ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-778 от 28.03.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-778 судья Матвеева Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Провоторовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело апелляционной жалобе ГУ ТО УСЗН ТО на решение Одоевского районного суда Тульской области от 20 декабря 2018 года по иску Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала Отдела социальной защиты населения по Узловскому району к Ермаковой Ирине Александровне, ООО «Узловский молочный комбинат» о взыскании излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала Отдела социальной защиты населения по Узловскому району к Ермаковой И.А., ООО «Узловский молочный комбинат» о взыскании излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В обоснование заявленных требований ссылались на то, что Ермакова И.А. является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет, на сына Ермакова К.Р., 27.06.2016 года рождения, на основании приказа ООО «Узловский молочный комбинат» от 30.06.2016 №40-от и списка получателей пособия по уходу за ребенком с приложением заверенных приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, ежемесячно предоставляемые в Отдел социальной защиты населения по Узловскому району. В ходе контрольно-проверочных мероприятий было выявлено, что свидетельство о рождении ребенка Ермакова К.Р. было выдано отделом записи акта гражданского состояния администрации МО Узловский район Тульской области 01.07.2016, то есть после 30.06.2016, в связи с чем назначение ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком не могло быть осуществлено ранее 01.07.2016. Неправомерное предоставление документов ООО «Узловский молочный комбинат» для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет на Ермакову И.А. привело к необоснованной выплате пособия в размере 75221,65 руб. за период с 28.12.2017 по 30.06.2018. 06.09.2018 в адрес ООО «Узловский молочный комбинат» и Ермаковой И.А. были направлены письма о необходимости погасить необоснованно полученные суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет, однако в добровольном порядке возмещение причиненного ущерба ответчиками не произведено.

Просили взыскать солидарно с Ермаковой И.А. и с ООО «Узловский молочный комбинат» излишне выплаченное ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет в размере 75221,65 руб. за период с 28.12.2017 по 30.06.2018.

Представитель истца ГУ ТО УСЗН Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в представленном суду заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя.

Ответчик Ермакова И.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом, в представленных возражениях исковые требования не признала, ссылалась на то, что право на отпуск по уходу за ребенком у нее возникло до 01.07.2016 и факт рождения ее ребенка подтвержден медицинским свидетельством о рождении серии , которое хранится в органе ЗАГС г.Узловая. По уважительным причинам она не смогла оформить свидетельство о рождении ребенка в июне 2016 года, поскольку медицинское свидетельство о рождении она получила на руки вечером 29.06.2016 или утром 30.06.2016. Получить свидетельство о рождении 30.06.2016, в четверг, не было возможным, поскольку в этот день ЗАГС не вел прием граждан, в связи с чем свидетельство было получено в ближайший день – 01.07.2016. В перечне документов, предоставляемых при оформлении пособия по уходу за ребенком, свидетельство о рождении ребенка указано как основной документ, подтверждающий факт существования ребенка. Полагала, что таким же документом может быть медицинское свидетельство о рождении, которое выдано на утвержденном бланке с водяными знаками и имеет законную силу в течение одного месяца с момента его выдачи. Работодатель ООО «Узловский молочный комбинат» назначил ей пособие по уходу за ребенком приказом от 30.06.2016 на основании медицинского свидетельства о рождении и всех документов, необходимых для его начисления.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Узловский молочный комбинат» по доверенности Пастухов А.Б. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Полагал достаточным для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставление документа-основания, подтверждающего страховой случай – факт рождения ребенка. Ермаковой И.А. было предоставлено медицинское свидетельство о рождении ребенка серии от 27.06.2016, согласно которого страховой случай наступил до 01.07.2016, то есть до вступления в силу Федерального закона РФ от 29.12.2015 №388-ФЗ, что указывает на законность применения п.7 ст.18 Закона РФ от 15.05. 1991 №1244-I, позволяющей выплатить пособие в двойном размере. Согласно справке от 22.12.2017, не выявив в рамках выездной проверки нарушений за период в котором было назначено ежемесячное пособие Ермаковой И.А., ГУ ТО УСЗН ТО фактически подтвердило позицию изложенную выше. К такому же выводу, ввиду наличия комментария «нарушений не установлено», в акте выездной проверки от 20.06.2017 №10р приходит Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Представитель третьего лица отдела ЗАГС МО Узловский район, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд постановил решение, которым отказал ГУ ТО УСЗН Тульской области в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ГУ ТОУСЗН Тульской области просит об отмене решения суда как незаконного, принятого с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Миляевой И.А. и Ильющенкова И.Е., возражения Ермаковой И.А. и представителя ООО «Узловский молочный комбинат» по доверенности Пастухова А.Б., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным процессуальным требованиям закона постановленное решение суда не отвечает.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В случае ухода за одним ребенком ежемесячное пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом установлены ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), которые предусматривают, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п. п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона.

В силу п. 7 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции, действовавшей до 30.06.2016, гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, вступившие в силу с 01.07.2016 и п. 7 ст. 18 Закона изложен в редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона № 1244-1 и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом № 1244-1, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона № 388-ФЗ, до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанным в настоящей части гражданам ежемесячная выплата, установленная пунктом 7 части первой статьи 18 Закона № 1244-1 (в редакции о Федерального закона № 388-ФЗ), не осуществляется.

Порядок предоставления пособия регулируется Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439.

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 были утверждены Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3-х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС.

Согласно п.5 данных Правил, выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Для предоставления пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет организации по месту работы граждан формируют список, в котором указываются: фамилия, имя, отчество лица, получающего пособие; число, месяц, год рождения ребенка; размер пособия; реквизиты организации по месту работы лица, получающего пособие, реквизиты организации федеральной почтовой связи по постоянному месту жительства лица, получающего пособие, или реквизиты счета, открытого по заявлению этого лица в кредитной организации (п.7 указанного Постановления).

В соответствии с п.7(1) Постановления, указанный выше список подписывается руководителем организации по месту работы лица, получающего пособие, заверяется печатью и ежемесячно представляется в орган в сфере социальной защиты населения по месту работы лица, получающего пособие.

Как видно из материалов дела, Ермакова И.А. состоит в трудовых отношениях с ООО «Узловский молочный комбинат».

Ермакова И.А. с 18. 09.1997 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, и с 12.01.2016 по 12.01.2021 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, т.е. Ермакова И.А. зарегистрирована и проживает на территории находящейся в границах зоны радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и согласно Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р и постановления Правительства РФ от 08.10.2015 №1074, данные территории отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

27.06.2016 у Ермаковой И.А. родился ребенок Ермаков К.Р.

На основании заявления Ермаковой И.А. от 30.06.2016, приказом ООО «Узловский молочный комбинат» от 30.06.2016 Ермаковой И.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, с 27.06.2016 по 27.06.2019.

Списки получателей пособия по уходу за ребенком с приложением заверенных приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет ежемесячно предоставлялись ООО «Узловский молочный комбинат» для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3-х лет на Ермакову И.А. за период с 28.12.2017 по 30.06.2018.

За период с 28.12.2017 по 30.06.2018 Ермаковой И.А. было выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 75 221руб.65коп.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении за назначением пособия со стороны ответчиков отсутствовала недобросовестность и ими не были предоставлены недостоверные сведения, влияющие на право получения пособия, страховой случай – рождение ребенка наступил до 30.06.2016.

С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Действительно, страховым случаем признается «уход за ребенком в возрасте до полутора лет» (п. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 165-ФЗ, п. 2 ст.1.3.Федерального закона № 255-ФЗ), страховым обеспечением является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 165-ФЗ).

Однако, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п.1). Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.2)( ст. 22 Федерального закона № 165-ФЗ).

Согласно п. 2. ст. 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Федеральный закон № 81-ФЗ).

Пунктом 6 ст.13 Закона №255-ФЗ и п.54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок), предусмотрено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо предоставляет работодателю заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении ребенка, справка с места работы отца ребенка на день обращения о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующего пособия и другие указанные документы.

Принимая во внимание, что в соответствии с Правилами предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3-х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439, именно организации по месту работы граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет, ежемесячно предоставляют в органы в сфере социальной защиты населения списки получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то они несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими, и полноту необходимых документов, предусмотренных для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установив, что свидетельство о рождении ребенка было выдано истцу только 01.07.2016, с заявлением о назначении и выплате данного пособия Ермакова И.А. обратилась к работодателю 30.06.2016, при этом, необходимые документы: свидетельство о рождении, справку с места работы отца ребенка на день обращения о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующего пособия, не представила, в связи с чем, работодателем был нарушен порядок предоставления документов для получения работником пособия.

При таких обстоятельствах, документально подтвержденного страхового случая для назначения и выплаты страхового обеспечения на 30.06.2016 не было, Ермакова И.А. на 30.06.2016 не являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, в связи с чем, на нее не распространяется норма ст. 8 Федерального закона №388-ФЗ о сохранении права на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом №1244-1(в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ №388-ФЗ).

Доводы Ермаковой И.А. и представителя ООО «Узловский молочный комбинат» о том, что нарушений порядка предоставления необходимых документов для назначения пособия не имелось, поскольку было предоставлено медицинское свидетельство о рождении ребенка, являются несостоятельными, т.к. медицинское свидетельство о рождении подтверждает лишь факт рождения ребенка и предназначено исключительно для последующей регистрации рождения в соответствующих органах, лишь свидетельство о рождении в соответствии с ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» является документом, содержащим необходимые сведения, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей и именно предоставление свидетельства о рождении указано в п.54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, в качестве необходимого документа для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Ссылки представителя ООО «Узловский молочный комбинат» на то, что их организацию проверяли на правильность расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и нарушений установлено не было, для правильного разрешения дела значения не имеют, поскольку материалами дела достоверно установлено, что работодатель проявил недобросовестность, не проверил должным образом пакет документов, предоставленных Ермаковой И.А., и необоснованно внес Ермакову И.А. в список получателей пособия по уходу за ребенком.

В соответствие с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.

В силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из положений ч.4 ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

Учитывая выше изложенное, и принимая во внимание, что основанием для незаконного начисления и выплаты Ермаковой И.А. пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в размере 75 221руб.65коп. послужило ее необоснованное включение работодателем ООО «Узловский молочный комбинат» в список (заявку), поданный в уполномоченный орган соцзащиты, судебная коллегия полагает, что именно работодатель должен нести ответственность по возврату излишне выплаченных денежных средств.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать постановленное решение в части отказа в удовлетворении иска в отношении ООО «Узловский молочный комбинат» законным и обоснованным, полагает необходимым отменить его в этой части, постановив решение о взыскании с ООО «Узловский молочный комбинат» излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 75 221руб.65 коп. за период с 28.12.2017 по 30.06.2018.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Одоевского районного суда Тульской области от 20 декабря 2018 года отменить в части, постановить новое решение, которым исковые требования Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала Отдела социальной защиты населения по Узловскому району удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Узловский молочный комбинат» в пользу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала Отдела социальной защиты населения по Узловскому району излишне выплаченное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 75 221руб.65 коп. за период с 28.12.2017 по 30.06.2018 и госпошлину в размере 2456руб.65коп. в бюджет МО г.Тулы.

В остальной части данное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу –без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи