ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7772/19 от 24.07.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

судья ФИО2 дело

25RS0-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2019 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда

в составе председательствующего ФИО9,

судей: Воробьевой Н.В., Марченко О.С.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к САО «ВСК» о взыскании страхового возмещения по частной жалобе ФИО6 (представителя ФИО8) на определение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск был оставлен без рассмотрения.

Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения ФИО6 (представителя ФИО8), возражения ФИО7 (представителя САО «ВСК»), судебная коллегияустановила:

ФИО8 обратился с иском к САО «ВСК» и просил взыскать страховое возмещение, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, убытки, судебные расходы.

Суд вынес определение, которым оставил иск без рассмотрения.

В частной жалобе представитель истца просит отменить определение суда как незаконное и необоснованное.

Рассмотрев дело в пределах частной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 222 ГПК РФ суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

При вынесении определения суд исходил из того, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок, установленный в статье 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В частной жалобе представитель истца указывает на то, что судом были неправильно установлены обстоятельства по делу, которые касаются получения почтового отправления с документами для получения страхового возмещения.

Из материалов дела следует, что с заявлением о страховой выплате по договору ОСАГО Маркин Т.В. обратился в САО «ВСК» 3 апреля 2017 года.

14 апреля 2017 года страховщиком была произведена страховая выплата в сумме 224828,5 рублей (л.д.111).

После установления стоимости восстановительного ремонта в размере 264000 рублей, Маркин Т.В. направил 7 мая 2018 года в адрес страховщика претензию о доплате страхового возмещения в сумме 39171,5 рублей, выплате неустойки и убытков (л.д. 137-139).

В акте № 9 о вскрытии почтового отправления с описью вложения от 14 мая 2018 года указано, что при вскрытии бандероли оказалось, что вложенная в бандероль копия доверенности не заверена нотариусом (л.д.132).

Из описи документов следует, что в бандероль было вложено: досудебная претензия, копия экспертного заключения, копия квитанции (3шт.), копия справки с указанием реквизитов лицевого счета, копия доверенности заверенная нотариально (2 шт.).

Суд посчитал, что установив при вскрытии бандероли недостаток в документах, страховщик обоснованно не получил документы. Такие действия не являются отказом от получения почтового отправления.

С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Из Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что при несогласии потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, он направляет страховщику претензию с приложенными к ней документами, обосновывающими требование, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.

К претензии должны быть приложены документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к их оформлению и содержанию, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего (заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) и т.п.).

Претензия должна содержать: наименование страховщика, которому она направляется; полное наименование, адрес места нахождения / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями; требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации; банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика; фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.

Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае): паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; документов, подтверждающих право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица; протокола и постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии; полиса обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

Претензия по выбору страхователя вручается страховщику под расписку или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика по почте заказным письмом с описью вложения, или передается иным способом (включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту, адрес которой указан на официальном сайте страховщика в сети "Интернет"), свидетельствующим о дате ее получения (5.1).

По результатам рассмотрения претензии страховщик обязан осуществить одно из следующих действий: осуществить выплату потерпевшему (или иному выгодоприобретателю) по реквизитам, указанным в претензии; направить отказ в удовлетворении претензии.

Основаниями для отказа в удовлетворении претензии являются: направление претензии лицом, не являющимся потерпевшим и не предоставившим документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность); непредставление оригиналов (заверенных надлежащим образом копий) документов, обосновывающих требования потерпевшего; в случае получения выплаты в безналичном порядке отсутствие в претензии указания на банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя); непредставление транспортного средства на осмотр.

Отказ в удовлетворении претензии направляется страховщиком по адресу, указанному потерпевшим в претензии (п.5.2).

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ч.1)

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по их адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п.63).

Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

На основании указанных правовых актов следует, что страховщик при вскрытии почтового отправления с объявленной ценностью с описью вложения должен проверить и удостовериться в том, что содержимое бандероли соответствует описи.

Производить оценку правильности составления документов и полноты представленных документов на стадии получения почтового отправления страховщик не вправе. Только после получения претензии и приложенных к ней документов, их проверки и оценки страховщик обязан осуществить одно из следующих действий: осуществить выплату потерпевшему (или иному выгодоприобретателю) по реквизитам, указанным в претензии, либо направить отказ в удовлетворении претензии.

В данном случае страховщик, который при проверке вложения, установив, что копия доверенности не заверена нотариально, фактически отказался от получения почтового отправления, что в соответствии со статьей 165.1 ГК РФ указывает на то, что отправление было доставлено.

Суд неправильно оценил представленные доказательства и сделал вывод, противоречащий фактическим обстоятельствам дела.

Поскольку имелись доказательства направления потерпевшим претензии страховщику и отказа от получения им документов, не имелось оснований признавать предварительный досудебный порядок не соблюденным.

Определение суда подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в тот же суд.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Уссурийского районного суда Приморского края от 15 марта 2019 года отменить.

Дело по иску ФИО1 к САО «ВСК» о взыскании страхового возмещения направить для рассмотрения в Уссурийский районный суд Приморского края.

Председательствующий

Судьи