ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8523/2016 от 04.05.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Александрина З.А. Дело № 33-8523/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 мая 2016 г. апелляционную жалобу ОАО «Лафарж Цемент» на решение Воскресенского городского суда Московской области от 16 октября 2015 г. по делу по административному иску ОАО «Лафарж Цемент» о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области № 1 от 28 апреля 2015 г. об устранении нарушений в области гражданской обороны,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя ОАО «Лафарж Цемент» – Мироновича Д.А.,

установила:

ОАО «Лафарж Цемент» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области от 28 апреля 2015 г. № 1 об устранении нарушений в области гражданской обороны.

В обоснование требований ОАО «Лафарж Цемент» указало, что в результате плановой выездной проверки по месту нахождения его филиала Отделом надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области было выдано оспариваемое предписание.

Согласно пунктам 1–4 предписания на Общество возложены обязанности по разработке плана гражданской обороны и по согласованию с органами местного самоуправления плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2015 г.; по разработке плана наращивания инженерной защиты организации; плана комплексной маскировки организации.

Однако, по мнению административного истца, данные требования являются незаконными, поскольку Общество не имеет категории по гражданской обороне и прекращает работу в военное время, у него отсутствует мобилизационный заказ; у Общества, основной деятельностью которого является производство цемента, отсутствует фактическая и техническая возможность переноса своей производственной деятельности в загородную зону вне зависимости от отнесения времени к военному.

В пункте 5 предписания указано на обязанность Общества осуществить организацию, планирование, подготовку и проведение эвакуационных мероприятий. Административный истец отмечал, что организация, планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий ОАО «Лафарж Цемент» осуществляет, о чем свидетельствует изданный в филиале Приказ «Об организации и ведении гражданской обороны, осуществлении мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 26 марта 2015 г. № 38.

В судебном заседании в суде первой инстанции представители административного истца ОАО «Лафарж Цемент» Миронович Д.А. и Кызым И.И. административный иск поддержали в полном объеме.

Представитель Отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области Воробьев Я.В. просил отказать в удовлетворении требований административного истца. В материалы дела был представлен письменный отзыв (л.д.81-84).

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 16 октября 2015 г. в удовлетворении требований ОАО «Лафарж Цемент» было отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Лафарж Цемент» просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель ОАО «Лафарж Цемент» по доверенности Миронович Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Отдел надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, был извещен.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 13 указанного Федерального закона, подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868) МЧС России осуществляет государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне.

Пунктом 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (утверждено приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06 августа 2004 г. № 372) территориальный орган осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Обязанности организаций осуществлять мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации. Данным Положением предусмотрено, в том числе, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3). Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4). Ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5). К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, относится, в том числе разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения (пункт 11).

В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утверждено приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14 ноября 2008 г. № 687) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий ) муниципального образования (организации) (пункт 3). План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 4). Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций (пункт 5). Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6). Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны (пункт 9). Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия, в частности по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты (в том числе разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих загородную зону производственную деятельность в военное время) – пункт 16.4; по световой и другим видам маскировки (в том числе определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения) – пункт 16.5.

В силу Приказа МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» план гражданской обороны разрабатывают организации, отнесенные к категории по гражданской обороне и (или) продолжающие работу в военное время.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 Порядка). В силу пункта 3 этого Порядка отнесению к категории по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся, проектируемые организации: имеющие мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

Постановлением Правительства Московской области от 22 октября 2010 г. № 928/50-ДСП утверждено Положение о порядке формирования Перечня организаций, которые продолжают функционирование на территории Московской области в военное время; предусмотрено, что держателем данного Перечня является Министерство экономики Московской области; органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области рекомендовано организовать работу по формированию и ведению перечней организаций, которые продолжат функционирование на территории муниципальных районов, городских округов Московской области в военное время.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной 03 апреля, 07 апреля, 09 апреля, 28 апреля 2015 г. Отделом надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области в отношении ОАО ««Лафарж Цемент», было вынесено оспариваемое предписание №1 от 28 апреля 2015 г. об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

В данном предписании указывалось, что Обществом не согласован с органом местного самоуправления план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2015 г., чем нарушены пункты 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 (пункт 1); в организации отсутствует (не разработан) план гражданской обороны с приложениями, чем нарушены требования пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804; пункты 5, 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687, приказ МЧС России №70 ДСП от 17 февраля 2012 г. (пункт 2); в организации отсутствует (не разработан) план наращивания инженерной защиты организации, чем нарушен пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 (пункт 3); в организации отсутствует (не разработан) план осуществления комплексной маскировки организации (не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке), тем самым нарушен пункт 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 (пункт 4); в организации не организовано планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий, чем нарушены пункты 9 и 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 (пункт 5).

Срок выполнения предписания установлен до 01 февраля 2016 г.

Разрешая требования ОАО «Лафарж Цемент» об оспаривании указанного предписания и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что предписание выдано уполномоченным лицом и основания для вынесения данного предписания имелись.

Исходя из того, что ОАО «Лафарж Цемент» является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей работу в военное время, суд пришел к выводу, что оно обязано было исполнять пункты 3, 4, 5, 6, 9, 16.4, 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687, но не исполнило этого.

Вывод суда о том, что ОАО «Лафарж Цемент» является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей работу в военное время, сделан после исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств (утвержденного руководителем администрации Воскресенского муниципального района 23 марта 2015 г. Перечня организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воскресенского муниципального района Московской области в военное время, о том, что предприятие Филиал ОАО «Лафарж Цемент» в г.Воскресенске Московской области, входит в перечень предприятий продолжающих свою работу в военное время, а также письма начальника управления территориальной безопасности и мобилизационной работы, начальника отдела по делам ГОЧС администрации Воскресенского муниципального района от 06 октября 2015 г. №325/ГО, о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. №1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» ОАО «Лафарж Цемент» имеет 2-ую категорию по гражданской обороне).

Вместе с тем, согласно информации, полученной судом апелляционной инстанции из Министерства экономики Московской области – держателя Перечня организаций, которые продолжают функционирование на территории Московской области в военное время (письмо от 20 апреля 2016 г. № 25исх.-1283/09), филиал ОАО «Лафарж Цемент» в Воскресенском районе был включен в указанный перечень в 2014 г. Однако в 2015 г. в связи со снятием мобилизационного задания данный филиал в перечень включен не был.

С учетом этого, судебная коллегия считает, что при проведении проверки и должностного лица надзорного органа не имелось оснований для включения в предписание пункта 3, а именно о нарушении пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Как указывалось выше, в данной норме предусмотрена разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих загородную зону производственную деятельность в военное время. Однако в 2015 г. филиал ОАО «Лафарж Цемент» в Воскресенском районе не относился к числу организаций, продолжающих работу в военное время.

Вместе с тем включение ОАО «Лафарж Цемент», расположенного по адресу: г. Воскресенск, ул. Гиганта, д. 3, в перечень организаций, имеющих категорию по гражданской обороне, подтверждается материалами дела, в том числе в ответе ГУ МЧС России по Московской области от 26 апреля 2016 г. № 5995-2-2-4, направленном в ответ на запрос Московского областного суда.

Кроме того, ОАО «Лафарж Цемент» включено в Перечень эвакоорганов и сборных эвакопунктов Воскресенского муниципального района, утвержденный постановлением главы Воскресенского муниципального района от 31 октября 2013 г. № 120-ПГ.

Следовательно, ОАО «Лафарж Цемент» обязано было выполнять требования пунктов 3, 4, 5, 6, 9, 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687, чего сделано не было.

Вопреки утверждениям представителя ОАО «Лафарж Цемент» наличие приказ директора филиала этого общества № 38 от 26 марта 2015 г. «Об организации и ведении гражданской обороны, осуществлении мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не свидетельствует о выполнении организацией в полной мере требований пункта 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утверждено приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14 ноября 2008 г. № 687), которым предусмотрено не только заблаговременное создание в мирное время руководителями организаций возглавляемых ими или их заместителями эвакуационных комиссий для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, но и регламентация деятельности эвакуационных комиссий положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны. Однако сведений об утверждении положения об эвакуационной комиссии в ОАО «Лафарж Цемент» в материалах дела не имеется. В вышеназванном приказе директора филиала определен лишь состав эвакуационной комиссии.

В связи с этим судом правомерно отказано в удовлетворении требований об оспаривании пунктов 1, 2, 4, и 5 предписания.

На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в признании незаконным пункта 3 предписания с вынесением нового решения об удовлетворении требований в части признания незаконным этого пункта. В остальной части решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 16 октября 2015 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 3 предписания отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области № 1 от 28 апреля 2015 г. об устранении нарушений в области гражданской обороны. Постановить в указанной части новое решение об удовлетворении требований в этой части.

Признать незаконным пункта 3 предписания отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области № 1 от 28 апреля 2015 г. об устранении нарушений в области гражданской обороны.

В остальной части решение Воскресенского городского суда Московской области от 16 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Лафарж Цемент» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи