единственно возможным способом защиты и восстановления нарушенного права потерпевшего лица.

Проверяя довод Терещенко К.В. о том, что существует возможность взыскания задолженности за счет юридического лица, судебная коллегия истребовала информацию, содержащуюся Межрайонной ИФНС России № 1по Республике Тыва, согласно которому с мая 2016 года по настоящее время ООО КСК «Лидер Прогресс» ИНН 2460244708 налоговую и бухгалтерскую отчетность не сдавало. ООО КСК «Лидер Прогресс» ОГРН 1132468010641 представлено заявление в регистрирующий орган Красноярского края о предстоящей смене адреса на Республику Тыва, г. Кызыл, о чем в Единый государственный реестр была внесена запись о предстоящей смене адреса 05.05.2016 ГРН 2162468795003. До настоящего времени в регистрирующий орган Республики Тыва заявление с подтверждающими документами изменения адреса места нахождения юридического лица не представлялось.

Согласно справке ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска ООО КСК «Лидер Прогресс» ИНН 2460244708 состоит на учете в ИФНС с 26.02.2013 по настоящее время. Организация относится к категории налогоплательщиков, не представляющих налоговую, бухгалтерскую отчетность с 1 квартала 2016 года, в связи с чем в адрес налогоплательщика неоднократно направлялись требования о представлении отчетности в налоговый орган. Последняя представленная отчетность: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 3 месяца 2016 года поступила в инспекцию 29.04.2016.

При изложенных обстоятельствах, не имеется оснований для утверждения о том, что ООО КСК «Лидер Прогресс» является действующей организацией.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08 декабря 2017 года N 39-П признал статью 15, п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и пп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ в их нормативном единстве не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают возможность взыскания по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованиям, денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пеней с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при установлении всех элементов состава гражданского правонарушения, при том что сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий их виновность в причинении имущественного вреда; не допускают, по общему правилу, взыскание вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-налогоплательщика либо до того, как судом будет установлено, что данная организация является фактически недействующей и (или) что взыскание с нее либо с лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам, налоговой недоимки и пеней на основании норм налогового и гражданского законодательства невозможно (кроме случаев, когда судом установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь "прикрытием" для действий контролирующего ее физического лица).

Согласно указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, допускается взыскание с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований, в размере неуплаченных юридическими лицами налогов при установлении всех элементов состава гражданского правонарушения и при установлении того обстоятельства, что данная организация является фактически недействующей и (или) что взыскание с нее налоговой недоимки невозможно. А кроме того, предполагают правомочие суда при определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету публично-правового образования физическим лицом, учитывать его имущественное положение (в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления), степень вины, характер уголовного наказания, а также иные существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного дела.

Согласно свидетельствам о рождении на иждивении у Терещенко К.В. трое несовершеннолетних детей: ТАК, <дата> года рождения; ТМК, <дата> года рождения, ТВК, <дата> года рождения.

Согласно пояснениям Терещенко К.В. в настоящее время он не работает, находится под домашним арестом, поскольку является обвиняемым по уголовному делу. Супруга имеет временные заработки. Собственного жилья не имеет, в подтверждение чего представил договоры аренды жилого помещения, сроком с 20.07.2014 по 20.01.2018, с 21.01.2018 по 21.01.2023. В собственности имеется автомобиль, который находится в залоге у банка, что подтверждается реестром уведомлений о залоге движимого имущества Федеральной нотариальной палаты.

Доказательств тому, что Терещенко К.В. получил доход в результате неперечисления налогов на счет бюджета, материалы дела не содержат.

С учетом изложенных обстоятельств конкретного дела, с учетом личности, семейного и имущественного положения ответчика, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08 декабря 2017 года N 39-П, судебная коллегия полагает, что размер причиненного ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, должен быть снижен до 500 000 рублей.

Нарушений норм процессуального права влекущих безусловную отмену решения судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 декабря 2018 года изменить в части размера ущерба, подлежащего взысканию с Терещенко Константина Викторовича в пользу государства Российская Федерация, снизив размер взысканной суммы в счет возмещения ущерба до 500 000 рублей.

Это же решение изменить в части размера государственной пошлины, снизив размер подлежащей взысканию с Терещенко Константина Викторовича в доход местного бюджета государственной пошлины до 8200 рублей

В остальной части апелляционную жалобу Терещенко К.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи