ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8462 от 06.05.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Анохин А.А. Дело № 33-8462\14 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    «06» мая 2014 года г. Краснодар

 судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего: Агибаловой В.О.

 судей: Пегушина В.Г., Диденко И.А.

 по докладу судьи: Пегушина В.Г.

 при секретаре: Иванове П.В.

 с участием прокурора: Стукова Д.Г.

 слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края < Ф.И.О. >6 на решение Усть-Лабинского районного суда от <...>; возражения на апелляционное представление и.о. начальника <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >8, и возражения представителя < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю по доверенности < Ф.И.О. >7.

 Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

 установила:

 Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю, в котором просил < Ф.И.О. >1 ответчика в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на закупку и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, всем осужденным, трудоустроенным в ФКУ ЛИУ <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю на нижеприведенных рабочих должностях и < Ф.И.О. >1 ФКУ ЛИУ <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю при поступлении денежных средств на соответствующие цели обеспечить приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, осужденным, трудоустроенным на должностях: подсобного рабочего (дезинфектор), подсобного рабочего, слесарь-ремонтник по сбору трансформаторных подстанций, портного, обувщика по ремонту обуви, электрогазосварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехника, каменщика, чистильщика канализационных тоннелей и каналов, санитара, бригадира, слесаря по сборке металлопластиковых окон, уборщика производственных и служебных помещений, сторожа (вахтера), рабочего по обслуживанию бани, машиниста по стирке и ремонту спецодежды (рабочий по стирке и ремонту спецодежды), слесаря по ремонту автомобилей, пекаря, тестовода, формовщика теста (формовщика), уборщика производственных и служебных помещений (дневальный ШИЗО), уборщика территории, машиниста крана автомобильного, выставщика. машиниста бульдозериста, машиниста экскаватора одноковшового, формовщика на производстве стеновых и вяжущих материалов, шихтовщика, сушильщика, садчика, футеровщика-камещика и обжигальщика стеновых и вяжущих материалов, токаря, фрезеровщика, электромонтера контактной сети, слесаря-ремонтника, машиниста насосных установок, повара, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции, и резчика мясопродуктов, аппаратчика химводоочистки, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (швейный), оператора котельной, съемщика - укладчика заготовок, массы и готовых изделий, съемщика изделий, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (швейный цех), контролера качества, резчиков материалов, комплектовщика, швеи, швеи (оверловщик), обрезчика, кухонного рабочего и дневального (уборщика служебных помещений). Указал, что при проведении проверки соблюдения требований трудового законодательства при осуществлении деятельности ФКУ ЛИУ <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю, были выявлены нарушения трудового законодательства РФ (ст.ст.7,37 Конституции РФ; ст.ст.212, 219, 221 ТК РФ). В нарушение требований действующего законодательства средства индивидуальной защиты, выданные осужденным, трудоустроенным на рабочих должностях, не соответствуют условиям труда, сертификаты или декларации соответствия на них отсутствуют. Неисполнение администрацией ФКУ ЛИУ <...> требований Федерального законодательства по обеспечению трудоустроенных осужденных сертифицированными или имеющими декларацию соответствия средствами индивидуальной защиты ставит под угрозу безопасность осужденных. Кроме того, на ответчике лежит обязанность по поддержанию в исправительных учреждениях Краснодарского края режима законности и охраны прав и законных интересов осужденных.

 Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда от 15.01.2014 года, в удовлетворении требований прокурора полностью отказано.

 В апелляционном представлении старший помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края < Ф.И.О. >6 ставит вопрос об отмене решения райсуда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление доказательств по делу.

 В возражениях на апелляционное представление и.о. начальник ФКУ ЛИУ-8 < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >8 просит решение оставить без изменений. Апелляционное представление без удовлетворения.

 В возражениях на апелляционное представление представитель < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю по доверенности < Ф.И.О. >7 считает решение суда законным и обоснованным.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, доводы возражений, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >5, участвующего в процессе и поддерживающего доводы представления; представителя < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю по доверенности < Ф.И.О. >9, и представителя ФКУ ЛИУ-8 < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю, по доверенности < Ф.И.О. >10, считающих решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

 В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осуждённым лицам.

 В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст. 99 этого же кодекса отражено материально-техническое обеспечение осуждённых к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осуждённых наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

 В соответствии с подп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей.

 Согласно подп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

 На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

 В силу положений ст. 9 названного закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с данным законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

 Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключённые, должны отвечать всем санитарным требованиям, причём должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

 В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25 ноября 2010 г. «Дело «Роман Карасёв против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключённых независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

 При рассмотрении дела судом первой инстанции не приняты во внимание доводы прокурора о нарушении требований п.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, что предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

 Также судом первой инстанции не учтены положения
требований статей 212, 215, 219 Трудового Кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты, несмотря на то, что прокурорская проверка показала, что эти нарушения имеются у ответчика.

 Таким образом, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, несмотря на отсутствие в материалах дела данных о полном и своевременном исполнении указанными государственными органами и федеральным казённым учреждением возложенных на них обязанностей, а также отсутствие сведений о принятии в соответствии с компетенцией каждого из них всех необходимых мер по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ЛИУ-8 нарушений действующего законодательства.

 Вышеуказанные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания и им не дана надлежащая оценка.

 В соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

 С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 апелляционное представление старшего помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края < Ф.И.О. >6 - удовлетворить.

 Решение Усть-Лабинского районного суда от 15 января 2014 года - отменить. Принять по делу новое решение.

 < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу: 1) выделить денежные средства на закупку и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, осужденным, трудоустроенным в ФКУ ЛИУ <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю на должностях подсобного рабочего (дезинфектор), подсобного рабочего, слесарь-ремонтника по сбору трансформаторных подстанций, портного, обувщика по ремонту обуви, электрогазосварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехника, каменщика, чистильщика канализационных тоннелей и каналов, санитара, бригадира, слесаря по сборке металлопластиковых окон, уборщика производственных и служебных помещений, сторожа (вахтера), рабочего по обслуживанию бани, машиниста по стирке и ремонту спецодежды (рабочий по стирке и ремонту спецодежды), слесаря по ремонту автомобилей, пекаря, тестовода, формовщика теста (формовщика), уборщика производственных и служебных помещений (дневальный ШИЗО), уборщика территории, машиниста крана автомобильного, выставщика, машиниста бульдозериста, машиниста экскаватора одноковшового, формовщика на производстве стеновых и вяжущих материалов, шихтовщика, сушильшика, садчика, футеровщика-камещика и обжигальщика стеновых и вяжущих материалов, токаря, фрезеровщика, электромонтера контактной сети, слесаря-ремонтника, машиниста насосных установок, повара, кухонного рабочего, резчика пищевой продукции, и резчика мясопродуктов, аппаратчика химводоочистки, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (швейный), оператора котельной, съемщика - укладчика заготовок, массы и готовых изделий, съемщика изделий, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (швейный цех), контролера качества, резчиков материалов, комплектовщика, швеи, швеи (оверловщик), обрезчика, кухонного рабочего и дневального (уборщика служебных помещений); 2) обязать ФКУ ЛИУ <...> < Ф.И.О. >1 по Краснодарскому краю при поступлении денежных средств на соответствующие цели обеспечить приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, осужденным, трудоустроенным на вышеперечисленных должностях.

 Председательствующий:

 Судьи: