ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-830/2015 от 10.06.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Некрасова Ю.Г. дело № 33-830/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 10 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Баутдинова М.Т.,

судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,

при секретаре Чульдуме Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Г. к федеральному казенному предприятию «**» о возложении обязанности по присвоению класса квалификации водителя, установлении доплаты за классность, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Г. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 февраля 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Г. обратился в суд с названным иском к федеральному казенному предприятию «**» (далее – ФКП «**», предприятие, работодатель), указав, что с 27 сентября 2010 года работает в ФКП «**» в должности ** ведомственной пожарной охраны поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – ВПО СПАСОП). По итогам проведенных в 2011-2012 г. г. Абаканской транспортной прокуратурой проверок установлено, что водителям 1, 2 класса ВПО СПАСОП заработная плата должна начисляться по 8, 9 разряду. Истец является **, поскольку имеет допуск к категориям «А», «В», «С», «D», «E». В Положении об оплате труда, действующем на предприятии, размер тарифной ставки по 8 и 9 разряду составляет соответственно ** руб. и ** руб., в то время как истцу заработная плата начисляется по тарифной ставке, соответствующей 7 разряду (** руб.). Также в Положении об оплате труда по должности «**» предусмотрены доплаты за классность (класс квалификации): за второй класс – 10 %, за первый класс – 25 %. Класс квалификации истцу до настоящего времени не присвоен, доплата за классность не установлена, несмотря на соответствие истца требованиям занимаемой должности. Просил суд обязать работодателя начислять заработную плату по 9 разряду тарифной сетки Положения об оплате труда ФКП «**», утвержденного 2 июля 2013 года, исходя из тарифной ставки ** руб., произвести перерасчет заработной платы за август, сентябрь, октябрь 2014 года исходя из вышеуказанной тарифной ставки, а также присвоить 1 класс квалификации и установить доплату за классность в размере 25 % к окладу.

В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования и просил также взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию за причиненный материальный ущерб и моральный вред в общей сумме ** руб.

Определением суда первой инстанции от 24 февраля 2015 года производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности начислять заработную плату по 9 разряду тарифной сетки и осуществить перерасчет заработной платы за август, сентябрь, октябрь 2014 года по 9 разряду тарифной сетки прекращено в связи с отказом Г. от указанных исковых требований.

Решением суда оставшиеся исковые требования удовлетворены частично: с ФКП «**» в пользу Г. взыскана компенсация морального вреда в сумме ** руб. Также с предприятия в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме ** руб.

В апелляционной жалобе истца Г. содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, поскольку он имеет право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «E» и стаж работы на пожарном автомобиле, поэтому выводы суда об отсутствии оснований для установления доплаты за класс квалификации водителя не соответствуют обстоятельствам дела. Истец фактически допущен к работе ** ВПО СПАСОП при наличии права на управление транспортными средствами необходимых категорий и стажа вождения не менее трех лет, однако, работодателем не присвоен класс квалификации и не установлена соответствующая надбавка к заработной плате.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКП «**» Ч. просит состоявшееся по делу решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором (часть 2 статьи 22 ТК РФ).

В части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом). Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций (статья 29 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").

Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 введено в действие Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России (далее – Положение о ВПО СПАСОП). Пунктом 3 данного приказа руководителям аэропортов и авиационных предприятий в решении вопросов по противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропортов предписано руководствоваться Положением о ВПО СПАСОП.

Пунктом 5.3 Положения о ВПО СПАСОП предусмотрено, что к работе на пожарных автомобилях допускаются водители 1-2 класса, имеющие стаж работы не менее трех лет.

В соответствии с пунктом 1 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации на основании Постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 N 15а), квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("В", "С", "Д", "Е", трамваем или троллейбусом).

Из материалов дела усматривается, что Г. на основании трудового договора от 27 сентября 2010 года (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями) работает в ФКП «**» (ранее – ГУП РТ «**») в должности ** ВПО СПАСОП (с **).

2 июля 2013 года и.о. директора предприятия К. утверждено Положение об оплате труда ФКП «**», которое является основным документом, определяющим порядок начисления заработной платы работникам предприятия (пункт 1.2).

Разделом 5 приведенного Положения установлены доплаты за классность, которые производятся в соответствии с классом квалификации, присвоенному работнику на основании приказа директора по решению аттестационной комиссии. Размер доплаты за классность спасателя-водителя второго класса составляет 20 % от оклада, первого класса – 25 % от оклада. Вновь принятому работнику присваивается классность и категория за квалификацию после трех лет работы на предприятии согласно установленному порядку. Классы за квалификацию присваиваются в последовательности: второй класс, первый класс, при этом первый класс присваивается не ранее чем через один год после присвоения второго класса (пункты 5.1-5.3, 5.10, 5.13, 5.14).

15 октября 2013 года приказами и.о. директора предприятия К. №№ ** утверждены Положение о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарной автомобиле в ВПО СПАСОП ФКП «**» (далее – Положение о порядке присвоения квалификации), а также состав квалификационной комиссии по установлению класса водителям.

Пунктами 1.4, 1.5 Положения о порядке присвоения квалификации предусмотрено, что водители, впервые принятые на работу в ВПО СПАСОП на должность водителя пожарного автомобиля (спасателя-водителя, спасателя – старшего водителя) до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение и зачисляются водителем в боевые расчеты ВПО СПАСОП после получения ими допуска к вождению пожарного автомобиля по аэродрому. К управлению пожарными автомобилями ВПО СПАСОП допускаются водители пожарного автомобиля, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «В», «С», «Д», или «В», «С», «E», или «В», «С», «D», «E».

Указанным Положением также установлены порядок подготовки водителей, приема экзаменов и присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля. Так, присвоение класса квалификации водителя пожарного автомобиля и допуск к самостоятельной работе на пожарных автомобилях ВПО СПАСОП (в том числе, прием экзаменов, рассмотрение материалов) осуществляет квалификационная комиссия ФКП «**», о чем составляется протокол, после чего выдается свидетельство сроком действия на три года. Присвоение квалификации производится приказом директора ФКП «**» по представлению начальника ВПО СПАСОП на основании протокола квалификационной комиссии (пункты 2.4, 3.1, 3.10, 3.11, 4.1).

В представлении заместителя Абаканского транспортного прокурора, внесенном работодателю, указывается на нарушение требований пункта 5.3 Положения о ВПО СПАСОП, поскольку к работе водителей (водителей-спасателей) ВПО СПАСОП предприятием допущены водители без класса и 3 класса.

Г. имеет право вождения спецмашиной по аэродрому и обеспечения обслуживания воздушных судов, а также руководство подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам (л.д. 72). Также с 12 по 27 мая 2014 года он прошел подготовку по категории – Специфика работы на специальных агрегатах основных пожарных (Специальное первоначальное обучение водителей пожарных автомобилей), что подтверждено свидетельством АНО ДПО «**» (л.д. 73). С 20 по 28 ноября 2014 года истец обучался в ФГАОУ ДО «**» Росавиации на курсах «Повышение квалификации водителей пожарных автомобилей ВПО СПАСОП авиапредприятий (аэропортов) ГА», что подтверждено свидетельством (л.д. 101).

Доплата за классность истцу к заработной плате не установлена и не начисляется, что подтверждено расчетными листками, объяснением представителей ответчиков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. в части возложения на ответчика обязанности по присвоению истцу первого класса квалификации водителя, установления доплаты за классность и взыскании суммы материального ущерба, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт наличия у истца водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «E» не является основанием для установления работодателем доплаты за класс квалификации.

Судом также отмечено, что допуск к самостоятельной работе на пожарном автомобиле, а также присвоение водителю квалификации первого или второго класса производится квалификационной комиссией предприятия по результатам сданного экзамена.

Вместе с тем суд первой инстанции заключил, что Г., имея трехлетний стаж работы на предприятии в должности **, с 1 августа 2014 года получил право на допуск к сдаче экзамена по присвоению квалификации водителя второго класса, однако, по вине работодателя в отношении данного работника представление о присвоении класса в квалификационную комиссию не вносилось, чем нарушены трудовые права истца, что явилось основанием для частичного удовлетворения искового требования о компенсации морального вреда.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они основаны на правильной оценке доказательств и толковании подлежащих применению норм материального права.

Пунктами 3 и 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, установлено, что кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса - два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций. В состав квалификационной комиссии автотранспортного предприятия (цеха), кроме лиц, определяемых в соответствии с общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.

В пункте 4.3 Положения о порядке присвоения квалификации предусмотрены необходимые условия присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля первого класса: непрерывный стаж работы не менее двух лет в качестве водителя пожарного автомобиля второго класса ВПО СПАСОП, прохождение подготовки и получение соответствующего свидетельства, наличие водительского удостоверения с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В», «С», «Д», «E».

Кроме того, присвоение класса квалификации осуществляется с учетом дополнительных требований, предусмотренных пунктом 4.4 Положения о порядке присвоения квалификации, например, содержание работником вверенного автомобиля в исправном техническом состоянии, соблюдение служебной дисциплины, отсутствие нарушений правил дорожного движения и т.д.

Исходя из приведенных положений во взаимосвязи с вышеизложенными нормами ТК РФ, локальных нормативных актов, действующих в ФКП «**», следует сделать вывод о том, что присвоение квалификационного класса, являющегося основанием для установления доплаты к заработной плате, является компетенцией работодателя, который при решении указанного вопроса обладает определенной свободой усмотрения, поскольку вправе оценивать не только обязательные квалификационные требования для присвоения класса, но и иные обстоятельства, касающиеся осуществления трудовой функции работника, в частности, добросовестного отношения работника к своим трудовым обязанностям.

Однако при возникновении у работника права на присвоение квалификационного класса работодатель во всяком случае обязан инициировать соответствующую квалификационную процедуру, что непосредственно вытекает из его обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 22 ТК РФ.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (часть 3 статьи 196 ГПК РФ). Руководствуясь данной нормой процессуального закона, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности по присвоению истцу первого класса квалификации водителя, поскольку порядок присвоения квалификационного класса установлен локальным нормативным актом работодателя, который не может быть подменен судебным порядком. Установление доплаты за классность зависит от присвоения соответствующего класса квалификации.

Доводы истца о том, что фактический допуск к исполнению обязанностей ** ВПО СПАСОП, свидетельствует о признании работодателем его необходимой квалификации, являются несостоятельными. Кроме того, истцом не учтено, что первый класс квалификации водителя может быть присвоен последовательно только после установления второго класса квалификации.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение является законным и отмене не подлежит. Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения судом не допущено, а поэтому оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2015 года.

Председательствующий

Судьи