ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7944/16 от 19.05.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Матякина Е.Е. Дело № 33-7944/16

Апелляционное определение

«19» мая 2016 года г. Краснодар

судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.,

и судей Пегушина В.Г., Диянова С.П.

по докладу судьи Пегушина В.Г.

при секретаре Лесных Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края, по доверенности < Ф.И.О. >4, на решение Советского районного суда <...> от 04 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края (Министерство) обратилось с иском к < Ф.И.О. >8, в котором просили: - признать недействительным (ничтожным) договор аренды лесного участка от 06.06.2014г. <...>а-007-01; - обязать < Ф.И.О. >8 возвратить по акту приема-передачи лесной участок, имеющий местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 51 А, часть выдела 21. Указали, что между сторонами был заключен договор аренды лесного участка, площадью 0,324га, по указанному адресу, в целях использования для ведения сельского хозяйства (пчеловодство). Участок передан по акту приема-передачи от 28.03.2014г.. Но поскольку предоставление части выдела противоречит п. 46 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2001г. <...>, в соответствии с которым минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для ведения сельского хозяйства является лесотаксационный выдел, считает, что заключенная сделка нарушает требования закона или иного правового акта, а потому заключенный договор является недействительным (ничтожным). Просили признать его таковым и расторгнуть договорные соглашения.

По делу привлечен в качестве соответчика < Ф.И.О. >5, которому по соглашению от <...>, с согласия истца (приказом от 13.05.2015г. <...>), предоставлено возможность на переуступку прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.

Обжалуемым решением Советского районного суда <...> от <...> в удовлетворении искового заявления Министерства отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства, по доверенности < Ф.И.О. >4, просит отменить обжалуемое решение, вынести новое об удовлетворении заявленных требований считая, что при рассмотрении дела были нарушены нормы материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения представителей Министерства, по доверенности < Ф.И.О. >6 и < Ф.И.О. >5, настаивающих на доводах жалобы; мнение < Ф.И.О. >5 и мнения < Ф.И.О. >8 и его представителя, по доверенности < Ф.И.О. >7, полагающих, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения райсуда по доводам жалобы не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки - п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьей 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, а согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Материалами дела установлено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности <...>а-007-01 от 06.06.2014г., заключенному между Министерством (арендодатель) и < Ф.И.О. >8 (арендатор), арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 0,3246 га, по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 21, учетная запись в государственном реестре 23-05- 01-06-016769, схема расположения и характеристики которого приведены в приложениях <...> и <...> (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора)-п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 раздел 1 Договора.

Пункт 1.1 раздела 1 Договора содержит сведения о приказе согласования раздела земельного участка из земель лесного фонда, и многократных приказах о внесении в него изменений.

Заключению договора предшествовал аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, о проведении которого было сообщено в средствах массовой информации сети Интернет и на основании которого с ответчиком, как выигравшим торги, заключен оспариваемый истцом договор.

Изложенное подтверждается наличием в материалах копий приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 06.04.2012г. <...>, приложений к нему, извещения о проведении аукциона, протокола прием заявок на участие в аукционе по продаже права от 07.06.2012г., списка акционеров, участвующих в аукционе, перечня победителей аукциона.

Порядок проведения и результаты аукциона, истцом не оспаривались.

Исследованные договор и приложения к нему, а также схема расположения и границы земельного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, акт приема-передачи, план лесного участка, дополнительное соглашение свидетельствуют о предоставлении ответчику сформированного объекта недвижимого имущества, имеющего определенные территориальные границы, позволяющего его идентифицировать и права на который зарегистрированы: лесной участок площадью 0,3246га, учетная запись в государственном лесном реестре: <...>, целевое назначение: защитные, твердолиственное хозяйство, для ведения сельского хозяйства (пчеловодство), номер квартала: 54А/часть 21, кадастровый <...>, запись регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...>, по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 21, учетная запись в государственном реестре <...>, с указанием точек расположения границ.

В материалах также имеется соглашение (договор) от 04.06.2015г. об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 06.06.2014г. <...>а-007-01, заключенный между < Ф.И.О. >8 (сторона -1) и < Ф.И.О. >5 (сторона -2), по условиям которого «сторона -1» обязуется передать, а «сторона -2» обязуется принять права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, определенного в п. 1.2 настоящего соглашения, по договору аренды лесного участка от 06.06.2014г. <...>а-007-01, заключенного между «сторона -1» и департаментом лесного хозяйства Краснодарского края, сроком действия до 28.06.2061г. и зарегистрированного за <...> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю-п. 1.1 раздел 1 Договора.

Пунктом 1.2. раздела 1 Договора определен предмет: лесной участок, предоставленный во временное пользование по договору аренды, в составе земель лесного фонда, находится в государственной собственности, площадью 0,3246 га, предоставленный для ведения сельского хозяйства (для пчеловодства), на срок действия согласно договора аренды, имеет местоположение: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 54А, часть выдела 21, номер учетной записи в государственном лесном реестре <...>, кадастровый номер лесного участка: 23:40:0507004:257.

Приказом от 13.05.2015г. <...> Министерство, предоставило согласие < Ф.И.О. >8 на совершение сделки с арендованным лесным имуществом - по передаче < Ф.И.О. >5 прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 06.06.2012г. <...> а-007-01 (п. 1 Приказа).

< Ф.И.О. >8 предложено в течение 90 дней со дня принятия приказа представить в Министерство, подписанный и зарегистрированный в органе государственной регистрации договоре переуступки прав и обязанностей (п. 2 Приказа).

Райсуд правильно учитывает, что заключенное соглашение истцом не оспаривается, а в отношении приказа, которым предоставлено согласие на совершение соглашения, каких-либо пояснений дано не было.

Как следует из п. 1 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011г. <...>, она разработана в соответствии с п. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ.

Статьей 67 Лесного кодекса РФ установлена обязательность проведения лесоустройства на землях лесного фонда, которое согласно статье 68 Кодекса включает, в том числе, проектирование лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков.

Статьей 69 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Кодекса.

Абзацем 9 п. 46 Лесоустроительной инструкции, на который ссылается истец как обоснование заявленного требования, установлено, что минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для ведения сельского хозяйства является лесотаксационный выдел.

В то же время следует учитывать и положения данной инструкции, где указано, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов - п. 58 Лесоустроительной инструкции.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов - п. 60 Лесоустроительной инструкции.

Таксация лесов проводится методом классов возраста, а этот метод заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу и продуктивности лесных насаждений, территориально хотя и разобщенных, но объединяемых единым возрастом. Первичной учетной единицей таксации лесов по методу класса возраста является лесотаксационный выдел, а первичной расчетной единицей - хозяйственная секция - абзац 1 п. 61 Лесоустроительной инструкции.

Пунктом 62 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов осуществляется по первому, второму или третьему таксационным разрядам. Таксационный разряд - показатель, характеризующий степень детализации и точности таксационных работ, который устанавливается в зависимости от размеров лесных кварталов, организационно-технических элементов правил заготовки древесины и заключается в определении минимального количества лесотаксационных выделов внутри лесного квартала.

Пунктом 90 Лесоустроительной инструкции определено, что при таксации леса территория каждого лесного квартала разделяется на первичные лесохозяйственные учетные единицы - лесотаксационные выделы.

Лесотаксационный выдел представляет собой ограниченный лесной участок, относительно однородный по почвенно-грунтовым условиям, по качественным и количественным показателям произрастающей на нем растительности, изменчивость которых не превышает нормативных допусков и обусловливает проведение на всей его площади одних и тех же мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов - абзац 2 п. 90 Лесоустроительной инструкции.

Смежные лесные участки разделяются на лесотаксационные выделы по качественным и (или) количественным признакам - абзац 3 п. 90 Лесоустроительной инструкции.

Согласно п. 111 инструкции при таксации лесов осуществляется отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения (яруса).

Ответчику предоставлялся в аренду лесной участок отнесенный к твердолиственному хозяйству с преобладающей породой «дуб», сведения о котором содержатся в ранее исследованных договорах и приложений к ним, а именно приложение <...> к договору от 06.06.2014г. <...>а-007-01 и приложение <...> к договору от 06.06.2014г. <...>а-007-01.

Изложенные сведения также содержатся в приложениях к ранее заключенному с ответчиком договору лесного участка от 26.06.2012г. <...>а-007, который соглашением от 06.06.2014г. между сторонами по делу был расторгнут.

В материалах дела имеются копии договора аренды лесного участка <...>а-013 от 21.04.2010г. приложение к нему, аренды лесного участка <...>а-012 от 02.03.2009г., заключенный между государственным учреждением Краснодарского края «Комитет по лесу» и ООО «Агросил -Юг» с приложение к нему.

В приложениях «Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке», земельный участок, выделенный ответчику, был отнесен к хвойному хозяйству с преобладающей породой «сосна», а в последующем «дуб» (характеристика лесного участка и его насаждений, также являющаяся приложением к договору).

С учетом изложенного, применительно к настоящему спору, суд верно пришел к выводу, что проведение таксации, и таксационный выдел необходимы для выявления качественных показателей ресурсов на ограниченном лесном участке.

В то же время п. 59 Лесоустроительной инструкции определено, что границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. N69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка - п. 31 Состава проекта.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 15 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04.04.2012г. N 126 внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: - изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; - изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; - иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 Состава лесохозяйственных регламентов.

Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ - п. 9 Состава лесохозяйственных регламентов).

С учетом изложенного, договор аренды лесного участка должен соответствовать лесохозяйственному регламенту в период действия договора, в материалах лесоустройства должны быть отражены количественные и качественные характеристики переданных в аренду лесных участков. Изменение объемов лесопользования на лесном участке возможно лишь в случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент, что осуществляется в установленном законодательством порядке.

Согласно ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Частью 2 данной нормы установлено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 17.12.2013г. N 12157/13, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом РФ (частью 7 статьи 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

С учетом изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что спор, фактически сводится к вопросу о несоответствии предоставленного в аренду лесного участка на основании состоявшегося аукциона, качественным его показателям, а не заключении сделки, нарушающей требования действующего законодательства или иного правового акта, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Решение Советского районного суда г. Краснодара следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Доводы жалобы представителя Министерства не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Краснодара от 04 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края, по доверенности < Ф.И.О. >4,. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: