ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7562/2021 от 17.11.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-7562/2021 г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,

судей Клименко Е.Г., Галенко В.А.,

при секретаре Козулине И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 года гражданское дело (УИД 27RS0004-01-2021-001081-26, № 2-1589/2021) по иску Шматова А.В., Шматовой О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот-Российские авиалинии» о взыскании убытков, штрафа и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 23 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

У С Т А Н О В И Л А:

Шматов А.В., Шматова О.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратились в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот-Российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот») о взыскании убытков в размере 17 953 руб., компенсации морального вреда 10 000 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 50 % от присужденных сумм.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что заключили с ответчиком договор перевозки 24.10.2020 г. рейсом SU1711 из аэропорта г.Хабаровска в аэропорт Шереметьево г.Москвы. Самолет должен был вылететь из г.Хабаровска в 9-40 час. местного времени и прибыть в г.Москву 24.10.2020 г. в 10-45 час. местного времени. Поскольку, г.Москва не являлся конечной точкой маршрута ими также были приобретены билеты авиакомпании Nordwind Airlines по маршруту Москва – Краснодар на рейс N4-161 24.10.2020 г. в 16-55 час.. Рейс SU1711 из аэропорта г.Хабаровска был задержан сначала на час, потом еще на час, а затем отложен до 13-00 час. 25.10.2020 г., в связи с чем, стараясь прибыть вовремя в г.Москву к рейсу авиакомпании Nordwind Airlines, они обменяли билеты авиакомпании ПАО «Аэрофлот» на билеты АО «Авиакомпания «Россия» на рейс SU6298, вылет которого должен был состояться 24.10.2020 г. в 13-45 час. с прибытием в г.Москву в 14-55 час. местного времени. Однако данный рейс также был задержан, фактически самолет вылетел в 15-30 час. (в посадочном талоне время вылета указано как 14-45 час.), в г.Москву они прибыли 24.10.2020 г. в 17-15 час. местного времени, самолет авиакомпании Nordwind Airlines, которым они должны были лететь дальше, улетел в 16-55 час. местного времени. В результате неисполнения ответчиком обязательств по договору перевозки они были вынуждены понести расходы в размере 15 636 руб. на приобретение новых авиабилетов на рейс S72079 авиакомпании S7 Airlines по маршруту Москва – Краснодар. Поскольку данный рейс совершался в 23-50 час. местного времени 24.10.2020 г. из аэропорта Домодедово они также понесли расходы в сумме 2 317 руб. на оплату трансфера из аэропорта Шереметьево в Домодедово компанией ООО «Яндекс.Такси». Указанные обстоятельства, а также увеличение времени в пути с 18 до 25 час. повлекли за собой сильнейшую психоэмоциональную перегрузку всей семьи и причинили моральный вред. Претензия от 26.11.2020 г. о возмещении убытков оставлена ответчиком без удовлетворения.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» исковые требования не признал, указав, что после прибытия рейса SU1710 от 23.10.2020 г. во внебазовый аэропорт г.Хабаровска во время наземного обслуживания планового воздушного судна В777 б/н VPBGF было выявлено повреждение элементов проводки на левой и правой стойке шасси. В целях обеспечения безопасности воздушное судно (ВС) от полета отстранено, рейс SU1711 от 24.10.2020 г. отменен, пассажиры рейса SU1711 от 24.10.2020 г. в соответствии с ФАП 82 отправлены последующими рейсами. Для устранения неисправности из базового аэропорта Шереметьево рейсом SU1710, вылетевшим из г.Москвы в 17-15 час. местного времени 24.10.2020 г., были направлены запасные части, и после устранения неисправности 27.10.2020 г. выполнена перегонка ВС без пассажиров в базовый аэропорт. ПАО «Аэрофлот» предприняло все зависящие от него меры по недопущению причинения вреда жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа рейса SU1711 от 24.10.2020 г. Хабаровск – Москва, скорейшей доставке всех пассажиров отмененного рейса в пункт назначения, в связи с чем, предусмотренные законом основания для удовлетворения иска отсутствуют. Перевозчик действовал в строгом соответствии с п.76 ФАП 82, п.4.1 Правил Перевозчика и п.10 договора перевозки, в соответствии с которыми ПАО «Аэрофлот» вправе задержать и отменить рейс, если этого требуют условия безопасности полетов, и освобождается в этом случае от ответственности за задержку (ст.ст.400, 795 ГК РФ, ст.120 ВК РФ). При этом согласно п.п.71, 117 ФАП 82 перевозчик обеспечивает стыковку рейсов только в случаях выполнения перевозки по одному перевозочному документу в рамках единого договора перевозки. В соответствии со ст.786 ГК РФ, ст.ст.2, 103 ВК РФ время отправления и прибытия, указанные в билете, не являются существенным условием договора перевозки, срок доставки пассажира определяется в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, в силу которых время, указанное в расписании и других документах не гарантируется.

Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 23.04.2021 г. исковые требования удовлетворены частично: с ПАО «Аэрофлот» в пользу Шматова А.В. и Шматовой О.А. взысканы убытки в размере 8 976 руб., компенсация морального вреда 1 500 руб., штраф 5 000 руб. каждому; в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина 828,59 руб..

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «Аэрофлот», повторяя доводы, приведенные в обоснование возражений против иска, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права вследствие неприменения закона, подлежащего применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании истцы Шматова О.А., Шматов А.В. выразили согласие с решением суда.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, неявка разбирательству дела не препятствует.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между сторонами 16.09.2020 г. был заключен договор перевозки Шматова А.В., Шматовой О.А. и несовершеннолетней ФИО1 рейсом ПАО «Аэрофлот» SU1711 24.10.2020 г. из аэропорта г.Хабаровска в аэропорт Шереметьево г.Москвы с запланированным временем вылета в 9-40 час. местного времени и прибытием в г.Москву 24.10.2020 г. в 10-45 час. местного времени.

Истцами также был заключен договор перевозки с авиакомпанией Nordwind Airlines по маршруту Москва – Краснодар на рейс N4-161 24.11.2020 г. с отправлением из г.Москвы в 16-55 час. местного времени.

Согласно справке ПАО «Аэрофлот», распечатке из IPG AERO и техническому акту от 27.10.2020 г. во время наземного обслуживания планового для рейса ПАО «Аэрофлот» SU1711 24.10.2020 г. воздушного судна В777 VPBGF выявлено повреждение элементов проводки на левой и правой стойке шасси, причиной которых явилось скопление снежных масс под тележками основных ног шасси после посадки на заснеженную полосу. В целях обеспечения безопасности воздушное судно (ВС) от полета отстранено, рейс SU1711 от 24.10.2020 г. отменен. Для устранения неисправности из базового аэропорта Шереметьево рейсом SU1710, вылетевшим из г.Москвы в 17-15 час. местного времени 24.10.2020 г., направлены запасные части, и после устранения неисправности 27.10.2020 г. выполнена перегонка ВС без пассажиров (техническим рейсом) в базовый аэропорт. Резервные ВС ПАО «Аэрофлот» базируются в базовом аэропорту Шереметьево г.Москвы, что с учетом времени на подготовку судна к вылету и времени в полете, исключало возможность своевременной замены воздушного судна.

Пассажирам рейса SU1711 от 24.10.2020 г. было предложено переоформи билеты на последующие рейсы.

Истцы обменяли билеты авиакомпании ПАО «Аэрофлот» на билеты АО «Авиакомпания «Россия» на рейс SU6298 с запланированным вылетом из г.Хабаровска 24.10.2020 г. в 13-45 час. с прибытием в г.Москву в 14-55 час. местного времени. Однако данный рейс также был задержан, в связи с чем, в г.Москву Шматовы прибыли 24.10.2020 г. в 17-15 час. местного времени, не смогли вылететь по маршруту Москва – Краснодар рейсом авиакомпании Nordwind Airlines в 16-55 час., и были вынуждены приобрести авиабилеты на рейс S72079 авиакомпании S7 Airlines по тому же маршруту из аэропорта Домодедово в 23-50 час. местного времени 24.10.2020 г., оплатив проезд от аэропорта Шереметьево ООО «Яндекс.Такси» в сумме 2 317 руб..

Претензия истцов от 26.11.2020 г. о возмещении убытков оставлена ответчиком без удовлетворения.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.15, 151, 401, 786, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст.ст.103, 105, 116, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ), ст.ст.13, 15, 39 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», и исходил из того, что доводы ответчика об отмене рейса по причинам, связанным с обеспечением требований безопасности авиаперевозки, основанием для отказа в иске являться не могут. ПАО «Аэрофлот» нарушены обязательства, предусмотренные договором перевозки, по предоставлению в определенное договором время и место технически исправного воздушного судна, на что истцы были вправе рассчитывать при заключении договора. При таких обстоятельствах, учитывая, что перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажиров и позднее прибытие в пункт назначения, повлекшие необходимость несения дополнительных расходов, требования Шматовых о взыскании с ответчика убытков, компенсации морального вреда и штрафа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, полагая их не соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно п.1 ст.400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

В соответствии со ст.ст.784, 786 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Согласно ст.ст.792-793, 795 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В силу положений ст.ст.103, 116, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа рейсами по расписанию движения воздушных судов применяются Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, в соответствии с которыми перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности (п.76).

В соответствии с п.п.71, 117 указанных Правил перевозка пассажира, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир согласно договору воздушной перевозки несколькими перевозчиками по одному билету, или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), в котором(ых) указывается номер билета, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке. При выполнении такой перевозки перевозчик обязан обеспечить минимальное стыковочное время с рейсом, на который у пассажира забронировано место, позволяющее пассажиру пройти все предусмотренные в аэропорту трансфера предполетные формальности и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Таким образом, предусмотренные законом основания для возложения на ПАО «Аэрофлот» ответственности по возмещению истцам убытков, вызванных задержкой и последующей отменой предусмотренного заключенным сторонами договором перевозки рейса SU1711 от 24.10.2020 г. отсутствуют, поскольку такая задержка была вызвана невозможностью обеспечения безопасности полетов вследствие необходимости устранения неисправности запланированного на данный рейс воздушного судна и отсутствия резервного ВС во внебазовом аэропорте г.Хабаровска. При этом перевозка Шматовых не являлась единой, а осуществлялась по отдельным билетам на отрезках пути Хабаровск – Москва и Москва – Краснодар.

Требований к АО «Авиакомпания «Россия» истцы в настоящем деле не предъявляли, в связи с чем, обстоятельства, повлекшие задержку рейса SU6298 от 24.10.2020 г., на который Шматовы обменяли билеты, приобретенные у ПАО «Аэрофлот», судом не исследовались. Для разрешения спора между Шматовыми и ответчиком данные обстоятельства правового значения не имеют. Вопреки доводам истцов АО «Авиакомпания «Россия» несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст.ст.13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» основаниями для взыскания с исполнителя компенсации морального вреда и штрафа являются установленный факт нарушения прав потребителей и неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя, в настоящем деле такие основания не установлены.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 23 апреля 2021 года по иску Шматова А.В., Шматовой О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот-Российские авиалинии» о взыскании убытков, штрафа и компенсации морального вреда отменить и принять по делу новое решение от отказе в удовлетворении иска.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи