ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО2
дело № г.
Судья ФИО3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2015 г. гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | ФИО1, |
судей: | ФИО4, ФИО5, |
при секретаре: | ФИО6 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 ФИО11 к государственному унитарному предприятию Республики Крым «ФИО12», публичному акционерному обществу «ФИО13», третьи лица Совет Министров Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым о признании незаконным отстранения от работы, допуске к работе, заключении трудового договора, возмещении неполученного заработка, выплате компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО7 ФИО14 на решение Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 09 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
17 марта 2015 года ФИО7 обратилась к ГУП «ФИО15», ПАО «ФИО16» с иском о признании незаконным отстранения от работы; возложении на ГУП «ФИО17» обязанности допустить ее к работе и заключить трудовой договор; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда.
Требования мотивированы тем, что она работала <данные изъяты> в ПАО «ФИО18». На основании распоряжения Совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ№р – 2 все имущество ПАО «ФИО19» передано на праве хозяйственного ведения вновь созданному предприятию ГУП «ФИО20», то есть произошла смена собственника имущества организации. 02.01.2015 года она вышла на работу согласно графика сменности, однако не была допущена к выполнению своих трудовых обязанностей на основании устных распоряжений директора ГУП РК «ФИО21» - ФИО8 Также ее не допустили к работе и в последующие рабочие дни.
21.01.2015 года она получила уведомление администрации ПАО «ФИО22» от 19.01.2015 года о прекращении трудовых отношений в связи с сокращением численности и штата работников, которое было подписано ФИО9 Однако, генеральным директором ПАО «ФИО23» решением Наблюдательного совета от ДД.ММ.ГГГГ назначен ФИО10 (л.д. 46).
Полагает, что поскольку не была уволена с ПАО «ФИО24» на момент смены собственника указанного целостного имущественного комплекса, не возражала против продолжения работы в ГУП «ФИО25», отказ ответчика в допуске ее к работе является незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 09 июня 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить и удовлетворить ее требования по основаниям, изложенным в иске.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения ФИО7 и ее представителя, представителей ГУП «ФИО26», ПАО «ФИО27» и Министерства сельского хозяйства Республики Крым, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ФИО7 с 23.09.2008 года работала в ПАО «ФИО28» в должности <данные изъяты> (л.д.6-7).
Публичное акционерное общество «ФИО29» было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей( Украины); местонахождение юридического лица – <адрес>.,<адрес> (л.д. 47).
Согласно ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 346-ФЗ, от 31.12.2014 N 506-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
05.01.2015 года регистрирующим органом Инспекцией ФНС по гор. Симферополю было принято решение об отказе в государственной регистрации Акционерного общества «ФИО30» (л.д. 51).
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (далее -постановление №2085-6/14) установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в приложении к данному постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Приложением к Постановлению Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 года является Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 204-1/14 внесены изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственность Республики Крым»: приложение к данному постановлению дополнено пунктом следующего содержания: «148. Имущество публичного акционерного общества «ФИО31», включая оборотные активы (юридический адрес: <адрес>, <адрес>)».
Статьей 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением №2085-6/14.
Как следует из вышеизложенного, со дня включения имущества публичного акционерного общества «ФИО32» в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением №2085-6/14, данное имущество учитывается как собственность Республики Крым.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики ФИО2.
Пунктом 8 части 1 статьи 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (статья 84 Конституции).
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» (далее - Закон №46-ЗРК) Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы; принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных п. 9 ч. 2 ст.2 Закона №46-ЗРК; определяет предмет и цели деятельности учреждений, дает согласие на учреждение ими представительств и филиалов, назначает на должность их руководителей, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними и др.
В соответствии с частью второй статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьей 2 Закона № 46-ЗРК, постановлением № 2085-6/14, распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым «ФИО33», Государственного унитарного предприятия Республики Крым «ФИО35» (далее - распоряжение №-р) создано ГУП РК «ФИО36», на праве хозяйственного ведения за ним закреплено имущество публичного акционерного общества «ФИО37», включая оборотные активы (юридический адрес: <адрес>, <адрес>, код <адрес>), т.е. имущество, учитываемое в соответствии с постановлением № 2085-6/14 как имущество Республики Крым.
Также распоряжением №-р определено, что ГУП РК «ФИО38» относится к ведению Министерства сельского хозяйства Республики Крым, которому поручено утвердить устав ГУП РК «ФИО39», осуществить мероприятия по его регистрации, назначить руководителя и обеспечить осуществление необходимых мероприятий, связанных с закреплением на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «ФИО40» имущества, указанного соответственно в подпунктах 5.1, 5.2 пункта 5 распоряжения.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства сельского хозяйства утвержден Устав ГУП РК «ФИО41» (л.д. 52).
Согласно п. 1.1 Устава ГУП РК «ФИО42» данное юридическое лицо создано от имени субъекта РФ-Республики Крым в соответствии с распоряжением Совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О создании ГУП РК «ФИО43» (л.д.52).
Согласно пунктов 1.3-1.6 Устава функции и полномочия собственника имущества осуществляет Совет министров РК и Министерство сельского хозяйства РК; предприятие находится в ведомственном подчинении Министерство сельского хозяйства РК; предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное имущество, находящееся в собственности РК; имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ГУП РК «ФИО44»; ДД.ММ.ГГГГ инспекцией ФНС по гор. Симферополю выдано свидетельство о государственной регистрации (л.д. 48).
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу п. 4 ст. 235 ГК РФ право собственности у предыдущего правообладателя прекращается при обращении в порядке установленном законом в государственную собственность имущества находящегося в собственности юридических лиц.
В соответствии со ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса. При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, трудовые отношения по решению нового собственника могут быть прекращены только с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером организации. Смена собственника имущества организации сама по себе не влечет каких-либо правовых последствий для других работников организации. С ними трудовые отношения продолжаются и при новом собственнике без какого-либо дополнительного оформления трудовых отношений.
В соответствии с абз. 3 п. 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.
Возражения ответчиков против заявленных исковых требований заключаются в том, что ФИО7 правомерно не допущена к работе в ГУП «ФИО45», поскольку заявление о приеме на работу она не подавала и с указанным работодателем трудовой договор ею не заключался. Совершение таких действий работником является обязательным для возникновения трудовых правоотношений, так как ГУП «ФИО46» - это вновь созданное юридическое лицо, не являющееся правопреемником ПАО «ФИО47». Положения ст. 75 ТК РФ не подлежат применению, поскольку ГУП «ФИО48» передано только часть имущества ПАО «ФИО49». ФИО7 до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ПАО «ФИО50».
Коллегия судей полагает такие доводы несостоятельными.
Совокупность вышеуказанных фактических обстоятельств, положения приведенных норм права, позволяют прийти к выводу, что в результате обращения имущества ПАО «ФИО51» в государственную собственность произошла смена собственника целостного имущественного комплекса, то есть всего входящего в его состав движимого и недвижимого имущества. В такой ситуации трудовые отношения с работниками продолжаются на прежних основаниях и условиях, если последние не заявят о своем отказе продолжать работу в связи со сменой собственника организации. Положения ст. 75 ТК РФ носят гарантийный характер и направлены на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т.е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в приведенных условиях. Иными словами, действие прежнего трудового договора при данных обстоятельствах не прекращается, новый трудовой договор не заключается и все условия, установленные прежним договором, должны применяться. При этом какого – либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется, т.е. оно презюмируется. В трудовую книжку работника в этом случае вносится запись о новом названии организации (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 года).
ФИО7 не отказалась от продолжения работы в связи со сменой собственника.
Отказ ГУП «ФИО52» допустить работника к выполнению трудовых обязанностей при продолжающемся действии трудового договора является неправомерным.
Ссылка ответчиков на то, что произошла смена собственника только в отношении части имущества, а не всего целостного имущественного комплекса ПАО «ФИО53», противоречат ст. 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года №2085-6/14, ст. 2-1 Закона РК от 30.07.2014 года № 38-ЗРК, п. 5.1 распоряжения СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ№-р, и положениям ГК РФ, в частности ст. 132 кодекса, определяющим понятие целостного имущественного комплекса как объекта недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности с завершенным циклом производства.
Тот факт, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства сельского хозяйства Республики Крым часть имущества ПАО «ФИО54» не было передано предприятию на праве хозяйственного ведения, а именно - торговое помещение площадью 19.2 кв.м, несколько земельных участков, не имеет правового значения, поскольку определяющим является не фактическое исполнение юридически закрепленного в нормативных актах перехода имущества к иному собственнику, а юридическое оформление оснований, объема и момента перехода права собственности на имущество: согласно постановления ГС РК от 30.04.2014 года №2085 -6/14 и ст. 2-1 ЗК РК от 31.07.2014 года №38-ЗРК со дня включения имущества в Перечень на него возникает право государственной собственности; в Перечень включено все имущество, а не его часть. Распоряжением СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ№-р за ГУП «ФИО55» также закреплено не часть имущества ПАО «ФИО56», а все имущество, включая оборотные активы (л.д. 295,75).
Поскольку ФИО7 не был заявлен отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника, последующие действия, совершенные от имени ПАО «ФИО57» и направленные на прекращение трудового договора между ФИО7 и ПАО «ФИО58», как то - издание приказа №938 от 12.01.2015 года исполняющим обязанности ПАО «ФИО59» ФИО9 об исключении с 22.03.2015 года из штатного расписания ПАО «ФИО60» должность <данные изъяты>, не влекут для истицы никаких правовых последствий.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Стороны не отрицают, что ФИО7 не допускалась к работе, начиная с 2.01.2015 года.
Предоставленный истицей расчет оплаты вынужденного прогула, исходя из среднедневной заработной платы <данные изъяты> рублей, и периода вынужденного прогула с 2.01.2015 года по 10.12.2015 года, соответствует сведениям о получаемой истицей заработной плате на момент отстранения ее от работы и ответчиками не оспаривается (л.д. 201-204).
Таким образом, в пользу ФИО7 подлежит взысканию неполученный заработок в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая период, в течение которого работник был незаконно лишен возможности трудиться, коллегия судей считает справедливым и разумным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, степени вины ответчика, определить размер компенсации морального вреда - <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 09 июня 2015 года отменить и постановить новое решение, которым иск ФИО7 ФИО61 удовлетворить частично. Признать незаконным отстранение ФИО7 ФИО62 от работы и обязать ГУП «ФИО63» допустить ФИО7 ФИО64 к выполнению работы <данные изъяты> ГУП «ФИО65». Взыскать с ГУП «ФИО66» в пользу ФИО7 ФИО67 средний заработок за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей. В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи: