ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8277/18 от 07.12.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции слушала дело судья Ким Ю.В.

дело № 33-8277/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего Жельнио Е.С.

судей Овсянниковой И.Н., Флюг Т.В.

при секретаре Афанасьевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2018 года гражданское дело в г. Хабаровске по исковому заявлению прокурора Аяно-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество»,

по апелляционным жалобам Управления лесами Правительства Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июля 2018 года,

заслушав доклад судьи Флюг Т.В., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителей Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО1, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации ФИО2, действующих на основании доверенностей, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Аяно-Майского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности в течении одного года с момента вступления решения в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 15909828 га.

В обоснование иска указав, что проведенной проверкой выявлено нарушение требований лесного законодательства. При разработке лесохозяйственного регламента Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество», утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 №353-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 2004 года, в то время как срок давности таксации лесов установлен нормативно не более 10 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнений окружающей среды, что является нарушением прав неопределённого числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июля 2018 года исковые требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края удовлетворены.

Судом постановлено: обязать Управление лесами правительства Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 15909828 га.

В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края просит решение суда отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указав на доказательств, подтверждающих несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов требованиям законодательства. Полномочия по проведению лесоустройства на землях лесного фонда Хабаровского края у Управления лесами возникли с 2011г., однако исполнение указанного полномочия без соответствующего финансирования из федерального бюджета в виде субвенций невозможно. Главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства, от действий которого, связанных с размещением государственного заказа на выполнение лесоустроительных работ зависит финансирование субъекта РФ из федерального бюджета. Срок для исполнения возложенной обязанности установлен судом без выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, является неразумным, недостаточным и заведомо неисполнимым.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит решение суда отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указав на ненадлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, по итогам которого принято обжалуемое решение. При вынесении решения судом не определено какие именно действия Федеральное агентство лесного хозяйства должно осуществить для исполнения решения. Возлагая на агентство обязанность по финансированию работ по лесоустройству суд вышел за рамки заявленных исковых требований. Судом не учтено, что агентство не наделено полномочиями по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводства лесов.

Письменных возражений по доводам апелляционных жалоб не поступало.

Как следует из материалов дела судебное извещение о времени и месте проведения судебного заседания назначенного на 16.07.2018 Федеральным агентством лесного хозяйства не было получено.

Допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права является существенным, влекущим в соответствии с положениями п.2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену судебного постановления, в связи с чем, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Давая оценку обоснованности заявленных исковых требований, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу требований ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.

Из п.1 ст.68 Лесного кодекса РФ следует, что в содержание лесоустройства включается: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков (пункт 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516).

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов ( п.58 инструкции)

Периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет ( п. 31 Лесоустроительной инструкции).

Как следует из материалов дела при разработке лесохозяйственного регламента Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество», утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 №353-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 2004 года

Последнее лесоустройство на территории Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» проводилось в 1998 году, что подтверждается лесным планом Хабаровского края на 2009 – 2018 годы, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, (Таблица 4 - Изученность лесов, расположенных на территории Хабаровского края в пределах лесничеств).

Общая площадь территории Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» составляет 15909828га (п. 1.1.2 регламента Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 N 353-П).

Таким образом, не проведение лесоустроительных работ влечет нарушение действующего лесного законодательства, а так же создает угрозу потери лесов, нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникновению пожароопасной обстановки.

Разрешая вопрос о возложении обязанности по проведению лесоустроительных работ в Аянском лесничестве филиала КГКУ «Кербинское лесничество» судебная коллегия исходит из следующего.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В статье 83 Лесного кодекса РФ предусматривается передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация, как следует из содержания части первой данной статьи, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе:

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (подпункт 4);

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса (подпункт 6).

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4).

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (часть 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящей Методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно пункту 3 Правил органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений определяются также Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу положений статьи 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, из содержания приведенных положений, в том числе ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ №838, Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №837, следует, что они определяют источник и объемы предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных им полномочий, а также порядок распределения и расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций.

При этом признается, что обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2018 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено предоставление в 2016 и 2017 годах Хабаровскому краю субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 6 705 902,4 и 6 818 733,3 тыс. рублей соответственно.

Данные о том, что предусмотренные федеральным бюджетом субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не были предоставлены Хабаровскому краю либо предоставлены в неполном размере, судами не установлены и в материалах дела отсутствуют.

Возложение на федеральный орган исполнительной власти, не предусмотренной законом обязанности повлечет невозможность исполнения решения суда, что является нарушением требований ст.ст. 195,198 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, обязанность по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 15909828 га подлежит возложению на Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Судебная коллегия, с учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ, находит необходимым исходя из разумности и характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, установить срок исполнения решения суда в течении трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 23.11.2021.

Доводы апелляционной жалобы о том, что объемы финансирования не позволяют произвести лесоустройство, не являются основанием для освобождения от реализации обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют несудебный порядок разрешения.

Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июля 2018 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования прокурора Аяно-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» удовлетворить частично.

Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 15909828 га.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

Председательствующий Е.С. Жельнио

Судьи: И.Н. Овсянникова

Т.В. Флюг