ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-808/2021 от 08.02.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Хахина А.М. Дело № 33-808/2021

УИД 76RS0015-01-2019-001206-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.

судей Пискуновой В.А., Архипова О.А.

при секретаре Масловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле

08 февраля 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, апелляционному представлению заместителя прокурора Ярославского района Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 06 марта 2020г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и Прокурора Ярославского района Ярославской области отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Архипова О.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском к ФИО1, департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил: признать действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению ответчика ФИО2 (<данные изъяты>) Я.М. в список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017г.г. и на период до 2020г.» по Ярославскому муниципальному району на 2017г., незаконными; признать ничтожным договор от 13 марта 2017г. № 4, заключенный между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ФИО2 (<данные изъяты>) Я.М., МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района, об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты; взыскать с Администрации Ярославского муниципального района в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 251 494 руб. 32 коп., в бюджет Ярославской области – в размере 464 605 руб. 68 коп.

В обоснование исковых требований указал, что 13 марта 2017г. между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, <данные изъяты> (в настоящее время – ФИО2) Я.М., МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района заключен договор № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. В ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ярославской области, установлены нарушения бюджетного законодательства при включении ответчика ФИО2 (<данные изъяты>) Я.М. в сводный список участников мероприятий – получателей социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2016, 2017, 2018 годы. Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от 17.08.2016г., местом, откуда ответчик ФИО1 прибыла в Ярославский муниципальный район Ярославской области по месту новой регистрации: <адрес>, является: <адрес>. Административный центр Ярославского муниципального района находится на территории городского округа Ярославль, следовательно, при включении ответчика ФИО1 в список участников мероприятий – получателей социальных выплат Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района не учтено отсутствие одного из обязательных условий, предусмотренных п. 1.4 раздела III Правил. По мнению прокурора Ярославского района Ярославской области, указанный договор является ничтожным на основании положений ст. 166 ГК РФ, п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в суд с иском к ФИО1, МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района, в котором просил: признать недействительным договор от 13 марта 2017г. № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты; применить последствия недействительности сделки путем взыскания с ответчика ФИО1 в пользу истца социальной выплаты в размере 716 100 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что 13 марта 2017г. между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, <данные изъяты> (в настоящее время – ФИО2) Я.М., МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района заключен договор № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, предметом которого являлось обеспечение жильем молодого специалиста с использованием для этих целей средств федерального и областного бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598 и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № 222-п.

В ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ярославской области, было установлено, что средства бюджета в размере 716 100 руб. были использованы неправомерно, указанная социальная выплата произведена ответчику ФИО1 в нарушение п. 1.4 Раздела III Правил предоставления социальных выплат, являющихся приложением к программе, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № 222-п (далее – Правила), без достаточных к тому правовых оснований.

Определением Ярославского районного суда Ярославской области от 12.11.2019г. указанные гражданские дела объединены в одно производство (л.д. 210, т. 2).

При рассмотрении дела представитель истца департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по доверенности ФИО4, помощник прокурора Ярославского района Ярославской области Каныгина Т.И. исковые требования поддержали.

Ответчик ФИО1, представитель ответчика по доверенности ФИО5, по ордеру адвокат Пошехонов С.К. исковые требования не признали, сослались на добросовестное поведение ФИО1

Представители ответчика Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенностям ФИО6, ФИО7 возражали против удовлетворения исковых требований департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области, указав, что решение о предоставлении социальной выплаты принимает департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности ФИО8 исковые требования департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области поддержала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и заместитель прокурора Ярославского района Ярославской области, подав на решение апелляционную жалобу и апелляционное представление.

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований департамента и прокурора Ярославского района Ярославской области. В качестве доводов в жалобе указано, что вывод суда об осуществлении социальной выплати ответчику ФИО1 по недосмотру работников департамента является ошибочным. Департамент не наделен полномочиями по контролю за принятыми Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области решениями, обязанность по осуществлению проверки документов на департамент не возложена. Утверждение о наличии у департамента возможности отказать в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, исключить ответчика ФИО1 из сводного списка участников Программы, не соответствует Правилам предоставления социальных выплат. Вывод суда о том, что на момент заключения договора департаменту было известно о том, что ФИО1 не может являться участником Программы, не обоснован: на момент заключения договора ФИО1 имела регистрацию на территории Ярославского района Ярославской области. Вопреки выводам суда, спорная социальная выплата не относится к категории средств к существованию.

Заместитель прокурора Ярославского района Ярославской области в апелляционном представлении просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В качестве доводов в апелляционном представлении указано, что департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области не обладает контрольно-надзорными полномочиями в отношении деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем, вывод суда о том, что социальная выплата была произведена ошибочно, является неверным. Средства социальной выплаты носили целевой характер, к средствам существования не относятся.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Обжалуемое решение Ярославского районного суда Ярославской области от 06.03.2020г. указанным требованиям не отвечает.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 330 ГПК РФ). Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению (ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что 19.08.2016г. ответчик ФИО1 обратилась в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист», сославшись на то, что ответчик планирует улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в Ивняковском сельском поселении Ярославского муниципального района (л.д. 60-61, т. 2). К указанному заявлению ответчик ФИО1 приложила, в том числе, выписку из домовой книги от 17.08.2016г., согласно которой ответчик ранее была зарегистрирована <адрес> (л.д. 62, т. 2). Данными паспорта ответчика также подтверждается, что на момент обращения с заявлением от 19.08.2016г. ответчик ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С регистрационного учета по данному адресу ответчик была снята только 27.02.2018г. (л.д. 86, т. 2).

Протоколом рабочей комиссии Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 31.08.2016г. № 14 утвержден список состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территории на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 годы», включающий, в том числе, ответчика ФИО1 (л.д. 29, т. 1). 13 марта 2017г. между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрацией Ярославского муниципального района и ответчиком ФИО1, а также МОУ «Сарафановская средняя школа» был заключен договор № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, по условиям которого ответчик ФИО1 обязалась построить собственными силами жилье в сельской местности в соответствии с социальными нормами на каждого члена семьи и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья, департамент обязался перечислить социальные выплаты ответчику ФИО1 на возмещение части стоимости строительства жилья в пределах целевых средств, определенных свидетельством, срок строительства жилья определен с 13 марта 2017г. по 13 марта 2018г. (л.д. 6-8, т. 2). Факт предоставления социальной выплаты ответчику ФИО1 в размере 716100 руб. подтверждается платежным поручением от 06.04.2017г. № 327 (л.д. 63, т. 2).

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598, действовавшим на момент заключения оспариваемого договора, была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», одной из задач которой являлось удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № 222-п, действовавшим на момент заключения оспариваемого договора, была утверждена областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 – 2020 годы».

В соответствии с п.п. 34, 35 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598, право на получение социальной выплаты имели, в том числе, молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Под молодыми семьями и молодыми специалистами, понимались: молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере. Аналогичные положения содержались в п. 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014г. № 222-п.

Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 13 марта 2017г. № 4 был заключен в нарушение Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № 222-п, в связи с чем, данная сделка является недействительной. Ответчик ФИО1 переехала в сельскую местность из <адрес>, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, что свидетельствует об отсутствии факта переезда ФИО1 в смысле п. 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области. При этом, на дату подачи документов в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области ответчик ФИО1 была ознакомлена с условиями целевой программы и, как следствие, осознавала, что не может являться ее участником.

Заключенный между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области и ответчиками ФИО1, МОУ «Сарафановская средняя школа» договор от 13 марта 2017г. № 4 не соответствует требованиям: Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598 и действовавшего на момент заключения оспариваемого договора; Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № 222-п и действовавших на момент заключения оспариваемого договора.

За исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к ст.ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (п. 1 ст. 336, ст. 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (ст. 928 ГК РФ). Из материалов дела следует, что оспариваемый договор от 13.03.2017г. № 4 посягает на публичные интересы, поскольку создал препятствия для участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» неопределенному кругу лиц, которые могли бы претендовать на получение социальной выплаты.

Оснований для отказа во взыскании с ответчика полученной социальной выплаты в силу ст. 1109 ГК РФ не имеется. В соответствии со статьей 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Предусмотренных ст. 1109 ГК РФ обстоятельств, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, материалами дела не установлено. То обстоятельство, что в силу бюджетного законодательства обязанность возвратить в бюджет денежные средства, неосновательно перечисленные в пользу ответчика ФИО1, лежит на департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, не исключает право департамента требовать их возврата у ответчика на основании положений о последствиях недействительности сделки (п. 2 ст. 167 ГК РФ), согласно которым, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 06.03.2020г., как не отвечающее требованиям законности и обоснованности, следует отменить, принять по делу новое решение: признать недействительным договор от 13.03.2017г. № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и <данные изъяты> (ФИО2) Я.М., МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района; взыскать с ФИО1 в пользу департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области денежные средства, полученные в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы» в размере 716100 руб.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 06 марта 2020г. отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворить, исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить частично.

Признать недействительным договор от 13 марта 2017г. № 4 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и МОУ «Сарафановская средняя школа» Ярославского муниципального района, <данные изъяты> (ФИО16) ФИО3.

Взыскать с ФИО1 в пользу департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области денежные средства в размере 716100 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ярославского района Ярославской области отказать.

Председательствующий

Судьи