ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8460/18 от 20.12.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Валитова М.С. . Дело № 33-8460/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.

судей областного суда: Гапоненко Л.В., Крицкой О.В.

при секретаре Белодед К.О.

рассмотрела в судебном заседании 20 декабря 2018 года

дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска к ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» о возложении обязанности представить сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ-СТАЖ за календарный 2017 год».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска) обратилось в суд с иском к ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» о возложении обязанности представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование требований указало, что ответчик как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, начиная с 2017 года ежегодно не позднее 01 марта года, следующего за отчетным годом, должен представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные законом. ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» до <...> не представил истцу сведения о страховом стаже застрахованных лиц за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ.

Просило возложить обязанность на ответчика представить в ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска сведения о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.

Представитель истца ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска - Велигон Н.В. в судебном заседании требования поддержала. Пояснила, что председатель ТОС является застрахованным лицом, в связи с чем ответчик обязан подавать сведения необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Председатель ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» Решко Л.П. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что состоит в трудовых отношениях с Фондом развития ТОС САО г. Омска, получает заработную плату в данном фонде. В ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» отсутствует штат работников, поэтому заработная плата никому не начисляется.

Представитель третьего лица Фонда развития ТОС Советского АО г. Омска - Бабрицкий А.В. в судебном заседании с иском не согласился. Указал, что за председателя ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» производит необходимые отчисления и подает сведения о его стаже Фонд. ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» занимается общественной полезной деятельностью, собственного расчетного счета и штата работников не имеет, финансовой деятельностью не занимается.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска просит решение отменить. Указывает, что ТОС является юридическим лицом и зарегистрирован в качестве страхователя. Решко Л.П. избрана на конференции ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» председателем ТОС, следовательно, в силу абз. 3 ст. 16 Трудового кодекса РФ между ответчиком и Решко Л.П. существуют трудовые отношения, возникшие в результате избрания последней на должность. Таким образом, председатель ТОС является застрахованным лицом, соответственно ответчик обязан представлять о нем сведения по установленной форме и в установленном порядке. Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществление председателем ТОС деятельности на общественных началах не является обстоятельством, исключающим признание председателя ТОС застрахованным лицом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в САО г. Омска Велигон Н.В., представителя ТОС «Заозерный-3» Решко Л.П., представителя Фонда развития ТОС САО г. Омска Бабрицкого А.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» (ИНН № <...>) зарегистрировано в качестве юридического лица с <...>, в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска зарегистрировано с <...>.

<...> истец направил в территориальную организацию самоуправления требование о предоставлении в срок до <...> сведений о стаже каждого работающего застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ.

Не предоставление ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за 2017 год послужило основанием к обращению ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3» является общественной организацией, работники в штате которой отсутствуют, председатель ТОС осуществляет свою деятельность на добровольных общественных началах, какие-либо выплаты физическим лицам, участникам ТОС ответчик не производит.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователем является в числе прочих юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Страхователями в рамках Федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном страховании) признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона).

В силу ст. 7 Закона о пенсионном страховании застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 19 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 24 названной Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

В силу абз. 4 ст. 17 названного закона на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, следует, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам. В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Аналогичные разъяснения даны в письме Пенсионного Фонда РФ от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, в котором также указано, что в случае отсутствия оформления отношений по трудовому или гражданско-правовому договору представление отчетности в целях ведения сведений индивидуального учета за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Возражая против заявленных требований, Решко Л.П., как председатель территориальной организации самоуправления, ссылалась на то, что с ответчиком в трудовых отношениях не состоит, каких-либо гражданско-правовых договоров с ним не заключала, заработную плату получает в Фонде развития ТОС Советского АО г. Омска, с которым у нее заключен трудовой договор.

Указанные доводы ответчика подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

Так, <...> в качестве юридического лица зарегистрирован Фонд развития ТОС Советского АО г. Омска (ИНН № <...>), одним из учредителей которого является КТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» (в настоящее время ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3»).

Согласно распоряжению Администрации САО г. Омска № <...> от <...> в связи с образованием Фонда развития ТОС Советского АО г. Омска в целях содействия формированию эффективной системы территориального общественного самоуправления с <...> функции бухгалтерского учета и отчетности, оформления и регистрация трудовых отношений по органам территориального общественного самоуправления (КТОСам) переданы Фонду развития ТОС Советского АО г. Омска.

В соответствии с Уставом ТОС «ЗАОЗЁРНЫЙ-3», утвержденным <...>, территориальное самоуправление «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» является добровольным объединением граждан по месту их жительства на части территории г. Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 1). Учредителями ТОС являются граждане РФ, проживающие в границах территории, указанной в ч. 2 ст. 2 Устава и достигшие шестнадцатилетнего возраста, которые вправе участвовать в решении вопросов, отнесенных к компетенции ТОС, знакомиться с бухгалтерской отчетностью и иной документацией, обжаловать решения органов ТОС, безвозмездно пользоваться оказываемыми им услугами (ст. 3).

Основными видами деятельности ответчика, согласно Уставу, являются самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения на территории своей деятельности и взаимодействие с органами местного самоуправления г. Омска в решении вопросов, непосредственно касающихся жителей территории, на которой осуществляется ТОС (ст. 5).

Структура органов ТОС представляет собой: высший орган управления ТОС на территории действия ТОС – конференция граждан, комитет – коллегиальный исполнительный орган ТОС, избираемый для осуществления основных направлений деятельности, реализации целей и задач ТОС в период между конференциями граждан, председатель комитета – единоличный исполнительный орган ТОС, ревизионная комиссия – орган ТОС, создаваемый для контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности ТОС (ст. 9).

Статьей 13 Устава определено положение председателя ТОС в структуре органов. Так, председатель возглавляет комитет, может осуществлять свои полномочия на общественных началах, избирается из числа членов комитета на конференции граждан, срок полномочий определяется сроком полномочий комитета, но не может превышать 4 года.

<...> между Фондом развития ТОС Советского АО г. Омска, в лице исполнительного директора Колобовой Н.Б., (работодатель) и Решко Л.П. (работник) был заключен трудовой договор № <...>, согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности специалиста 2 категории. <...>Решко Л.П. и работодатель заключили дополнительное соглашение № <...> к названному договору, по условиям которого Решко Л.П. принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности председателя комитета ТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3». Срок договора ограничивался сроком пребывания работника на выборной должности.

Согласно приказу о переводе работника на другую работу от <...>№ <...>Решко Л.П. на основании избрания на должность была переведена с должности специалист 2 категории в ТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» на должность председатель комитета ТОС. Соответствующие записи были внесены в трудовую книжку Решко Л.П..

Из материалов дела следует, что Фондом развития ТОС Советский АО г. Омска <...> за Решко Л.П. в Пенсионный Фонд РФ были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный 2017 календарный год

Таким образом, председатель комитета ТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» не является его работником, учредителем и (или) собственником имущества, в ТОС не ведется финансово-хозяйственная деятельность, не выплачивается заработная плата (иное вознаграждение), председатель комитета ТОС занимает указанную должность на выборных началах и является работником Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО города Омска, который производит выплату заработной платы и отчисления за работника в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска. Каких-либо иных работников в ТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» не имеется.

При таком положении, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к несогласию с выводами суда в части квалификации правоотношений между ТОС «ЗАОЗЕРНЫЙ-3» и его председателем, отклоняются судебной коллегией по изложенным выше мотивам.

Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию пенсионного фонда, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.

Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: