ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-82/14 от 29.01.2014 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

 Судья Абдоков Н.М.                                    Дело № 33-82/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 января 2014 года                                    г. Черкесск

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

 председательствующего Болатчиевой А.А.,

 судей Боташевой М.М., Чепурова В.В.,

 при секретаре Урусове Р.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда КЧР от 18 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах ФИО1 к администрации Абазинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия и взыскании с администрации Абазинского муниципального района КЧР за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за 2011 год в размере <данные изъяты> копеек.

 Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Чепурова В.В., объяснения ФИО1, представителя ответчика - Правительства КЧР ФИО2, мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия,

 УСТАНОВИЛА:

 Хабезский межрайонный прокурор КЧР обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах ФИО1, сославшись на то, что ФИО1, как работнику МКОУ «<данные изъяты>», постоянно проживающей в сельской местности, а именно в <данные изъяты> Абазинского муниципального района КЧР, в соответствии с требованиями абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», действующего на момент правоотношений сторон и Закона КЧР № 40-РЗ от 5 июля 2011 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями», действия которого распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, полагается предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения в 2011 году в размере <данные изъяты> копеек, которые до настоящего времени не выплачены. Органы местного самоуправления и государственной власти республики не обеспечили надлежащее исполнение федерального и республиканского законодательства в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в 2011 году, что повлекло нарушение гарантированного права ФИО1 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

 Решением Хабезского районного суда КЧР от 18 сентября 2013 года заявленные исковые требования Хабезского межрайонного прокурора КЧР удовлетворены в полном объеме.

 В апелляционной жалобе ответчик- Министерство финансов КЧР просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, считая его необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указано на то, что признание их бездействия незаконным не соответствует нормам материального права, поскольку принятие Закона КЧР О Республиканском бюджете на 2011 год является непосредственно прерогативой Народного Собрания (Парламента Карачаево-Черкесской Республики), а Министерство финансов КЧР лишь исполняет принятый бюджет. Данное решение не отвечает требованиям полноты вынесенного судебного акта, поскольку суд при вынесении решения обосновал Указом Главы КЧР № 368 от 01 декабря 2011 года признание незаконным бездействия Правительства КЧР, однако в резолютивной части решения не указал Правительство КЧР, как представителя казны Карачаево-Черкесской Республики и не прекратил производство в отношении Министерства финансов КЧР. Также, ответчик не согласен с размером взысканной судебным решением суммы, так как она является отражением суммы начисленной ФИО1 на весь отопительный период, между тем, возмещение в данном случае предусматривает фактически произведенные расходы, подтвержденные платежными документами.

 В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение Хабезского районного суда КЧР от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, поскольку доводы жалобы являются несостоятельными и не основанными на законе.

 Представитель администрации Абазинского муниципального района КЧР и представитель Министерства образования и науки КЧР, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Представитель Министерства финансов КЧР направил в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие.

 Дело в соответствии с требованиями ст.ст.167, 327 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

 В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Из материалов дела видно, что ФИО1 обратилась с заявлением в прокуратуру о взыскании задолженности, образовавшейся по выплате компенсаций на оплату за отопление жилого помещения как педагогическому работнику за 2011 год (л.д№...); согласно данным трудовой книжки ФИО1 с <дата> по <дата> работала <данные изъяты> МКОУ «<данные изъяты>», а с <дата> и по настоящее время работает в МКОУ «<данные изъяты>» учителем <данные изъяты> (л.д. №...); согласно паспортным сведениям ФИО1, она проживает в <адрес> <адрес> (л.д. №...); согласно справке Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района КЧР № №... от <дата> ФИО1 не состоит на учете в УТ и СР администрации Абазинского муниципального района как получатель ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д№...); согласно письму администрации Абазинского муниципального района КЧР, поступившему в Хабезскую межрайонную прокуратуру по запросу от <дата> № №..., перед педагогическим работником ФИО1 имеется задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления (данные ООО «<данные изъяты>» филиал в КЧР). За отопительный период 2011 года ФИО1 оплачено за потребленный газ <данные изъяты> копеек (л.д. №...); из письма Главы администрации Абазинского муниципального района № №... от <дата> следует, что в конце 2011 года в Министерство образования и науки КЧР были предоставлены списки педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения и расчеты (л.д. №...).

 Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к выводу об удовлетворении иска.

 Так, удовлетворяя требования ФИО1 суд установил, что она работает учителем в МКОУ «<данные изъяты>», зарегистрирована и проживает в <адрес> <адрес>, за 2011 год оплатила услуги газоснабжающей организации по отоплению жилого помещения. То обстоятельство, что ФИО1 имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а компенсационные выплаты на оплату отопления жилого помещения за 2011 год ей не выплачивались, ответчиками не оспаривалось.

 В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

 Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

 В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст.2. Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

 Согласно п.2 «Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 377, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Министерство финансов Российской Федерации, согласно п.3 указанных Правил, предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в п.2 Правил цели.

 В соответствии со ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05 июля 2011 года № 40-РЗ меры социальной поддержки по возмещению расходов на оплату жилых помещений, отопление, освещение в виде ежемесячной денежной компенсации предоставляются педагогическим работникам республиканских государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории КЧР, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках на территории КЧР в указанной сфере не менее 10 лет. Согласно ст.2 этого же закона возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения производится в размере 100% и рассчитывается согласно п.2 Методики расчета объема субвенций бюджетам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КЧР для осуществления отдельных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках на территории КЧР (далее – Методики), являющейся приложением к данному закону, и объем возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки не может превышать расходы за фактически предоставленные педагогическому работнику жилищно-коммунальные услуги.

 Согласно п.1 ст.10 Закона КЧР № 40-РЗ от 05 июля 2011года финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе КЧР о республиканском бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

 В силу ст.5 Постановления Правительства КЧР от 22 июля 2011 года № 226 средства направляются Министерством финансов КЧР Министерству образования и науки КЧР на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления, освещения.

 Удовлетворяя исковые требования в части признания бездействия администрации Абазинского муниципального района, Министерства финансов КЧР, Правительства КЧР, суд первой инстанции исходил из перечисленных правовых норм федерального и республиканского законодательства, указав, что ответчиками суду не представлено доказательств, подтверждающих исполнение указанными уполномоченными органами требований федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим работникам по компенсации фактически понесенных педагогическими работниками расходов на оплату отопления жилого помещения за 2011 год. Незаконность бездействия администрации Абазинского муниципального района КЧР выразилась, в том числе, в не возмещении органом местного самоуправления педагогическому работнику ФИО1 фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за 2011 год, тогда как согласно ст.6 Закона КЧР №40-РЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями в части предоставления мер социальной поддержки и обязаны осуществлять эти полномочия надлежащим образом. Из материалов дела и объяснений ФИО1 видно, что учителя, оплатив за отопление жилого помещения за 2011 год, неоднократно обращались за выплатой компенсации по месту работы и в орган местного самоуправления, а в Министерство финансов КЧР было направлено письмо о включении в проект республиканского закона о бюджета на 2012 год средств на погашение задолженности перед педагогами за 2009-2011 г.г. Незаконность бездействия Министерства финансов КЧР и Правительства КЧР выразилось, в том числе, и в нарушении положений Закона КЧР № 40-РЗ и Указа Президента КЧР №180 от 06 сентября 2010 года «Об утверждении Положения и структуры Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики». Так, Правительство КЧР не осуществило через уполномоченный орган исполнительной власти организационное, методическое руководство и контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий, в том числе, по оказанию мер социальной поддержки педагогическим работникам, а Министерство финансов КЧР в нарушение основных задач деятельности при составлении проекта республиканского бюджета на 2012 год не включило в проект закона расходы на выплату компенсаций по возмещению расходов на коммунальные услуги педагогическим работникам.

 Системное толкование вышеприведенных правовых норм по существу устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию таких мер должны ежегодно предусматриваться в бюджете субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Поскольку ответчики не обеспечили возможность реализации права педагога на предоставление указанных мер социальной поддержки, не предусмотрели в бюджете субъекта Российской Федерации на 2011 год необходимые средства на возмещение расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, ими в установленном законом порядке не были сформированы сметы расходов на компенсацию подлежащих предоставлению льгот и соответствующие заявки, то они тем самым нарушили права и законные интересы ФИО1 в сфере социальной поддержки.

 При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР, Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР, на основании чего судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, а решение суда в указанной части законным и обоснованным.

 Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с администрации Абазинского муниципального района в пользу ФИО1 задолженности по компенсации расходов, понесенных педагогом на оплату отопления за 2011 год, суд первой инстанции исходил из материалов дела, доказательств, представленных сторонами, в том числе, доказательств в виде информационного листка истории расчетов и данных газоснабжающей организации об оплате ФИО1 услуг по отоплению жилого помещения на состав семьи из <данные изъяты> человек. При этом, сторонами не оспорено право ФИО1 на возмещение расходов по оплате за отопление жилого помещения за 2011 год, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности и факт оплаты указанных услуг в полном объеме за 2011 год. Судом первой инстанции с администрации Абазинского района КЧР в пользу ФИО1 за счет казны КЧР взыскано <данные изъяты> 03 копеек задолженности по фактически понесенным педагогом расходам по оплате отопления за 2011 год.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил изменить решение в части размера взысканной судом суммы задолженности, полагая, что взысканию подлежит задолженность по расходам за оплату отопления в сумме <данные изъяты> копеек, предоставив суду расчет суммы задолженности по данному спору, произведенный в соответствии с Постановлением Правительства КЧР № 84 от 15 мая 2006 года «О нормах расхода природного газа, отпускаемого населению Карачаево-Черкесской Республики» и Постановлением Главного Управления КЧР по тарифам и ценам №135 от 28 декабря 2010 года «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению КЧР, на 2011 год».

 Представитель Правительства КЧР выразил согласие с представленным расчетом.

 Таким образом, сторонами по делу не оспорены размер задолженности и методика исчисления размера задолженности, подлежащей компенсации ФИО1 в качестве меры социальной поддержки.

 Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания с администрации Абазинского муниципального района в пользу ФИО1 за счет казны КЧР задолженности по компенсации педагогу фактически понесенных расходов по оплате за отопление жилого помещения соответствующими закону и обстоятельствам дела. В тоже время, судебная коллегия полагает, что решение в части размера взысканной с ответчика задолженности не отвечает в полной мере требованиям о законности и обоснованности судебного постановления. Так, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истца о взыскании с администрации Абазинского муниципального района за счет казны КЧР в пользу ФИО1 задолженности в размере <данные изъяты> копеек, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку при определении фактически понесенных педагогом расходов на оплату отопления жилого помещения подлежат учету такие обстоятельства, как расход газа в отопительный период с учетом количества приборов расхода газа, количества лиц, проживающих совместно с педагогом и розничная цена на газ, реализуемый населению. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что фактически понесенные ФИО1 расходы на отопление жилого помещения в отопительный период 2011 года составили <данные изъяты> копейки, как подтвержденные материалами дела и представленными суду сторонами доказательствами.

 Исходя из изложенного, судебная коллегия находит необходимым изменить решение в части размера задолженности, исходя из фактически понесенных ФИО1 расходов на оплату за отопление жилого помещения в 2011 году, оставив в остальной части решение суда без изменения.

 Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не являются основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку выводов суда первой инстанции не опровергают, сводятся к несогласию с решением суда и иной оценке установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.

 Судебная коллегия находит, что обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения по доводам апелляционных жалоб не установлено.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера задолженности, взысканной в пользу педагогического работника, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Министерства финансов КЧР без удовлетворения.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия,

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Хабезского районного суда КЧР от 18 сентября 2013 года в части размера взысканной с Абазинского муниципального района КЧР за счет средств казны КЧР в пользу ФИО1 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопительный период 2011 года в сумме <данные изъяты> копеек – изменить.

 Взыскать с администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу ФИО1 задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопительный период 2011 года в сумме <данные изъяты> копеек.

 В остальной части решение Хабезского районного суда КЧР от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов КЧР – без удовлетворения.