ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7451/2022 от 01.09.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Алтынбаева Н.А.

Докладчик: Бычковская И.С. № 33-7451/2022 (2-155/2022)

УИД 42 RS0039-01-2022-000230-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 1 сентября 2022 года

судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего И.В.Першиной,

судей Т.Ю.Полуэктовой и И.С. Бычковской,

при секретаре Л.Ю.Ломовой,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе Сурковой Веры Владимировны на решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 года по иску Сурковой Веры Владимировны к администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛА:

Суркова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Ижморского муниципального округа о признании решения органа местного самоуправления от 29 марта 2022 г. незаконным, включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет.

Требования мотивированы тем, что с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. она занимала должности муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на 7 февраля 2020 г. составил 12 лет 9 месяцев 4 дня. 28 февраля 2022 г. она обратилась в администрацию Ижморского муниципального округа (в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы) с заявлением о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке периодов работы на иных предприятиях, опыт и знания в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в администрации Ижморского городского поселения. В заявлении она просила включить в исключительном порядке следующие периоды работы:

с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприемного предприятия. В указанный период она осуществляла организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа, а впоследствии после его ликвидации Ижморского Райпотребсоюза, и Ижморского райпо. Выполняла работу с кассовой наличностью;

с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо. Выполняла работу, связанную с ведением финансово-хозяйственных операций, учета обязательств и имущества, в том числе оформление приобретения и реализации продукции, изделий, товарно-материальных ценностей и т.д.; расчетом необходимых налогов, взносов, перечислением их в бюджеты разного уровня;

с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества. В указанный период занималась вопросами оформления входящей и исходящей корреспонденции, подготовки проектов ответов на различного рода запросы контролирующих органов, оформления приказов и распоряжений работодателя, ознакомление с ними работников, ведения общего делопроизводства предприятия;

с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества;

с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества «Ижморское».

Указанные периоды она просила включить в стаж в совокупности 5 лет, что предусмотрено Положением о зачете стажа, при имеющимся стаже на указанных предприятиях более 20 лет.

29 марта 2022 г. комиссия по исчислению стажа муниципальной службы вынесла решение в виде протокола № 1 об отказе в удовлетворении ее требований.

Решение вынесено на основании Положения «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный округ периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного постановлением администрации Ижморского муниципального округа от 12 января 2021 г. № 9-п, тогда как она занимала должности муниципальной службы с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г., ввиду чего необходимо принимать во внимание, действующее в период прохождения муниципальной службы Положение о порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях (утвержденных Постановлением администрации Ижморского муниципального района от 3 июня 2013 г. № 477-п). Опыт и знания, приобретенные в вышеуказанные периоды работы, способствовали повышению качества и эффективности работы для выполнения обязанностей специалиста первой категории администрации поселка Ижморский, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам.

Истец Суркова В.В. и её представитель Аннинкова Е.Е. в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представитель ответчика Лангольф Р.В. исковые требования не признала.

Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 года постановлено:

Исковые требования истца Сурковой Веры Владимировны удовлетворить частично.

Признать решение администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе № 1 от 29 марта 2022 г. в отношении Сурковой Веры Владимировны незаконным.

В остальной части исковых требований Сурковой Вере Владимировне отказать.

Взыскать с администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа в пользу Сурковой Веры Владимировны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.

В апелляционной жалобе Суркова В.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. Указывает на процессуальное нарушение, выраженное в переходе к рассмотрению её административного иска в порядке гражданского судопроизводства, о чем она извещена не была. Кроме того, в случае признания акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению. Однако, суд, признав решение ответчика недействительным, не рассмотрел вопрос о восстановлении прав истца. Кроме того, суд не делает выводов относительно периода, который ответчик рассмотрел в оспариваемом решении – с 8 февраля 1993 г. по 7 февраля 1998. Также апеллянт указывает на необходимость возмещения её судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в полном объеме.

На апелляционную жалобу представителем ответчика принесены возражения.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (пункт 2).

Принимая во внимание, что решение суда в части удовлетворения исковых требований не обжалуется ни истцом, ни ответчиком, а также учитывая, что обстоятельств, которые могут служить основанием для безусловной отмены принятого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает, судебная коллегия полагает возможным проверить законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 28 июня 2016 г. Суркова В.В. является получателем пенсии по старости.

С 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. истец занимала должность муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на дату увольнения составил 12 лет 9 месяцев 4 дня (при необходимом для назначения пенсии за выслугу лет в 2020 году – 17 лет).

28 февраля 2022 г. Суркова В.В. обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа о включении в порядке исключения в стаж муниципальной службы Ижморского муниципального округа периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы Ижморского муниципального округа:

с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприемного предприятия. В указанный период она осуществляла организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа, а впоследствии после его ликвидации Ижморского Райпотребсоюза, и Ижморского райпо. Выполняла работу с кассовой наличностью;

с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо. Выполняла работу, связанную с ведением финансово-хозяйственных операций, учета обязательств и имущества, в том числе оформление приобретения и реализации продукции, изделий, товарно-материальных ценностей и т.д.; расчетом необходимых налогов, взносов, перечислением их в бюджеты разного уровня;

с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества. В указанный период занималась вопросами оформления входящей и исходящей корреспонденции, подготовки проектов ответов на различного рода запросы контролирующих органов, оформления приказов и распоряжений работодателя, ознакомление с ними работников, ведения общего делопроизводства предприятия;

с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества;

с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества «Ижморское».

Периоды работы истца в указанные периоды в соответствующих должностях и организациях подтверждаются трудовой книжкой и ответчиком не оспариваются.

Из протокола комиссии по исчислению стажа муниципальной службы от 29 марта 2022 г. № 1 следует, что рассмотрев заявление и представленные документы (трудовая книжка) Сурковой В.В. комиссия решила: в соответствии со статьёй23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 20 Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных гражданских служащих», Законом Кемеровской области от 30 августа 2007 г. № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» и руководствуясь пунктом 5 Положения «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный округ периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного постановлением администрации Ижморского муниципального округа от 12 января 2021 г. № 9-п, отказать о включении в стаж муниципальной службы период работы с 8 февраля 1993 г. по 7 февраля 1998 г. бухгалтером Ижморского райпо.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не принято решение в отношении периодов работы истца, указанных в заявлении, а суд органом, компетентным в принятии таких решений, не является.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений статей 198 и 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (невручение определения о переходе к рассмотрению заявления по правилам гражданского судопроизводства) не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вместе с тем частью 6 приведенной статьи определено, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном названным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в том числе дела, связанные с назначением и выплатой пенсий (абзац шестой пункта 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.

Характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда.

Следовательно, несмотря на то, что Суркова В.В. заявила требования в порядке административного судопроизводства, суд первой инстанции исходя из их содержания - защита нарушенного права, связанного с назначением пенсии за выслугу лет, самостоятельно определил вид судопроизводства (гражданское) и решил вопрос о принятии заявления для разрешения в порядке гражданского судопроизводства.

Вместе с тем, конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 4-П, от 3 февраля 1998 г. N 5-П, от 28 мая 1999 г. N 9-П, от 11 мая 2005 г. N 5-П и др.).

Формальное удовлетворение требований, без цели восстановления нарушенных прав и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.

Между тем, удовлетворив исковые требования в части признания решения администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе № 1 от 29 марта 2022 г. в отношении Сурковой Веры Владимировны, незаконным и, делая выводы об отсутствии оснований для рассмотрения требований Сурковой В.В. о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке указанных ею периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, суд первой инстанции не указал способ восстановления нарушенного права истца, что в данном споре влечет потенциальную возможность бездействия ответчика по спорному вопросу и не препятствует вынесению аналогичного решения.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке указанных истцом периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, рассмотрев данные требования по существу.

Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные периоды поименованы в пункте 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. № 103-О «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы».

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. № 103-О для рассмотрения вопросов по исчислению стажа муниципальной службы в органе местного самоуправления создается комиссия. Порядок создания и деятельности комиссии устанавливается муниципальным правовым актом. В компетенцию комиссии входят вопросы подготовки рекомендаций по определению стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, пенсии за выслугу лет.

Из Положения «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Ижморского муниципального округа и должности муниципальной службы Ижморского муниципального округа», утвержденного решением Советом народных депутатов Ижморского муниципального округа от 26 января 2017 г. № 211 (действующего на момент увольнения истца) следует, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют муниципальные служащие администрации Ижморского муниципального района и ее структурных подразделений при наличии на момент увольнения с должности муниципальной службы Ижморского муниципального района стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению (статья 3 часть 1).

В соответствии с Приложением к указанному Положению, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году – в 2020 составляет 17 лет.

Из Положения «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного постановлением администрации Ижморского муниципального района от 3 июня 2013 г. № 477-п следует, что иные периоды работы включаются в стаж муниципальной службы муниципального служащего для установления муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе муниципального образования Ижморский муниципальный район, …, а также для назначения муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 3 данного Положения рассмотрение вопросов о включении в стаж муниципальной службы муниципального служащего иных периодов работы возможно в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения этим муниципальным служащим функций в соответствии с его должностным регламентом не менее одного года и поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. № 49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области», в соответствующей редакции.

Согласно пункту 5 данного Положения иные периоды работы в совокупности не должны превышать 5 лет ( по аналогии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»; Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г. № 50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области, и государственным гражданским служащим Кемеровской области»).

В силу пункта 6 указанного Положения – решение о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район принимается на основании выписки из протокола настоящей комиссии: в органах администрации Ижморского муниципального района – приказом руководителей этих органов.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующие вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим предусматривает возможность включения в стаж муниципальной службы периодов, не указанных в перечне периодов, включаемых в муниципальный стаж -иных периодов, только в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения этим муниципальным служащим функций в соответствии с его должностным регламентом не менее одного года и поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. № 49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области», в соответствующей редакции.

Поскольку Суркова В.В. принята на муниципальную службу 4 мая 2007 г., условие о поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. № 49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области», который утратил силу 30 июня 2007 г., соблюдено.

Функции муниципального служащего исполнялись Сурковой В.В. не менее одного года - с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г., как того требует Положение «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях».

Между тем, судебной коллегией не установлено исключительности случая, доказательств того, что характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения Сурковой В.В. функций в соответствии с её должностным регламентом, суду не представлено.

С целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, судебной коллегией истребованы в качестве дополнительных доказательств копии уставов предприятий, на которых работала Суркова В.В. в спорные периоды, а также сделан запрос относительно специального стажа, учтенного работодателем (администрацией Ижморского муниципального округа) при приеме на муниципальную службу.

Как следует из сообщения архивного отдела администрации Ижморского муниципального округа, на хранении архива имеются только документы по личному составу данных предприятий. Нормативные (учредительные) документы в архив не сдавались.

Заместитель главы Ижморского муниципального округа сообщил, что Суркову В.В. на работу принимал глава поселка Обанин Е.В., из пояснений которого следует, что Суркова В.В. была принята без специального стажа ввиду отсутствия претендентов на данную должность.

О наличии каких – либо доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу истцом, не явившимся в заседание судебной коллегии, не заявлено.

Судебной коллегией проанализированы обязанности, содержащиеся в имеющихся в материалах дела должностных инструкциях бухгалтера Ижморского райпо, оператора ЭВМ ПО «Ижморское», кассира рабкоопа, главного специалиста по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения, ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам администрации поселка Ижморский, которые, действительно, содержат пересечения, например, выполнение работ по бухгалтерскому учету (кассир и главный специалист по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения).

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует, что опыт и знания в должности бухгалтера, кассира или оператора ЭВМ были необходимы для выполнения Сурковой В.В. функций главного специалиста по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам администрации поселка Ижморский.

Как следует из представленных должностных инструкций профессиональная направленность работы в каждой из требуемых Сурковой В.В. должности имеет различный характер.

Доводы искового заявления, указывающие на то, каким образом опыт и знания её работы в должностях бухгалтера, кассира и оператора ЭВМ были необходимы для выполнения Сурковой В.В. функций главного специалиста по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам администрации поселка Ижморский основаны на субъективной оценке истца и какими – либо доказательствами не подтверждены. При этом, какие – либо специальные познания – опыт и знания, как следует из ответа заместителя главы Ижморского муниципального округа, при приеме на работы в администрацию Ижморского муниципального округа (на муниципальную службу) учтены не были.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отказать в полном объеме.

В остальной части решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сурковой Веры Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий: И.В.Першина

Судьи: Т.Ю.Полуэктова

И.С. Бычковская